Российский ВМФ нуждается в кораблях океанской зоны. Переносы сроков их сдачи и непредвиденные инциденты серьезно снижают боеготовность моряков. Фото с сайта Министерства обороны РФ
Пожар и гибель на судостроительном заводе «Северная верфь» в Санкт-Петербурге корвета проекта 20385 «Проворный» в очередной раз продемонстрировали системный кризис в российском военном кораблестроении. При чудовищно длительных сроках создания современных боевых единиц Военно-морскому флоту из-за банального разгильдяйства нанесен колоссальный ущерб. Речь конечно не об очередной «Цусиме» но все же. Вопрос ребром: кто и как обеспечивает безопасность страны в настолько щепетильном вопросе?
В Государственном Историческом музее (ГИМ) состоялось выступление генерального директора Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) Алексея Рахманова. Глава ОСК, как сообщается в пресс-релизе холдинга, подвел предварительные итоги 2021 года и обозначил приоритеты на будущее. В мероприятии участвовали руководители корпорации и предприятий, в него входящих, представители ряда государственных ведомств и журналисты.
Под рюмочку за империю и Крузенштерна
Почему в Москве и почему в Государственном Историческом музее? Ведь еще осенью многочисленный «московский филиал» вроде бы почти полностью перебрался на берега Невы. Очевидно, сколько чиновника в Питере ни корми, он все равно смотрит в сторону Первопрестольной.
Что же касается встречи именно в ГИМ – ведущем научном и культурном центре федерального значения – то, похоже, это своеобразный «откат» музея, предоставившего свои помещения судостроительной корпорации, спонсировавшей две выставки, проходящие сейчас в стенах ГИМ: «Российская империя» и «Крузенштерн. Вокруг света».
Но вернемся к содержательной части мероприятия. Руководитель ОСК ничего не сказал о военном кораблестроении, которое составляет львиную долю деятельности корпорации (76%).
Но охотно говорил о ключевых тенденциях мирового судостроения. «Будущее за судами, использующими электродвижение, атомную энергию и водород». Кто бы спорил! «Россия имеет конкурентные преимущества в области строительства атомных ледоколов и плавучих энергоблоков». Тоже хорошо известная новость.
Алексей Рахманов охотно рассуждал об уязвимости мировой торговли, вызванной эпидемиологической ситуацией и логистическими сложностями, но старательно избегал темы результатов работы подведомственного ему объединения. Завершая выступление, он поблагодарил руководителей и коллективы предприятий ОСК за хорошую работу в 2021 году и объявил наступающий год в корпорации годом эффективности.
Из чего вытекало, что год завершающийся таковым не является. Это подтвердил и сам глава холдинга, отвечая на вопрос корреспондента агентства «ПортНьюс» относительно прибыльности объединения. «Я боюсь, что в 2021 году мы покажем чистый убыток, связанный в том числе с пандемийными вопросами, – констатировал господин Рахманов. – Кроме того, есть ряд программ, которые перенесены по решению заказчиков вправо на год или на два. Все это не позволяет нам в этом году показать положительную рентабельность».
Проблема чистого убытка
Что это за ряд программ, которые перенесены на год или два по желанию заказчика? Осмелимся предположить, что в их числе – модернизация тяжелого авианосного крейсера «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» и тяжелого атомного крейсера «Адмирал Нахимов», а также строительство суперкорвета проекта 20386 «Меркурий», который вновь переименован в «Дерзкий».
По контрактным обязательствам эти корабли должны были давно войти в строй. Но из-за ошибок в проектировании и серьезных просчетов в организации работ они превратились в насосы, которые без устали качают из государственного бюджета, а дело стоит. То есть в данном случае не заказчик сдвигает сроки, а Объединенная судостроительная корпорация выклянчивает все новые и новые ассигнования для исправления собственных ошибок.
Но ОСК для «поддержания рентабельности» нужны все новые и новые бездонные проекты. На полях, как принято сейчас говорить, встречи в Историческом музее Алексей Рахманов сказал корреспонденту агентства Интерфакс: «Объединенная судостроительная корпорация сделает технический проект перспективного атомного эсминца «Лидер». У нас есть понимание того, что хотят военные». При этом с сожалением отметил, что, «вероятно, будут оптимизированы размеры будущего эсминца». Очевидно, в сторону уменьшения его водоизмещения и параметров.
«Шквал» и «Лидер»
Это достаточно давняя история. Поэтому позволим себе напомнить ее. Еще в июне 2009 года стало известно, что ВМФ РФ намерен приобрести эсминцы с атомной силовой установкой, предназначенные для замены тяжелых атомных крейсеров проекта 1144.
Два года спустя стали говорить о том, что новые эсминцы заменят во флотских рядах корабли сразу трех типов: ракетные крейсера проекта 1164, БПК проекта 1155 и эсминцы проекта 956, то есть они должны строиться достаточно большой серией. Было понятно, что это удовольствие не из дешевых.
В феврале 2013 года адмирал Виктор Чирков вскоре после назначения на должность главкома ВМФ РФ утвердил предэскизный проект перспективного эсминца дальней морской зоны, представленного Северным ПКБ. А в 2015 году, на форуме «Армия», а затем на Международном военно-морском салоне, неожиданно появилась модель эсминца «Шквал» проекта 23560Э, представленная Крыловским государственным научным центром (КГНЦ).
С тех пор фотографии этой модели с высокой интегрированной мачтой, напоминающей Малую пагоду диких гусей в китайском Сиане, кочуют из издания в издание как иллюстрации внешнего облика эсминца «Лидер», хотя таковым «Шквал» не является.
Крыловский государственный научный центр показал концепт будущего эсминца, причем в экспортном исполнении и не с атомной, а газотурбинной силовой установкой. Его полное водоизмещение –15–18 тыс. т, длина – около 200 м, ширина – 23 м и осадка – 6,6 м. Такой корабль с экипажем из 250–300 человек должен был развивать 32-узловую скорость полного хода и иметь автономность по запасам провизии 90 суток.
Вооружение тоже внушительное: 60–70 вертикальных пусковых установок для ракет классов «корабль-берег» и «корабль-корабль», 128 ЗУР в вертикальных пусковых установках, два четырехтрубных торпедных аппарата комплекса «Пакет-НК» для стрельбы противолодочными и противоторпедными ракетами, 130-мм универсальная артиллерийская установка А-192М «Армат», три ЗРПК «Палаш» и два многоцелевых вертолета. Эсминец предполагалось оснащать самыми современными средствами обнаружения, целеуказания, навигации, РЭБ и управления.
Мы так подробно остановились на характеристиках и вооружении концепта КГНЦ потому, что эсминец «Лидер» неизбежно должен был походить на него. По данным на 2017 год, его полное водоизмещение выросло до 17–19 тыс. т, длина до 200–230 м. Экипаж увеличился до 400–500 человек. Вооружение осталось практически тем же: 64 ПУ ракет «Калибр-НК» и «Оникс», 56 ПУ для ЗУР на базе С-400 и 16 ПУ ЗУР комплекса «Редут». Произошла замена ЗРПК «Палаш» на еще не испытанные ЗРПК «Панцирь-М».
Главное отличие «Лидера» от «Шквала» состояло в типе энергетической установки. Два ядерных реактора РИТМ-200, которые устанавливаются на атомных ледоколах проекта 22200, мощностью по 175 МВт каждый, заменили газотурбинные агрегаты.
В том же 2017 году стоимость строительства эсминца «Лидер» оценивалась ОСК в 100 млрд руб. Но эта сумма явно занижена. Чтобы соответствовать проекту, ее надо удвоить или даже утроить. При этом никакой гарантии выполнения ритмичного плана строительства никто дать не мог.
Назойливые хлопоты
Почему была сделана ставка на корабли с ядерными силовыми установками, ясно. В 2014 году западные страны и Украина ввели против России санкции, запрещавшие поставки в нашу страну дизельных и газотурбинных энергетических установок. Дизельные двигатели с грехом пополам мы еще делаем, но первые газотурбинные появились только в этом году. Вот почему не только подводные лодки, но и все надводные боевые корабли 1–2 ранга нового поколения предлагалось снабжать атомными энергетическими установками (АЭУ).
У них много преимуществ. Но они очень дороги. И российский бюджет просто не потянул бы их. Это раз. Во-вторых, российским кораблям с АЭУ по экологическим соображениям просто запретили бы вход в большинство портов мира.
Корпус «Лидера» построить можно, поставить для него реакторы тоже. А вот насыщение его оружием и снаряжением займет неопределенно долгое время. Господин Рахманов должен знать, что строительство головного фрегата проекта 22350 заняло 12 лет, первого серийного – 11 лет, а строительство третьего серийного тянется 9 лет.
Или возьмем корветы. Когда в декабре 2001 года закладывался «Стерегущий» – головной проекта 20380, – высокопоставленные лица утверждали, что к 2015 году будет построено 15–20 кораблей этого типа. Сегодня мы имеем 9. С учетом одного, построенного по проекту 20385.
Так сколько же времени понадобится для введения в строй боевого атомохода? Судя по всему, ОСК эта проблема не волнует. Главное – чтобы деньги давали для повышения рентабельности корпорации.
Суета вокруг «Лидера» не утихает последние несколько лет. Генеральный директор ОСК так же, как и с авианосцами (подробнее см. «НВО» от 08.10.21), постоянно поднимает эту тему. Так, в апреле этого года Алексей Рахманов сокрушенно заявил в интервью РИА Новости по поводу атомного эсминца: «В том виде, в котором его планировали раньше, он скорее всего реализован не будет».
Естественно, Министерство обороны возражает против атомных монстров за безумные деньги. Поэтому Рахманову и компании приходится выкручиваться и предлагать флоту «более дешевые» варианты корабля.
И вот теперь руководитель ОСК заявил о готовности корпорации выполнить технический проект «Лидера». Другими словами, лоббистские усилия продолжаются. Ничем, кроме новых убытков, они не обернутся.
комментарии(0)