0
845
Газета Реалии Интернет-версия

15.10.2020 21:30:00

Звезда Павла Власова

К 60-летию легендарного летчика-испытателя

Тэги: павел власов, миг29, миг31, цпк им. ю.а. гагарина


павел власов, миг-29, миг-31, цпк им. ю.а. гагарина Власов в крайне сжатые сроки сумел организовать успешное проведение многих испытательных программ. Фото РИА Новости

Павел Николаевич Власов не нуждается в представлении. Его имя известно любому человеку, который мало-мальски интересуется авиацией. Герой Российской Федерации, заслуженный летчик-испытатель РФ, он выполнил большой объем летных испытаний на МиГ-29К. Участвовал в испытаниях МиГ-29, МиГ-31 и их модификаций. Он возглавлял ОАО «Летно-исследовательский институт (ЛИИ) имени М.М. Громова» – огромное градообразующее предприятие, на территории которого базируются летные базы многих самолетостроительных КБ и фирм. В настоящее время Павел Власов – начальник ФГБУ «Научно-исследовательский испытательный центр подготовки космонавтов имени Ю.А. Гагарина».

Восхождение

Павел Власов родился 13 октября 1960 года в городе Лебедин Сумской области. Это был небольшой заштатный городок, каких на Украине сотни. Одной из его достопримечательностей был военный аэродром, на котором вначале находилось Черниговское, а затем Харьковское высшее военное училище летчиков.

Отец Павла – Николай Иванович – во время Великой Отечественной войны летал стрелком-радистом, затем служил начальником дивизионной связи. Он не понаслышке знал многое и о войне, и об офицерской службе, и о самолетах. Поэтому неудивительно, что Павел поступил в Харьковское высшее военное авиационное училище летчиков. Учеба и служба давались молодому курсанту легко и уже через год – в 1978 году – Павел сделал первый самостоятельный полет на реактивном учебном самолете чешского производства Л-39. Еще через два года он самостоятельно вылетел на истребителе МиГ-21 разработки всемирно известного ОКБ им. А.И. Микояна, где Власову придется в будущем работать.

Когда в 1981 году Власов с отличием закончил училище, ему как одному из лучших выпускников предложили остаться работать в училище летчиком-инструктором. Хотя он и понимал, что обучение курсантов – важная работа, но ему хотелось большего. Власов решил стать военным летчиком-испытателем и поступать в Центр подготовки летчиков-испытателей ВВС в Ахтубинске. Но тут судьба вновь улыбнулась молодому инструктору. Школа летчиков-испытателей (ШЛИ) Министерства авиационной промышленности в городе Жуковский объявила очередной набор. В 1987 году Павел поступил в ШЛИ.

На прославленной фирме

После окончания ШЛИ в 1989 году Павел Власов начал работать в известном всему миру ОКБ им. А.И. Микояна. Его лично выбрал шеф-пилот фирмы, Герой Советского Союза, заслуженный летчик-испытатель СССР Валерий Меницкий, возглавлявший в то время ее летную службу.

Вот что написал Меницкий в книге «Моя небесная жизнь»: «Из молодых летчиков я бы еще хотел отметить Павла Власова. Павел был хорошо технически подготовлен, и это естественно – он принадлежал другому поколению летчиков и был одним из его лучших представителей. Он все схватывал на лету, впитывал в себя новое, как губка. Был очень дисциплинированным, к тому же отличался вдумчивостью, аналитическим подходом к заданиям старших товарищей. Он внимательно нас слушал, но при этом сохранял свою индивидуальность, а это очень важно, если ты хочешь достичь вершин мастерства. У Павла эта индивидуальность проявлялась очень ярко.

Я направил Павла на морскую тематику, и он наряду с нашими летчиками старшего поколения на ней работал. Этим ему было оказано большое доверие, и он это доверие оправдал. Я думаю, что он станет будущим шеф-пилотом фирмы». И Власов им стал.

Олег Антонович, Герой России, заслуженный летчик-испытатель

На вопрос, какими основными качествами обязательно должен обладать летчик-испытатель, я всегда отвечаю так: хорошей координацией движений, высоким техническим интеллектом и честностью. Как и у всех людей, у большинства летчиков-испытателей эти качества развиты неодинаково.

За свою долгую работу я встретил только трех летчиков, которые в полной мере обладали всеми этими качествами, один из них – Павел Власов.

Отличная координация движений в сочетании с хорошим вестибулярным аппаратом легли в основу его высокой техники пилотирования. Какими бы сложными ни были режимы полетного задания, инженеры уверены: если летит Власов, полет будет зачетным. Павел стал общепризнанным асом демонстрационных полетов не только на российском, но и на международном уровне.

Высокая техническая образованность наряду с природной смекалкой сделали Власова непререкаемым авторитетом у авиационных конструкторов при решении самых различных проблем.

Честность и порядочность, присущие Павлу, стали основой глубокого уважения, которым он пользуется не только у своих коллег, но и у высокого руководства.

Отличительной особенностью Павла Николаевича является способность принимать и осуществлять рискованные решения. Находясь рядом с ним, я часто ловил себя на мысли, что никогда не осмелился бы поступить так, как он. Но надо признать, что практически во всех рискованных делах он выходит победителем. Причем не только тогда, когда сам осуществляет свои решения, но и когда для реализации задуманного привлекает своих подчиненных. Это говорит о том, что он хорошо чувствует разумную грань риска, быстро и качественно анализирует складывающиеся обстоятельства.

На мой взгляд, самые тяжелые испытания на его долю выпали, когда он из Павла превратился в Павла Николаевича, став не только шеф-пилотом фирмы, но и руководителем нашего летно-испытательного подразделения, заместителем генерального конструктора.

Признаюсь, я с опаской наблюдал за первыми шагами Власова-руководителя, хорошо зная, как непросто дается первый практический опыт управления большими коллективами. Но Павел Николаевич и здесь проявил себя достойно. Работая порой по 24 часа в сутки, он сумел организовать в крайне сжатые сроки успешное проведение многих важных испытательных программ.

Преобразованное под его руководством летно-испытательное подразделение не только расширило свои функции, но и изменилось качественно.

Вадим Селиванов, летчик-испытатель РСК «МиГ» с 2009 года

Я впервые встретился с Павлом Николаевичем в октябре 2008 года. Поджарый, жилистый, очень занятой, одновременно говорящий по двум телефонам, по одному – на русском, по-другому – на английском. Взгляд глубокий. Решения быстрые, точные. Внутри уважение и интерес к новому человеку.

Демократичный отбор молодых летчиков после многочасовой беседы с действующими летчиками-испытателями-миговцами, большая часть из них Герои России и заслуженные летчики-испытатели. Сито индивидуального собеседования с ведущими инженерами по специальности и главное – проверки техники пилотирования на самолетах МиГ-29 и Ил-103 летчиками-испытателями в Луховицах.

После экзаменов Павел Николаевич, несмотря на занятость, постоянно отслеживал нашу учебу в Школе летчиков-испытателей имени А.В. Федотова.

Хотелось, чтобы ему всегда хватало сил и здоровья для столь интенсивного темпа работы и жизни. Как летчику – здоровья без ограничений и полетов без приключений!

Алексей Бокунов, летчик-испытатель РСК «МиГ» с 2009 года

Я познакомился с Павлом Николаевичем при прохождении отбора на испытательную работу. Меня, привыкшего к военной субординации, когда постоянно подчеркивается грань между командиром и подчиненным, поразили его простота и скромность в общении. А ведь он при жизни является легендой авиации.

Позднее, приступив к работе в корпорации, я сразу почувствовал заботу и внимание, которыми окружил нас, молодых летчиков, Павел Николаевич. Такое отношение окрыляет и вдохновляет на профессиональное совершенствование. Я мечтаю стать настоящим летчиком-испытателем, каким является Павел Николаевич Власов.

Полеты, полеты, полеты

Особую роль в карьере Павла Власова сыграли полеты, связанные с испытаниями корабельного варианта истребителя МиГ-29К. Первый раз он взлетел на нем в 1989 году, второй – 20 лет спустя. Это уже был совсем другой истребитель.

«Существенно снизились посадочные скорости у самолета, существенно улучшились характеристики управляемости. Увеличились радиусы и возможности боевого применения. Больше стала тяговооруженность. Поэтому уход с палубы авианосца стал возможен в различных метеорологических условиях», – отметил Павел Николаевич после посадки на палубу тяжелого авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов».

Как считает Власов, работать летчиком-испытателем в ОКБ им. А.И. Микояна было невероятно интересно, эта работа была далека от рутины и повседневности.

26 сентября 2001 года Павел Власов первым поднял в небо истребитель МиГ-29М2, затем два года спустя и МиГ-29ОВТ с отклоняемым вектором тяги двигателей. Он активно участвовал в испытаниях нового истребителя корабельного базирования МиГ-29К, а также МиГ-35 – многоцелевого российского поколения «4++» на базе МиГ-29.

Власов участвовал в международных выставках: в Ле-Бурже (Франция), в Фарнборо и Фэйрфорде (Великобритания), в Берлине (Германия), в Дубае (ОАЭ), в Бангалоре (Индия) и др. Отточенное мастерство пилотирования Павла Николаевича способствовало завоеванию мирового престижа корпорации и отечественной авиационной техники в мире.

В июле 2006 года шеф-пилот корпорации «МиГ» Герой России Павел Власов в ходе авиашоу «Эйр Тату», ежегодно проводимого на аэродроме Фэйрфорд перед салоном Фарнборо (Farnborough), получил две награды: Мемориальный меч короля Иордании Хусейна, под патронажем которого организовано и проводится шоу и Мемориальный переходящий приз имени маршала авиации Дениса Миллера за пилотирование не имеющего аналогов в мире сверхманевренного истребителя МиГ-29 с отклоняемым вектором тяги.

За высокое летное мастерство, мужество и отвагу, проявленные при испытаниях и доводке новой авиационной техники, указом президента Российской Федерации в 1996 году Власов награжден орденом Мужества. За мужество и героизм, проявленные при испытаниях авиационной техники, Власову присвоено звание Героя Российской Федерации (1998), почетное звание «Заслуженный летчик-испытатель РФ» (2003).

Новые горизонты

С 2002 года Павел Николаевич работал заместителем генерального директора по летной работе, начальником Летно-испытательного центра имени А.В. Федотова, начальником летной службы РСК «МиГ».

В его состав входили летно-испытательные комплексы в городах Жуковский, Луховицы и Ахтубинск. Штат работников Летно-испытательного центра приближался к 1,5 тыс. человек.

В 2010 году Павел Власов стал начальником ОАО «Летно-исследовательский институт им. М.М. Громова». Соглашаясь принять должность начальника ЛИИ, одним из условий он поставил сохранение статуса действующего летчика-испытателя РСК «МиГ».

При этом на него свалился огромный объем организационных вопросов – материально-технических, финансовых, кадровых в первую очередь, который требовал круглосуточной работы.

Большое количество принципиальных вопросов, по которым существовали различные точки зрения, решались не директивным указанием, а методом обсуждения и убеждения. В результате Павлу Николаевичу удалось сформировать коллектив единомышленников.

Наверное, найдется немного людей, которые могли бы совмещать летно-испытательную и руководящую работу так успешно, как делал это Власов.

Для людей, работающих в ЛИИ, Павел Николаевич являлся непререкаемым авторитетом. Так сложилось не только потому, что он был большим начальником. При его требовательности к людям он был требователен в первую очередь к себе. На его поддержку всегда можно было рассчитывать, он разделял со своими подчиненными ответственность за общую деятельность.

Выше нас только звезды!

24 ноября 2017 года генеральный директор госкорпорации «Роскосмос» Игорь Комаров представил коллективу ФГБУ «Научно-исследовательский испытательный центр подготовки космонавтов имени Ю.А. Гагарина» (ЦПК им. Ю.А. Гагарина) нового главу – Павла Власова.

«Уверен, что коллектив ЦПК под руководством Павла Николаевича Власова продолжит успешную работу по развитию пилотируемой космонавтики России», – сказал Игорь Комаров.

Спустя три года после назначения, можно сказать, что Власов с этой задачей справился. С его приходом в ЦПК произошли серьезные изменения: для космонавтов была введена обязательная вертолетная подготовка, он вновь готов привлечь военных летчиков к работе в ЦПК.

Власов считает, что «сегодня нам нужны космонавты-универсалы, которые могут быть командирами пилотируемых кораблей и станций, бортинженерами, врачами, учеными, проводящими научные эксперименты на борту МКС. Полагаю, в интересах лунной и последующих программ мы будем готовить не только космонавтов-испытателей, но и космонавтов-исследователей».

Власов активно ведет работы по подготовке к пилотированию нового корабля «Федерация», по реализации лунных планов, по интенсификации работы на борту Международной космической станции.

Говоря о роли человека на борту МКС и других космических аппаратов, он утверждает, что «люди без подпорки автоматов не смогут работать, а автоматы – без влияния людей, особенно на других планетах. Без людей нам не обойтись».

Работы на новом месте хватает, но Павел Власов с ней справится. И справится успешно! 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Россия импортозаместила украинские моторы

Россия импортозаместила украинские моторы

Дмитрий Литовкин

Новое производство позволит выпускать до 500 авиационных двигателей в год

0
9068
МиГ-41: реальный прорыв  или спекуляция

МиГ-41: реальный прорыв или спекуляция

Валерий Агеев

Технику нужно менять, когда она перестает соответствовать предъявляемым к ней требованиям

0
2909
Небесные амбиции Артема Микояна

Небесные амбиции Артема Микояна

Валерий Агеев

Как знаменитая фирма «МиГ» распорядилась доставшимся наследием

1
5958
Нью-Дели покупает «МиГи» и «Су» для противостояния Пекину

Нью-Дели покупает «МиГи» и «Су» для противостояния Пекину

Владимир Карнозов

Столкновения на китайско-индийской границе стимулировали приобретение российского оружия

0
5656

Другие новости

Загрузка...