Оперативно-тактический комплекс «Искандер» может быть оснащен спецбоеприпасами, от которых Россия никогда не откажется. Фото с сайта Министерства обороны РФ
Свершилось: 24 октября, после того как Гондурас сдал свою ратификационную грамоту, Договор о запрещении ядерного оружия (ДЗЯО) получил свои необходимые 50 ратификаций.
В июле 2017 года на Генеральной Ассамблее ООН 122 страны проголосовали за ДЗЯО – договор, который, согласно статье 1, запрещает разработку, испытание, производство, изготовление, владение ядерным оружием, а также его применение или угрозу применения. Договор был создан для заполнения правового пробела в режиме ядерного нераспространения, а также следования статье 6 Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО). Согласно статье 15 ДЗЯО, Договор «вступает в силу по прошествии 90 дней после сдачи на хранение пятидесятой ратификационной грамоты». Теперь у ДЗЯО есть 50 ратификаций (и 84 подписи), а значит, 22 января 2021 года он вступит в силу.
Это большая символичная победа государств и НПО, выступающих за запрещение и полное уничтожение ядерного оружия, исторический момент в движении против ядерного оружия. В 1995 году группа НПО выпустила известное заявление «Abolition 2000», целью которого было «определенное и безоговорочное устранение ядерного оружия», а спустя почти три десятка лет, 22 января 2021 года, появится международный документ, юридически запрещающий это оружие. ДЗЯО – это итог усердной работы поколений активистов, НПО, парламентариев, региональных правительств и дипломатов со всего мира. Появилась легальная площадка для дальнейшей стигматизации ядерного оружия и привлечения большей поддержки этой идеи со стороны НЯОГ.
К тому же Договор так или иначе будет влиять на поведение государств, не являющихся участниками Договора. Сторонники ДЗЯО ставят этот Договор в один ряд с Конвенцией о запрещении химического оружия и Конвенцией о биологическом оружии. Теперь государства – участники ДЗЯО смогут называть ядерное оружие запрещенным оружием массового уничтожения (правда, с оговоркой, что является оно таковым в рамках ДЗЯО).
Согласно статье 8 ДЗЯО, в течение одного года после вступления Договора в силу Генеральный секретарь ООН созывает государства – участников ДЗЯО на первое совещание, на котором будут рассматриваться выполнение Договора и решение вопросов, связанных с его применением и осуществлением. Такие совещания будут проходить на двухгодичной основе (если не будет решено иначе). А спустя пять лет существования ДЗЯО Генсек ООН созовет «конференцию для рассмотрения действия Договора и прогресса в достижении целей Договора». Затем подобные обзорные конференции будут проходить раз в шесть лет (если не будет принято иное решение).
В течение первых 30 дней после вступления Договора в силу государства-участники должны (согласно статье 2) предоставить Генсеку ООН заявление, в котором государство объявляет: имело ли оно в своем распоряжении ядерное оружие, ликвидировало ли оно свою ядерную программу, каков ядерный статус страны в данный момент, имеется ли на его территории ядерное оружие – свое или других стран.
Согласно статье 3, в течение 180 дней после вступления ДЗЯО в силу государство, которое еще не заключило с МАГАТЭ соглашение о всеобъемлющих гарантиях, должно начать переговоры по такому соглашению. Соглашение должно начать работать «не позднее чем через 18 месяцев после вступления» ДЗЯО в силу.
В статье 5 ДЗЯО говорится, что страны-участницы должны принять все необходимые меры на национальном уровне (правовые, административные и др.), направленные на пресечение любых действий, запрещенных в рамках ДЗЯО.
Также ввиду того, что государства так и не назначили компетентный международный орган, который будет согласовывать и проверять необратимую ликвидацию программ ядерного оружия, после вступления ДЗЯО в силу Генсек ООН созовет совещание государств-участников для принятия необходимых решений по этому вопросу. С момента появления ДЗЯО против него выступили все ЯОГ, более того, оказывали давление на своих неядерных союзников, чтобы те не поддерживали и не присоединялись к Договору. Недавно правительство США даже потребовало от государств – членов ДЗЯО выйти из него, чтобы предотвратить вступление Договора в силу. ДЗЯО – не просто избавление от ядерного оружия, это еще и попытка ликвидировать привилегированное положение государств, обладающих таким оружием. Привилегированность просматривается во множестве аспектов: роль ЯОГ в обзорном процессе ДНЯО, постоянное членство ЯОГ в Совбезе ООН и обладание правом вето, возможность вести политику ядерного сдерживания, которое укрепляет национальную безопасность этих стран. Захотят ли страны поддерживать ДЗЯО, тем самым отказываясь от своих привилегий? Вы бы отказались? Тем более что, отказываясь от ядерного оружия, ЯОГ не получают ничего взамен. К этому добавляются заявления ядерных стран, что ДЗЯО разрушит режим ядерного нераспространения, к тому же это плохо проработанный договор, разобщающий страны – участницы ДНЯО и т.д.
Серьезная проблема ДЗЯО – отсутствие четкого определения органа, который будет осуществлять верификацию отказа государства от ядерного оружия. На данный момент нет ни определения, ни самого органа. Попытка возложить дополнительные функции на МАГАТЭ вызовет негативную реакцию стран ЯОГ и их союзников. Также неясно, как будут решаться финансовые издержки реализации обязательств по новому Договору.
Напоследок хочется напомнить, что мы сейчас живем в мире, где разваливается контроль над вооружениями, находятся в кризисе другие международные договоры (Совместный всеобъемлющий план действий, Договор об открытом небе), модернизируется ядерное оружие стран, растет роль оружия в доктринальных документах. ДЗЯО в таких условиях выглядит не таким важным (хотя есть многие люди, которые с этим не согласятся).
Тем не менее ДЗЯО – это новый виток в борьбе за ядерное разоружение и мир без ядерного оружия, новая повестка для режима ядерного нераспространения и международной безопасности в целом. Во время всех сессий Подготовительных комитетов (Препкомы) Конференции по рассмотрению действия ДНЯО – ДЗЯО упоминался в «примерно 5,5% от общего числа документов всех трех Препкомов». Это меньше даже упоминания таких тем, как ЗСОМУ на Ближнем Востоке, ядерная проблема Корейского полуострова. Однако с учетом того, что ДЗЯО вступит в силу в январе, а Обзорная конференция ДНЯО пройдет в лучшем случае в конце августа, количество упоминаний нового договора на Обзорной конференции, очевидно, возрастет. К тому же Договор будет упоминаться в процессе обсуждения других вопросов: ЗСОМУ, гуманитарных последствий применения ядерного оружия и т.д.
50/50 – сейчас символ, который дает нам ответ на два вопроса.
Что является символом победы государств, не обладающих ядерным оружием? Ответ: получение 50 необходимых ратификаций из 50 для вступления Договора о запрещении ядерного оружия (ДЗЯО) в силу. Какова вероятность того, что ДЗЯО внесет какие-то существенные изменения в режим ядерного нераспространения? Ответ: 50 на 50.
комментарии(0)