0
3450
Газета Реалии Интернет-версия

09.10.2020 00:10:00

Подводники спасают гражданских моряков

Если на горизонте ни одного судна – это еще не приговор

Владимир Лодкин

Об авторе: Владимир Сергеевич Лодкин – независимый военный эксперт.

Тэги: АПЛ, спасение, SOS, подводники, АПЛ Нижний Новгород


АПЛ, спасение, SOS, подводники, АПЛ «Нижний Новгород» Фото сайта mil.ru

Служба на подводных лодках всегда считалась не только почетной, но и весьма суровой. За более чем вековую историю подводных флотов погибли сотни подводных лодок, причем не только в период войн, но и в мирное время. Более полутора тысяч до сих пор покоятся на дне океанов и морей.

Однако, к счастью, все-таки большинство выходов подводных лодок в море заканчивается благополучным возвращением домой. Мало того, бывают случаи, когда подводники еще и спасают попавших в беду моряков. Есть подобный уникальный опыт спасения гражданских моряков и у наших подводников.

9 июня 2014 года моряки атомного подводного ракетного крейсера «Воронеж» спасли в Белом море четырех членов экипажа и пассажира маломерного катера. По сообщению официального представителя Северного флота капитана 1 ранга Вадима Серга, экипажем маломерного катера «Баренц-1100», приписанного к порту Архангельск, был подан сигнал бедствия. Катер пытался обойти район с неблагоприятными метеоусловиями, но у него заканчивалось топливо. Морской спасательный центр Архангельской области направил в район бедствия спасательные катера «Метель» и «Лидер», а также вертолет Ми-8 объединенного авиаотряда со спасателями областной службы спасения.

Но ближе всех к району бедствия находился атомный подводный ракетный крейсер Северного флота «Воронеж», выполняющий плановые задачи боевой подготовки в Белом море. Меньше чем через час экипаж подлодки ошвартовал катер, терпящий бедствие, и принял на борт его экипаж и пассажира. К счастью, медицинская помощь морякам не понадобилась.

Подводники Северного флота участвовали в спасении терпящих бедствие моряков неоднократно. Так, в январе 2014 года экипаж атомной подводной лодки Северного флота «Нижний Новгород» спас троих рыбаков, потерпевших бедствие в Баренцевом море.

Тогда АПЛ «Нижний Новгород» пришла на помощь трем рыбакам, катер которых сел на мель в Мотовском заливе Баренцева моря. Информация о маломерном рыбацком катере, севшем на мель в районе мыса Черная Пахта и получившем пробоину, была получена радиотехническим постом наблюдения Северного флота, расположенным на острове Кувшин. С радиотехнического поста сигнал бедствия немедленно был передан на командный пункт Северного флота и оперативному дежурному МЧС.

В район терпящего бедствие рыбацкого катера была направлена атомная подводная лодка Северного флота «Нижний Новгород», которая выполняла задачи боевой подготовки в Мотовском заливе. Когда подводники убедились, что жизни рыбаков, высадившихся на берег, ничто не угрожает, было принято решение осуществить их доставку в ближайший населенный пункт с помощью быстроходного плавсредства. В скором времени потерпевшие бедствие рыбаки были эвакуированы с места происшествия дежурной группой отряда противодиверсионных сил Видяевского района базирования, а затем доставлены в поселок Видяево.

Но самым драматичным случаем оказался эпизод со спасением экипажем АПЛ «Даниил Московский» в 2012 году гражданских моряков рыболовного катера «Рыбачий», который затонул в Баренцевом море через несколько минут после приема терпящего бедствие экипажа на борт. Как вспоминал капитан катера мурманчанин Сергей Андрианов-Ушаков, сначала было страшно, а потом вернулся здравый смысл, заставивший действовать логично. Если бы не подводники Северного флота, он с партнером оказался бы на дне Баренцева моря. Атомная подводная лодка «Даниил Московский» спасла северян, потерпевших настоящее кораблекрушение.

Непосредственный участник событий рассказал о самом экстремальном эпизоде в своей жизни.

«Это был первый рейс суденышка после его покупки Сергеем. Он вместе с партнером Алексеем перегоняли катер из бывшей военной базы Лиинахамари в рыбацкое село Териберка. Планировали заняться туристическим бизнесом – возить в море любителей дайвинга. Но, видно, не судьба.

Шел второй день путешествия. Мотобот огибал полуостров Рыбачий, когда погода начала портиться.→Как вспоминал Сергей, волны поднялись очень быстро, хотели идти вдоль берега, так безопаснее. Связались с морским координационным центром, чтобы скорректировать курс, но там запретили. Сказали, что между нами и берегом работает подлодка и от греха подальше лучше идти по открытому морю.

Неожиданно в носовой отсек катера стала поступать вода. Видимо, бушующие волны ударили в борт чем-то твердым, возможно, бревном, что и вызвало течь. Нос «Рыбачьего» буквально в считаные секунды ушел под воду. Сергей и его напарник попытались повернуть катер к берегу, но не получилось: из-за наклона винт вышел из воды и судно потеряло ход. А потом отрубился и двигатель. Сергей по рации связался с координационным спасательным центром и передал сигнал SOS. Оттуда ему сообщили, что на помощь катеру вышли спасатели. Но спасателей все не было и не было. И вдруг на горизонте появилась рубка подлодки. Вскоре она взяла курс к месту ЧП. Это было похоже на чудо».

Позже Сергей узнал, что это была АПЛ «Даниил Московский»: «Субмарина находилась недалеко, но подводники сняли нас где-то часа через полтора».

Пока АПЛ «Даниил Московский» шла на помощь, катерники боролись за жизнь. Используя ручную помпу, они откачивали воду и следили, чтобы судно не опрокинулось. Еще немного и катер, подобно «Титанику», встал бы вертикально. Если бы это произошло, моряков ждала бы верная смерть. К счастью, к полузатонувшему катеру подводная лодка подошла очень вовремя.

Субмарина двигалась в надводном положении. Если бы эта махина внезапно всплыла с глубины, то от волны катер перевернуло бы без всякого шторма. Военные моряки перебросили трос с борта подлодки экипажу «Рыбачьего» и подтянули катер к себе. Перебраться дальше – дело техники, хоть и рискованное в условиях шторма.

«Подводники приняли нас шикарно, – рассказывал Сергей. – Устроили в кают-компании, дали сухую одежду, накормили. Нас осмотрел врач. Боялись, что у нас переохлаждение, ведь мы были мокрые как мыши».

«Даниил Московский» даже взял поврежденный катер на буксир. Но, увы, усилившаяся буря оборвала трос и суденышко ушло на дно. Сергей относится к случившемуся философски.

Весь обратный путь подводники для поднятия духа шутили над едва не утонувшими горе-предпринимателями. А уже к вечеру субмарина доставила потерпевших кораблекрушение на флотскую базу в Заозерск. И снова ушла в море – ведь выполнение учебных задач никто не отменял.

Так что если на море случилась авария и не видно на горизонте судна, спешащего на помощь, это еще не приговор. Наши подводники всегда готовы прийти на помощь. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Яхты, закаты и ветер в лицо

Яхты, закаты и ветер в лицо

Как почувствовать запах большой воды, находясь в пределах Восточно-Европейской равнины

0
8460

Другие новости