0
3877
Газета Реалии Интернет-версия

11.11.2021 21:35:00

Решительная сила: возможности и пределы использования

России пора четко обозначить свое отношение к НАТО

Владимир Винокуров

Об авторе: Владимир Иванович Винокуров – профессор Дипломатической академии МИД России, руководитель Центра военно-дипломатического анализа и оценок, доктор исторических наук.

Тэги: нато, оборона, политика, геополитика


нато, оборона, политика, геополитика Учения «Запад-2021» продемонстрировали большие возможности Созного государства противостоять попыткам силового давления на Россию и Белоруссию. Фото Reuters

Основным законом функционирования дипломатической системы всегда была концепция равновесия силы, которая на практике реализуется в виде политики баланса сил. Существование определенного политического равновесия между государствами как основными акторами дипломатической системы является основной предпосылкой ее нормального функционирования. Система находится в динамическом равновесии, поскольку равновесие между государствами постоянно нарушается, затем восстанавливается на новой основе, чтобы снова нарушиться. И так до бесконечности. Это происходит потому, что в дипломатической системе действуют различные противоборствующие силы, которые лишь в редких случаях уравновешивают друг друга. Все исторически существовавшие дипломатические системы принадлежат к классу систем со стихийным регуляционным механизмом. Это обусловлено тем, что в любой до сих пор существовавшей дипломатической системе не было единого регулирующего центра.

Равновесие системы достигается через столкновения политических действий государств, которые преследуют собственные интересы, не всегда совпадающие с целями внешней политики других государств. В поле этих столкновений пробивает дорогу закон динамического равновесия. К состоянию равновесия система движется через целый ряд состояний неравновесия, при этом абсолютно равновесное состояние недостижимо.

В этих условиях важное значение приобретает концепция силы, содержание и варианты использования которой определяются политическим и культурно-историческим кодом конкретной страны. Сила охватывает все социальные взаимоотношения, которые направлены на достижение соответствующей цели, от физического насилия до очень тонких психологических связей, с помощью которых один ум контролирует другой. Сила охватывает господство человека над человеком, и тогда, когда она находится под влиянием моральных соображений и контролируется конституционной защитой, и тогда, когда она является необузданной, варварской силой, которая находит свои законы ни в чем другом, кроме как в самой себе, и свое единственное оправдание видит в усилении своей мощи.

Под силой, исходя из взглядов американского политолога, основателя школы политического реализма Ганса Моргентау, следует понимать способность государства защищать свои интересы и реализовывать свои цели на международной арене с помощью соответствующих средств. Материальное выражение такой способности – геополитический, экономический, военный, научно-технический, информационно-пропагандистский и культурный потенциал государства. Однако в полной мере о мощи государства мы можем судить, лишь сравнивая ее с соответствующим силовым потенциалом других государств. Иными словами, «сила» может быть только категорией системных отношений, которые, в свою очередь, могут рассматриваться как отношения силовые.

Поскольку мощь государства есть величина сравнительная, всякое прибавление силы одного государства ведет к относительному уменьшению силы его соперников. Сила меняется неравномерно во времени и пространстве, а изменения зависят от многих причин. Поэтому в каждой системе государств неизбежно возникают отношения в рамках действия принципа баланса сил. В своей элементарной форме принцип баланса сил предназначен не для того, чтобы сохранить мир или способствовать международному взаимопониманию. Он служит сохранению независимости каждой единицы в системе государств, не допуская увеличения мощи любого из них до таких пределов, когда она начинает угрожать всем.

Используемые ныне во внешнеполитической деятельности средства условно делятся на две большие группы: невоенные (сила дипломатии) и военные (дипломатия силы). Эта классификация средств внешней политики в определенной мере перекликается с теорией Джозефа Ная о мягкой (политико-дипломатические действия, внешняя культурная политика, экономическое сотрудничество и информационно-пропагандистские действия) и жесткой (военная и экономическая мощь) силах. Сила, по Наю, – способность добиваться желаемого результата, при этом выбор той или иной силы определяется в зависимости от складывающейся в мире ситуации.

Обострение в последние годы международной обстановки привело к появлению в научном обороте и в дипломатической практике нового вида силы – sharp power (острая или решительная сила). Концепция решительной силы была озвучена в 2017 году Национальным фондом демократии, некоммерческим фондом США, который в своем отчете Sharp Power написал о растущем авторитарном влиянии таких государств, как Россия и Китай: об их продвижении тихой, но эффективной пропагандистской работы за рубежом с целью увеличения своего влияния. Согласно отчету, «нелиберальные режимы пытаются вмешаться в жизнь демократических стран, используя в свою пользу новые инструменты, предлагаемые глобализацией: манипулирование новостями, давление на политических и экономических субъектов, кибератаки».

Несмотря на очень политизированный и предвзятый контекст данного отчета, понятие быстро вошло в узус различных экспертов и аналитиков. Оно стало активно использоваться в отношении рассмотрения политического конфликта в цифровом измерении, которое влияет на общественное мнение, политику и экономику (кибервойны, фальшивые новости, атаки хакеров). В своей статье How Sharp Power Threatens Soft Power, опубликованной в январе 2018 года, Най четко сформулировал, что решительная сила является разновидностью жесткой силы. По сути, sharp power есть антипод умной силы (smart power) и мягкой силы (soft power). Если умная сила представляет собой правильное сочетание или включает правильные компоненты жесткой силы принуждения и мягкой силы убеждения и привлечения, то решительная сила лучше понимается как результат удачной комбинации этих двух.

Примером успешного применения решительной силы в дипломатической практике России является вердикт о закрытии на неопределенный срок своего постпредства при НАТО в Брюсселе и двух структур альянса в Москве – военной миссии и информационного бюро. Это означает фактический разрыв отношений с Организацией Североатлантического договора. И произошло это не по вине властей РФ, которые ждали, но так и не дождались от НАТО равноправного диалога и стремления к совместной работе. Вся ответственность возлагается на Брюссель, который без объяснения причин принял решение о высылке восьми сотрудников российского постпредства.

Объявляя об этих мерах в отношении Североатлантического альянса, в МИД РФ сложившуюся ситуацию обрисовали следующим образом: численность нашего диппредставительства в Брюсселе уже дважды сокращалась в одностороннем порядке натовцами в 2015 и 2018 годах – после решения альянса от 1 апреля 2014 года приостановить все практическое гражданское и военное сотрудничество между Россией и НАТО. Были также максимально ограничены допуск наших дипломатов в штаб-квартиру альянса и связи с его международным секретариатом. Заморожены контакты по военной линии.

Перечисленные действия натовцев подтверждают, что в равноправном диалоге и совместной работе по деэскалации военно-политической напряженности они не заинтересованы, отметили в российском внешнеполитическом ведомстве. Линия альянса в отношении нашей страны становится все более агрессивной. «Российская угроза» раздувается в том числе с целью укрепить внутреннее единство альянса, создать видимость его востребованности в современных геополитических условиях.

Это подтверждают и результаты состоявшегося саммита министров обороны стран – участниц НАТО, который утвердил новый план обороны от «продолжающихся атак» России. «Министры обороны стран альянса утвердили план нашей общей защиты для повышения устойчивости на случай различных конфликтов и кризисов. Согласованы также новые целевые планы для усиления оборонных потенциалов всех союзников», – сообщил генсек НАТО Йенс Столтенберг. Таким образом, «Североатлантический альянс, проделав серьезный путь эволюции, в настоящее время оказался «в ситуации 1949 года», – заявил заместитель министра иностранных дел РФ Александр Грушко. По его словам, главные усилия организации направлены на одну цель – парировать так называемую угрозу с Востока.

Но одной из главных причин применения Россией решительной силы являются попытки интеграции в НАТО Украины и Грузии. Сегодня наша страна четко обозначила красную черту в связи с возможным расширением альянса. Об этом недвусмысленно заявил пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков, предупреждая, что в ответ на активность альянса на украинском направлении Москва предпримет для обеспечения своей безопасности активные действия. Это не что иное, как предупреждение о том, что решительные действия МИД РФ в случае необходимости будут поддержаны компонентами жесткой силы. Сохранение в такой ситуации Постоянного представительства при НАТО размывало бы российскую позицию и вызывало бы сомнения в решимости Москвы отстаивать эти красные линии.

Следующим шагом в этом направлении по аналогии с Перечнем иностранных государств, совершающих недружественные действия в отношении РФ, граждан РФ или российских юридических лиц, могло бы быть распоряжение правительства РФ об утверждении Списка недружественных России международных правительственных организаций и включении в него Организации Североатлантического договора.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Олег Никифоров

Обновленная ядерная доктрина РФ позволяет наносить удары по поставщикам вооружений Киеву

0
951
Отказ от катарсиса

Отказ от катарсиса

Данила Давыдов

Персонажам Алексея Радова стоило бы сопереживать, но сопереживать никак не выходит

0
361
У нас

У нас

0
372
Константин Ремчуков. Си Цзиньпина в поездке на саммит АТЭС в Перу сопровождали 400 чиновников и бизнесменов

Константин Ремчуков. Си Цзиньпина в поездке на саммит АТЭС в Перу сопровождали 400 чиновников и бизнесменов

Константин Ремчуков

Мониторинг ситуации в Китайской Народной Республике по состоянию на 18.11.24

0
1152

Другие новости