Американцы возвращаются к известной по XX веку практике локальных военных операций. Фото Национального управления архивов и документации США
Министерство обороны США продолжает развивать стратегические установки, определяющие формы и методы ведения войн в ближней и отдаленной перспективе. При этом руководство Пентагона во всех официальных документах ставит Россию во главе списка своих врагов и конкурентов. 2 октября Пентагон опубликовал открытую часть приложения к Стратегии национальной обороны (NDS) под названием «Нерегулярные войны» (IWA).
В предисловии к приложению IWA указывается, что нерегулярные войны (НВ), которые ВС США ведут уже более двух десятилетий, остаются ключевым элементом обеспечения национальной безопасности. А также главным инструментом борьбы с незаконными экстремистскими вооруженными формированиями в разных регионах планеты.
Формы и методы этого вида боевых действий могут претерпевать изменения, их суть остается неизменной. Требования к способности войск решать стоящие перед ними задачи таким способом тоже не меняются. Ведение НВ должно осуществляться в полном соответствии с федеральными законами. Именно поэтому руководство Пентагона приняло решение о включении регламента НВ в Стратегию национальной обороны.
Предполагается, что законодательное оформление правил ведения НВ позволит командирам разных степеней постоянно поддерживать на необходимом уровне профессиональные качества личного состава. Эффективно использовать этот вид боевых действий для противостояния террористическим организациям. А также обеспечит эффективное взаимодействие с союзниками и партнерами США при решении задач в данной сфере.
Как отмечают авторы приложения, введение такого дополнения в стратегический контекст обеспечения национальной безопасности не потребует значительных дополнительных ресурсов. Но должно будет сопровождаться принятием комплексных решений по эффективному использованию ресурсов, уже находящихся в распоряжении войск.
США находятся в состоянии глобальной конкуренции с рядом развитых стран, вынуждены отстаивать свои национальные интересы и добиваться постоянного превосходства над своими контрагентами. Стратегия НВ должна охватывать все аспекты конкуренции и конфликтов с потенциальными противниками Америки, включать формы и методы противостояния негосударственным организациям и основываться на опыте недавних конфликтов.
Нерегулярные боевые действия являются формой борьбы с субъектами государственной и индивидуальной природы, цель которых состоит в оказании положительного влияния на население территорий, где они ведутся. А также в сохранении законодательных норм и традиционных форм совместного проживания различных диаспор. В ходе НВ используются косвенные и асимметричные действия, хотя для подавления противника может применяться весь спектр боевых и других возможностей войск. Сюда входят:
– нетрадиционные методы борьбы с противником, направленные на реализацию стратегии США путем формирования и поддержки сил оппозиции для использования уязвимых мест в политической, военной, экономической и психологической системе враждебного государства;
– операции по стабилизации обстановки;
– обеспечение «внутренней обороны» иностранного государства;
– контртеррористические операции;
– операции по борьбе с повстанцами.
Все перечисленные действия по ведению НВ, указывается в приложении включают также целый ряд сопутствующих мероприятий. Это обеспечение военной информационной поддержки дружественным военным контингентам. Это операции в кибернетическом пространстве и подавление информационных сетей противника. Это блокирование финансовых структур противостоящих сторон. Это взаимодействие с гражданскими формированиями при проведении совместных операций.
Все это позволяет создавать благоприятную информационную среду и другие условия, необходимые для обеспечения защиты населения в зоне соперничества или конфликта.
Как оппоненты США, так и их сторонники все чаще стремятся добиться превосходства путем ведения НВ и отстаивания национальных интересов методами, которые находятся ниже порога ответного применения обычных ВС. Россия, Китай и Иран активно и согласованно проводят кампании по дезинформации, введению в заблуждение, саботажу и экономическому принуждению США к выгодным им действиям. В набор таких действий входят также использование прокси-серверов и проведение партизанских и тайных операций. В этом крайне сложном по части безопасности пространстве должно быть обеспечено понимание роли НВ как элемента стабилизации позиций конкурирующих государств.
В таких условиях Пентагон должен активно использовать все доступные технологические новшества. США необходимо творчески совмещать традиционную боевую мощь с превентивными, динамическими и неортодоксальными подходами к ведению НВ. Такие подходы позволят на должном уровне противостоять традиционным противникам, предотвращать их атаки, обеспечить превосходство в данной области и совместно с союзниками и партнерами создать благоприятные условия для поддержания равновесия сил в региональных масштабах.
В заключительной части обзора стратегии НВ отмечается, что МО США будет следовать скоординированному с союзниками и партнерами подходу к продвижению национальных интересов Америки. Пентагон продемонстрирует противникам, ведущим себя крайне агрессивно, свою естественную силу. Повысит возможности союзников и сторонников по обеспечению защиты национальных суверенитетов. Укрепит их приверженность к сохранению международных объединений. А также покажет им, что США являются наилучшим партнером на мировой арене. Совместные действия принесут взаимные выгоды и позволят достичь максимального эффекта в сдерживании общего врага.
Специалисты вашингтонского Института изучения войн (ISW) опубликовали отчет «Гибридная война России», где указали, что лидеры США недооценивают угрозу ведущихся Москвой гибридных войн (ГВ) против Вашингтона. Пентагон, по их мнению, фактически не готов к отражению многочисленных атак и подрывных действий противника.
По мнению ученых, если ВС США и другие американские ведомства и федеральные структуры будут и дальше следовать традиционным и рутинным методам стратегического сдерживании России, то Америка и ее союзники по НАТО обречены на поражение в гибридном противостоянии с Кремлем.
Эксперты констатируют, что гибридная война спецслужб РФ и созданных ими структур против США носит не условный и гипотетический характер, а активно ведется в кибернетическом пространстве. В информационной войне антагонисты Америки используют весьма эффективные технологии, средства и методы. Окончание этой войны не предвидится. При этом российское руководство отдает себе полный отчет, что НВ могут вестись не только в информационном пространстве, но и обрести форму конфликтов с использованием обычных вооружений, и твердо готово двигаться в этом направлении.
По мнению ученых, различие российского и американского подхода к ведению ГВ заключается в том, что в России этот вид противостояния рассматривается в самом широком смысле: как с применением оружия, так и без него. В то время как эксперты Пентагона считают, что действия могут считаться боевыми только в том случае, когда они непосредственно связаны с применением вооруженных формирований.
Специалисты ISW отмечают, что «Россия рассматривает гибридные войны как главную перспективу» трансформации будущих сражений, а не как временное явление. Конфликты в Сирии, Ливии, на Украине, в Венесуэле и в Белоруссии Москва рассматривает как ГВ. Такие войны должны навязать главам различных стран московские взгляды на мировой порядок, моральные ценности, национальные интересы и справедливое распределение природных ресурсов. Главной целью Кремля является замена лидеров различных стран на более лояльных или более послушных. Все это делается Москвой для подрыва мирового влияния США.
Эксперты института утверждают, что воззрения российского руководства носят параноидальный и преувеличенный характер. При этом не учитываются конфликты, в которых не участвуют мировые державы. Не рассматриваются другие страны, выступающие на мировой арене. И в ложном и искаженном свете представляются события, в которых Америка принимает непосредственное участие.
Россия признает, что не все происходящие в мире конфликты обретают характер ГВ, утверждают специалисты института. Но в будущем российские руководители будут использовать именно эту форму противостояния противникам и всеми способами избегать традиционных видов противодействия с использованием обычных вооружений. Москва предпочитает решать свои задачи, используя наемников, бойцов, которых нельзя идентифицировать, кибероперации и дезинформацию. При этом, отмечают эксперты, военные лидеры Америки готовятся к конфликту с Россией по устаревшим лекалам. Действующие подходы США по реагированию на «российскую угрозу» основаны на непонимании взглядов руководства России и подвергают Соединенные Штаты и их союзников «высокому риску стратегических поражений».
В заключение аналитики дают рекомендации военным и политическим лидерам Америки по противостоянию гибридным нападениям со стороны России. Прежде всего они советуют американским федеральным ведомствам более активно анализировать подходы России к конфликтам такого рода и привлекать к этому процессу экспертов. Лидеры США должны наконец-то осознать, что для России ГВ – это вид конфликта, а не один из его элементов.
Ученые предлагают обеспечить противостояние Москве как в Европе, так и во всем мире. Повысить степень координации действий различных федеральных ведомств и соответствующих учреждений союзников. Организовать эффективную поддержку структур, которые могут быть в первую очередь подвергнуты кибернетическим атакам. А также противодействовать России во всех секторах информационного пространства.
Одним из главных предложений специалистов ISW является рассмотрение соответствующими инстанциями США возможности применения обычных войск и вооружений в гибридных войнах с участием России.
Понятие «гибридная война» обсуждается в экспертной среде Америки уже довольно давно. Последние выкладки ученых института вряд ли окажут сколько-нибудь заметное воздействие на эти обсуждения. А советы, которые авторы доклада дали руководящим инстанциям Америки, высказывались неоднократно.
комментарии(0)