1
4071
Газета Реалии Интернет-версия

30.09.2021 20:38:00

«Небесный тихоход» для гибридной войны

Каких самолетов не хватает российским ВВС

Александр Бартош

Об авторе: Александр Александрович Бартош – член-корреспондент Академии военных наук, эксперт Лиги военных дипломатов.

Тэги: россия, авиация, гибридная война, недостатки


россия, авиация, гибридная война, недостатки Серия совместных учений России и государств ОДКБ показала готовность союзников совместно противодействовать исходящим из Афганистана угрозам. Фото Reuters

В таджикской столице Душанбе 16 сентября прошло заседание Совета коллективной безопасности Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). Одной из тем переговоров стала деятельность, связанная с ситуацией в Афганистане.

По итогам встречи подписано 14 документов. Среди них – план оснащения совместных сил быстрого реагирования современным вооружением и решение о составе воинских контингентов и формировании сил специального назначения Коллективных сил оперативного реагирования. Генеральный секретарь ОДКБ Станислав Зась сказал в этой связи, что государства-члены согласились разместить вооруженные силы вдоль границы Таджикистана с Афганистаном для предотвращения угрозы терроризма, а также для проведения операций по борьбе с незаконным оборотом наркотиков и нелегальной иммиграцией.

Генсек ОДКБ подчеркнул, что если ситуация с безопасностью в Афганистане ухудшится, то «государства-члены предоставят Таджикистану необходимую помощь». И добавил, что страна, имеющая общую границу с Афганистаном протяженностью 1300 км, может подвергнуться различным угрозам со стороны своего соседа после захвата власти талибами.

Гибридные угрозы в регионе

В свете нестабильной обстановки в Афганистане источниками гибридных угроз национальной и международной безопасности в Центральной Азии остаются:

– деятельность экстремистских организаций, направленная на дестабилизацию внутренней обстановки в странах региона, России и Китае;

– создание и деятельность независимых вооруженных формирований;

– распространение и транспортировка наркотиков, рост влияния наркомафии;

– незаконный оборот оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ;

– социально-политическая нестабильность в странах региона;

– наличие вблизи границ очагов военных конфликтов;

– распространение влияния международных террористических организаций на государства Средней Азии, Россию и Китай;

– усиление позиций религиозного экстремизма.

Немаловажным фактором нестабильности являются попытки США добиться согласия руководства некоторых государств региона на создание на их территориях лагерей для афганских беженцев. Такие лагеря превратятся в рассадники терроризма, центры контрабанды наркотиков и оружия. Сохраняется и опасность неконтролируемой миграции из Афганистана.

Дополнительную угрозу создают развернутые в некоторых государствах ОДКБ американские биолаборатории, несущие угрозу жизни и здоровью граждан Центральной Азии, Закавказья и соседних государств. С учетом этого на саммите ОДКБ подписано соглашение о создании Координационного совета уполномоченных органов по вопросам биологической безопасности. Документ подписан «исходя из необходимости создания практических условий для консолидации усилий уполномоченных органов государств – членов Организации Договора о коллективной безопасности по вопросам обеспечения биобезопасности». В этом контексте хотелось бы надеяться, что из Казахстана и Армении уберут американские биолаборатории.

Фактически весь Центрально-Азиатский регион превращается в «серую зону», служащую плацдармом гибридной агрессии против России, Китая и ряда других стран.

Ответы на гибридные угрозы ищут как через национальные структуры обеспечения безопасности, так и через военно-политический блок ОДКБ. В его рамках в 2009 году созданы Коллективные силы оперативного реагирования (КСОР), развернут антитеррористический центр в Бишкеке.

Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) не является военно-политическим блоком. Однако исходя из ее уставных целей и задач «совместного обеспечения и поддержания мира, безопасности и стабильности», ШОС учредила Региональную антитеррористическую структуру (РАТС) в Ташкенте.

Для противостояния угрозам необходимо оснащение Коллективных сил оперативного реагирования и сил специального назначения современным оружием и военной техникой. С учетом протяженности границ, труднопроходимой местности, вероятным использованием противником тактики партизанской войны, просачивания отдельных групп террористов и нелегальной миграции важная роль должна отводиться воздушному компоненту. Пока в этих целях планируется использовать вертолеты и беспилотные летательные аппараты в разведывательном и ударном вариантах.

Еще недавно военные эксперты говорили о возможном применении в Афганистане дальних бомбардировщиков Ту-22М3 в качестве «длинной руки» для нанесения ударов по избранным целям в случае попыток проникновения противника в страны Центральной Азии. Американцы в течение 20 лет использовали для этих целей в Афганистане стратегическую авиацию, но решение оказалось дорогостоящим и не принесло заметных успехов.

Вьетнам: в бой идут одни старики

Непригодность современных скоростных самолетов для решения задач антипартизанской войны стала очевидной для Пентагона в ходе первых же операций во Вьетнаме. В связи с этим в 1964 году во Вьетнам были посланы «воздушные коммандос», оснащенные изношенными самолетами времен войны в Корее – поршневыми бомбардировщиками В-26 Invader, переделанными в ударные самолеты, поршневыми учебными «спарками» Т-28 Trojan и транспортными C-47, запущенными в производство еще до Второй мировой. С хранения были получены и пущены в дело «Скайрейдеры» – ими оснастили все авиаэскадрильи, работавшие по «тропе Хо Ши Мина» и задействованные в спецоперациях. Эти же самолеты привлекались для эскортирования спасательных вертолетов.

«Скайрейдеры», по отзывам летавших на них пилотов и видевших их «в деле» военнослужащих наземных войск, оказались очень успешными в роли именно противоповстанческих самолетов. Они соответствовали тому, чего от них ждали: могли аккуратно и точно целиться, летали достаточно медленно, чтобы пилоты могли отличить свои войска от противника под деревьями, несли многочисленное и разнообразное оружие. Но и сбивали их тоже немало.

Казалось бы, успехи операций «старичков» должны были заставить руководство ВВС одуматься. Но нет – по-прежнему долгое время делалась ставка на скоростные высокотехнологичные и дорогие истребители-бомбардировщики. Чуть позже стало полностью очевидно, что эти самолеты катастрофически непригодны для выполнения задач по непосредственной поддержке войск. По массе причин, среди которых и слишком высокая скорость сваливания, и плохой обзор из кабины, и иногда недостаточное количество пилонов для подвески оружия.

С учетом печального для Пентагона опыта войны во Вьетнаме при создании вооруженных сил Афганистана США оснащали ВВС этой страны боевыми вертолетами и легкими штурмовиками с турбовинтовыми двигателями. Ставка была сделана на дешевые и готовые к применению в любой момент легкие штурмовики, оптимизированные под борьбу с нерегулярными формированиями со слабым вооружением. По мнению американских специалистов, именно такие штурмовики сочетали возможность точного применения оружия и способность длительное время находиться в воздухе на малой высоте.

Легкие штурмовики в Афганистане

После беспорядочного бегства США в «наследство» талибам досталось определенное количество боевых машин, включая легкие штурмовики. Пока точное сочетание типов самолетов окончательно не установлено, но по некоторым оценкам, талибам достались 211 бортов военной авиации, в том числе 23 легких штурмовика Super Tucano , а также «Cessna-Караван» 208B и разведывательные легкие транспортные самолеты Pilatus PC-12. А кроме того – вертолеты Ми-17 и 45 вертолетов Black Hawk.

Из этого арсенала, пожалуй, наиболее совершенным является A-29 Super Tucano, турбовинтовой штурмовик, построенный бразильским производителем Embraer и модифицированный американской оборонной фирмой Sierra Nevada, которая оснастила самолет датчиками и вооружением американского производства.

A-29 оптимизирован для противоповстанческих операций, когда самолет должен лететь медленно и низко для поражения целей на земле. Кабина самолета защищена кевларовой броней, а управлять им могут относительно неопытные пилоты. Вооружение стрелково-пушечное, ракеты, а также бомбы – свободнопадающие и корректируемые. В настоящее время более 150 штурмовиков «Супер Тукано», состоящие на вооружении ВВС ряда стран мира, налетали 130 тыс. часов, в том числе 18 тыс. в боевых вылетах.

В США в качестве самолетов, которые могут стать платформой для нового штурмовика, рассматриваются A-29 Super Tucano (экспортная версия Embraer EMB-314 Super Tucano) и AT-6 Texan II. Легкие штурмовики разрабатываются также в ЮАР и Швейцарии.

Самолеты для гибридной войны

С учетом опыта ведения противопартизанской войны, предполагаемой тактики просачивания террористов из Афганистана на сопредельные территории государств Центральной Азии, особенностей горной местности в регионе силам ОДКБ могут потребоваться недорогие, относительно тихоходные и способные нести различные типы оружия многоцелевые турбовинтовые самолеты.

Пока, к сожалению, в России и других странах ОДКБ таких машин нет, а их разработка и производство займут не один год. В этом контексте следует обратить внимание на незаслуженно преданный забвению многоцелевой турбовинтовой моноплан «Грач» Т-101, разработанный в конце 1980-х на МАПО «МиГ» под руководством главного конструктора Е.П. Грунина и планировавшийся на замену Ан-2. Только РСФСР планировала заказать 1200 таких машин. Проявляли интерес Китай и многие другие страны.

Возможности самолета позволяют использовать его для контроля границ, что в свое время привлекло внимание директора ФПС РФ генерала армии И.И. Николаева, который летал на этом самолете и планировал его приобретение для пограничников. Самолет может использоваться в разведывательном, ударном (со стрелково-пушечным вооружением, ракетами различных классов, бомбами) и военно-транспортном вариантах (перевозка девяти человек) для борьбы с БЛА. А также для ВДВ, ДОСААФ, на гражданских авиалиниях, в авиалесоохране и сельхозавиации, для контроля газопроводов, ЛЭП и т.п. На моноплане могут быть установлены два двигателя, что сделает возможным его использование при полетах над морем.

Самолет хорошо показал себя при эксплуатации в условиях Арктики (на фото самолет «Грач» Т-101 на Крайнем Севере). Стоимость одного часа полета «Грача» в несколько раз ниже, чем у вертолета.

Самолеты размерности «Грача» безусловно представляют интерес для России и стран ОДКБ в качестве разведывательного, ударного и транспортного средства. А использование сохранившихся заделов позволит в приемлемые сроки наладить промышленное производство и принять их на вооружение. В среднесрочной перспективе необходима разработка легкого турбовинтового штурмовика, поскольку в военных конфликтах перспективы у турбовинтовых штурмовиков самые высокие. Причем продиктовано это именно боевым опытом и спросом на международном рынке вооружений.

В течение долгого времени российская авиация общего назначения (АОН, малая авиация) является предметом дискуссий различного уровня. Однако практический результат пока незначителен. Обострение обстановки на южных и западных границах стран ОДКБ, в Закавказье и в Арктике требует перейти от слов к делу.

Партнером в деле разработки и производства самолетов, предназначенных для действий в серых зонах – театрах гибридной войны, может стать Китай, который проявляет заинтересованность в консолидации усилий в Центральной Азии. Министр иностранных дел КНР Ван И на встрече в Душанбе с коллегами из России и Пакистана, а также с представителями Ирана и Афганистана выдвинул ряд предложений по координации и сотрудничеству четырех стран, включая содействие формированию совместных сил для помощи Афганистану, предотвращение рисков для безопасности. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Константин Ремчуков. Си Цзиньпина в поездке на саммит АТЭС в Перу сопровождали 400 чиновников и бизнесменов

Константин Ремчуков. Си Цзиньпина в поездке на саммит АТЭС в Перу сопровождали 400 чиновников и бизнесменов

Константин Ремчуков

Мониторинг ситуации в Китайской Народной Республике по состоянию на 18.11.24

0
1612
Две судьбы русского православия в Прибалтике

Две судьбы русского православия в Прибалтике

Милена Фаустова

Эстония требует запрета «московской» церкви, а Латвия выделяет ей финансирование

0
1875
В докладах Путину "Единая Россия" и ЛДПР упоминают КПРФ...

В докладах Путину "Единая Россия" и ЛДПР упоминают КПРФ...

Иван Родин

Руководство Госдумы требует большей системности от партий

0
3410
Подмосковные строители помогают поднимать новые регионы

Подмосковные строители помогают поднимать новые регионы

Георгий Соловьев

За Московской областью закреплено восстановление сотен объектов в Донбассе и Новороссии

0
3989

Другие новости