Оборона Северного морского пути становится стратегической задачей Министерства обороны. Фото с сайта Министерства обороны РФ
«Морская неделя России» – ежегодное мероприятие, объединяющее специалистов транспортных и судостроительных компаний в Севастополе, – принесла неожиданный результат. В кулуарах форума было объявлено, что в стране возможно создание нового Арктического флота. Его задачей станет обеспечение безопасности Северного морского пути и «Арктического побережья в зоне ответственности Северного и Тихоокеанского флотов». Для этого будут привлекаться не только действующие корабли двух главных флотов страны, но и будут построены специальные многоцелевые транспортные рефрижераторы ледового класса ARC-7 типа «Иван Папанин».
Официального подтверждения информации о создании нового объединения нет. Тем не менее по косвенным признакам можно судить о том, что Минобороны самым серьезным образом рассматривает возможность возникновения военного конфликта в российской зоне Арктики и средства его купирования. В настоящее время на севере страны развернуто шесть военных баз: на островах Котельный (Новосибирские острова), Земля Александры (входит в архипелаг Земля Франца-Иосифа), Средний (Северная Земля), а также в поселке Рогачево (Новая Земля), на мысе Шмидта и острове Врангеля (входят в Чукотский автономный округ). Кроме них здесь есть более десятка военных аэродромов, позиции зенитных и противокорабельных ракетных систем.
Инфраструктура работает круглогодично. Однако корабли Северного и Тихоокеанского флотов присутствуют в регионе эпизодически.
В этой ситуации корабли типа «Иван Папанин» могут стать главным решением проблемы. Как сообщил ТАСС куратор проекта, член совета директоров компании «Югрефтрансфлот» Виктор Кот, «благодаря передовому техническому оснащению транспортный рефрижератор сможет без сопровождения ледоколов обеспечивать инфраструктуру Севморпути, научные и военные объекты в Арктической зоне». По его словам, «судно будет способно оперативно доставлять и разгружать собственными кранами грузы, модули с ремонтными мастерскими, медицинскими и жилыми блоками, а также группы специалистов».
Важная деталь: для защиты от обледенения носовая часть судна будет защищена капониром. Благодаря новой системе электродвижения Azipod – винторулевых колонок, устройств, закрепленных вне корпуса судна и способных вращаться на 360 градусов, – судно сможет двигаться хоть носом, хоть кормой, хоть бортом. То есть выполнять маневры в тех условиях, в которых судно с обычной движительной системой давно бы встало на месте. Рефрижератор сможет еще и преодолевать лед толщиной до 2,1 м, двигаясь вперед кормой.
Но самое интересное – в другом. Согласно современным тенденциям в кораблестроении, «Иван Папанин» строится по концепции «открытой» кормы. Это позволяет при необходимости без какой-либо дополнительной подготовки размещать в кормовой части судна два 20-фунтовых морских контейнера, в которых могут находиться либо двухтрубные пусковые установки крылатых ракет «Калибр-НК», либо четырехтрубные комплексы «Уран» с ракетой Х-35УЭ. Официально об этом не говорится, но на многочисленных изображениях, имеющихся в интернете, это очень хорошо видно. Собственно, это превращает обычный транспорт ледокольного класса в ударный корабль, способный выполнять задачи в Арктическом регионе круглогодично.
В контексте возможного создания отельного арктического объединения интересно и сообщение о смене флагмана Черноморского флота. В перспективе вместо крейсера проекта 1164 «Москва» им станет большой десантный вертолетоносец проекта 23900 «Митрофан Москаленко». Корабль еще только строится на керченском заводе «Залив», его передача флоту намечена на 2025 год. Проект масштабный, создается впервые.
Корабли 23900 – это аналоги так и не полученных Россией от Франции больших десантных вертолетоносцев типа «Мистраль» – кораблей, способных перевезти в любую точку мира десятки боевых вертолетов, бронетехники и военнослужащих. Согласно заявлению гендиректора холдинга «Ак Барс» Рената Мистахова, УДК их разработки существенно отличаются от французских. Прежде всего тем, что смогут нести службу в Мировом океане «от теплых морей до северных широт, действуя во льдах совместно с ледоколами».
Как сообщил ТАСС источник в кораблестроительной отрасли, на кораблях подобного класса есть возможность базирования не только палубных вертолетов Ка-52К и Ка-31, но и временного парка боевых, многоцелевых или транспортных машин наземного базирования семейства Ми-8 и даже Ми-26. В трюме корабля будет размещено до нескольких десятков боевых машин и танков, несколько тысяч морских пехотинцев. На берег они смогут добраться как с помощью вертолетов, так и вплавь на специальных десантных катерах, расположенных в трюме УДК.
Помимо чисто транспортной функции корабли этого класса смогут стать плавучими командными центрами межвидовых войсковых операций. В сентябре 2020 года появилась информация, что концерн «Моринформсистема-Агат» предлагает создать для УДК специальную интегрированную управляющую информационную систему (ИУИС). Она позволит использовать его в качестве штаба для управления сухопутными, воздушными и морскими группировками сил на удаленных театрах боевых действий.
Как представляется, таким театром сегодня может стать Сирия. В перспективе в рамках концепции Арктического флота – Дальний Восток и Северное побережье страны. На этом фоне вопрос, будет или не будет создано отдельное флотское объединение, вторичен. Главное: корабельный состав флота позволяет существенно усилить группировку Сухопутных войск как авиацией, так и современными крылатыми ракетами на любом из этих стратегических для России направлениях. H
комментарии(0)