Изменение формы сопла двигателя существенно повысит незаметность воздушного робота. Кадр из видео с канала Министерства обороны РФ на YouTube
На Новосибирском авиационном заводе им. В.П. Чкалова состоялась выкатка второго образца беспилотного летательного аппарата С-70 «Охотник» – футуристической роботизированной машины треугольной формы с реактивным двигателем и новым – плоским – соплом. Последнее – один из признаков авиационной техники пятого поколения. Оно снижает тепловую заметность летательного аппарата. До последнего времени этим мог похвастаться только американский истребитель последнего поколения F-22 Raptor – «Хищник», а теперь и российский робот «Охотник». Появление этого изделия – очередной шаг страны к членству в клубе лидеров мирового авиастроения.
«Выкатка беспилотника фиксирует завершение сборки изделия в целом, оснащение его всем необходимым бортовым оборудованием в соответствии с требованиями, предъявляемыми к летательным аппаратам, и переход к комплексным наземным отработкам для подготовки к первому вылету», – заявил замминистра обороны Алексей Криворучко.
«С-70 – это перспективная авиационная платформа с огромным потенциалом для развития на ее базе семейства беспилотных систем будущего. Работы по программе «Охотник» – одно из ключевых направлений для компании «Сухой» и ОАК. Развитие беспилотного направления полностью отвечает вызовам времени и запросам заказчика», – говорит гендиректор Объединенной авиастроительной корпорации Юрий Слюсарь.
Вехи беспилотья
В 1990-е годы в Кремле доминировали лозунги: «Мир – дружба – приватизация», «Запад нам поможет». В начале 2000-х годов наступило отрезвление от пьянящих обещаний Запада. А у границ России уже бряцали оружием натовские вояки с обещанием европейского победного марша на Москву. Тогда же выяснилось, что оборонка страны – наследницы СССР находится в плачевном состоянии, а по ряду направлений создания перспективных военных изделий – неработоспособной. Наиболее ярко это было видно в теме беспилотных авиационных комплексов (БАК), в которой СССР занимал лидирующие позиции.
К началу XXI века вся номенклатура советского беспилотья себя изжила. Попытка Минобороны закрыть образовавшуюся брешь по беспилотникам дала обескураживающий результат. Из нескольких десятков беспилотных авиакомплексов тактического уровня, дошедших до заключительного этапа, успешно финишировать смогли лишь четыре изделия от трех фирм.
Проблему с БАК оперативного уровня стали решать по двум направлениям. Первое – адаптация иностранной продукции к отечественным реалиям с переходом на использование отечественных комплектующих. Второе – проведение опытно-конструкторских работ с выходом на серийный выпуск. В частности, военное ведомство подписало контракты по проведению ОКР «Корсар», «Иноходец», «Альтиус».
Для создания стратегических БАК пошли по традиционному пути, который начинается с научно исследовательских работ с последующим переходом к опытно-конструкторским.
Компании «Сухой» и «МиГ» проработали свои концепции по беспилотному авиакомплексу стратегического уровня. Первым на суд общественности попало детище от РСК «МиГ». В августе 2007 года рядом с авиасалоном МАКС демонстрировался беспилотник «Скат», выполненный по аэродинамической схеме «летающее крыло». Было заявлено, что максимальная взлетная масса аппарата в натуральном исполнении составит 10 т. Его скорость – 850 км/ч, дальность полета – 4 тыс. км. Тем не менее для специалистов такая демонстрация макета стала свидетельством актуальности для Минобороны другого изделия, срытого реальным режимом секретности.
В 2011 году Минобороны подписало контракт с ОАО «ОКБ Сухого» на выполнение работ НИР «Охотник-Б» по созданию тяжелого разведывательно-ударного беспилотного летательного аппарата. Первый полет экспериментальной машины запланировали на 2018 год, принятие на вооружение – 2020 год.
Кооперация инноваций
Реализация программы потребовала концентрации усилий со стороны авиастроителей. Первоочередным направлением работ стало решение нескольких труднейших взаимосвязанных задач по конструкции летательного аппарата, его аэродинамики и управляемости. В багаже ОКБ Сухого по теме «летающее крыло» были крохи практического опыта. Надо отдать должное профессионализму конструкторов, нашедших ответы на стоящие перед ними вызовы в создании инновационного изделия.
Еще при проведении исследовательских работ просчитывалось воздушное судно, построенное по модульному принципу, который обеспечивает высокий модернизационный потенциал изделия. В числе приоритетов заказчик определил малозаметность летательного аппарата. В радиолокационном диапазоне она достигнута за счет конфигурации фюзеляжа с использованием по его внешнему контуру композиционного материала.
В некоторых случаях использованы инновации в связке с уже реализованными решениями и хорошо зарекомендовавшими себя при практической эксплуатации серийных изделий. Например, в качестве двигателя выбрали серийный АЛ-41Ф-1. Инновационное решение – сделали его бесфорсажным. В итоге получен мотор с требуемой мощностью и необходимой надежностью.
Не случайно для реализации проекта выбран Новосибирский авиационный завод. С 2006 года он исполняет контракты с Минобороны на поставку самолетов Су-34.
С целью формирования кадрового потенциала предприятия в 2008 году был создан общеобразовательный консорциум. В его состав вошло предприятие и несколько крупных технических вузов Новосибирска. В рамках консорциума разработаны сквозные образовательные программы для максимальной адаптации учащихся и выпускников к производственным требованиям завода. В результате теперь на предприятие приходят уже подготовленные специалисты, знакомые с производством.
В рамках федеральных целевых программ реализуются планы по модернизации авиазавода. В ценах 2015 года полная сметная стоимость работ оценивалась в 2 млрд руб. В настоящее время реализуется третий этап. В рамках его выполнения на техническое перевооружение и капитальный ремонт трех производственных цехов выделено 107 млн руб. По заявлениям авиастроителей, на сегодняшний день производственные мощности предприятия позволяют обеспечить выполнение программы по серийному выпуску «Охотника».
Не для галочки
3 августа 2019 года опытный образец беспилотника С-70 совершил первый полет, продолжавшийся более 20 минут. В ходе выполнения полетного задания сделана проверка работоспособности основных систем воздушного судна, в том числе его управляемости.
Отдельные работы по программе не выполнялись за отведенное на них время. Авиастроители сроки выполнения работ по программе «сдвинули вправо», как это традиционно делали по другим проектам. Минобороны решило сломать эту традицию.
В августе этого года министр обороны Сергей Шойгу в ходе посещения Новосибирского авиазавода заявил: «Надеемся на то, что к 2022 году работа будет завершена и мы сможем подписать, как это сейчас принято в Вооруженных силах, на беспилотники большой долгосрочный контракт. Это нужно для того, чтобы промышленность знала, как строить свои планы на ближайшие 10 лет, чтобы она могла заказывать и комплектоваться по материалам, другим видам обеспечения».
В ноябре в Сочи президент провел традиционные ежегодные совещания по реализации планов по перевооружению Вооруженных сил РФ. В частности, прошло обсуждение перспектив развития беспилотной авиации различного типа. Верховному главнокомандующему военные доложили свои предложения по номенклатуре БАК с учетом развития этой сферы оборонки как в ближайшей перспективе, так и в рамках формируемой государственной программы вооружения на 2024–2033 годы.
Первый заместитель председателя коллегии Военно-промышленной комиссии (ВПК) Андрей Ельчанинов рассказал: «Запланированы поставки ударных беспилотников, специализированных беспилотников, которые будут решать задачи радиолокационного дозора и наведения. Также придут беспилотные летательные аппараты, которые будут помогать решать задачи преодоления ПВО противника. В общем, различная номенклатура, не менее шести типов. Акцент сделан на развитии тяжелых беспилотников, для применения которых будут задействоваться взлетно-посадочные полосы Воздушно-космических сил».
В 2022–2023 годах Минобороны будет готовить параметры новой госпрограммы вооружения (ГПВ). При участии ВПК и главных конструкторов будет выполнен детальный разбор по каждому образцу ВВСТ.
«Работа не только с головными исполнителями, но и с основными участниками кооперации. Будут оцениваться подготовка производства, обеспеченность персоналом, наличие технологической оснастки – глубина погружения достаточно большая. Основная задача – сформировать на площадке ВПК консолидированное мнение о возможности реализации конкретного образца в интересах конкретного заказчика с учетом возможностей промышленности за реальные сроки и деньги. Кроме того, в рамках ГПВ сразу будут предусмотрены работы по капитальному строительству объектов военной инфраструктуры для размещения объектов вооружения и военной техники. Эти задачи взаимосвязаны, все должно быть скоординировано при вводе в строй новых образцов. В первую очередь это перспективные образцы, определяющие облик Вооруженных сил РФ. Шахты, здания, аэродромы – все должно быть подготовлено», – отметил Андрей Ельчанинов.
Все это свидетельствует, что новую ГПВ планируют сделать с жесткие рамками по выдерживанию запланированных сроков. Не исключено, что будет установлена эшелонированная и персонифицированная ответственность по каждому проекту, изделию ВВСТ. По крайней мере, как отмечают специалисты, на сегодняшний день уже имеется вполне компетентный и работоспособный кадровый резерв управленческого звена.
«Сегодня мы прикладываем все усилия, чтобы как можно скорее завершить испытания и выйти на серийное производство», – заявил на состоявшейся выкатке гендиректор ОАК.
Лицо серии
«Беспилотный авиакомплекс С-70 – высокоинтеллектуальная система, способная решать широкий круг задач одиночно, группой и совместно с самолетами пилотируемой авиации. В беспилотнике сконцентрированы передовые достижения предприятий и организаций отечественного оборонного промышленного комплекса, позволившие обеспечить функциональные возможности, не уступающие, а по ряду параметров превосходящие немногочисленные (единичные) иностранные аналоги. Производить беспилотники данного класса способны только страны с развитой авиационной промышленностью, обеспечивающей проведение полного цикла разработки от проектирования до изготовления и проведения всех видов испытаний. А также разработку и производство всего необходимого наземного и бортового оборудования. Беспилотные летательные аппараты такого класса невозможно собрать из комплектующих изделий, доступных на рынке, как, скажем, ряд зарубежных аналогов», – говорит Алексей Криворучко.
Главная особенность представленного «Охотника» – его серийный облик. Визуально в его конструкции выделялись два элемента. Первый – плоское сопло двигателя. Оно отсутствовало на экспериментальном изделии С-70 по причине того, что находилось в разработке.
Плоское сопло обеспечивает малозаметность в инфракрасном режиме. При его использовании снижается не только тепловой параметр исходящей газовоздушной смеси, но и существенно уменьшается сектор возможного применения управляемых ракет против беспилотника.
Однако плоское сопло имеет и минусы. Исследования, выполненные в СССР, показали, что с плоским соплом мощность турбореактивного двигателя снижается на 30%. Специалисты воздерживаются от прогнозов, насколько можно уменьшить ее потерю при использовании современных технических и конструктивных решений. К тому же в ВКС очень высоко ценится двигатель с изменяемым вектором тяги. В данном случае летательный аппарат гарантированно не будет обладать сверхманевренностью. Практически невозможно спрогнозировать, насколько она будет востребована в ближайшей перспективе для стратегического БАК.
Второй конструктивный элемент – шасси. На экспериментальной модели они от Су-57. Теперь машина получила специально для нее сконструированные взлетно-посадочное устройство.
На мероприятии получили подтверждение ранее сделанные заявления, что авиакомплекс будет эксплуатироваться в трех вариантах. Для прорыва ПВО противника – в ударном варианте с размещением вооружения во внутреннем отсеке. При отсутствии у врага активной ПВО – с размещением вооружения на внешних балочных держателях. И в варианте многофункционального разведчика.
«Машина способна будет поражать цели класса «воздух–поверхность», «воздух–воздух», – сообщил главком Воздушно-космических сил, генерал армии Сергей Суровикин. По его словам, С-70 будет управляться как с наземного пункта управления НПУ-70, так и летчиком многофункционального истребителя.
Представители Минобороны и ОКБ считают, что еще рано подробно говорить о боевых возможностях новинки. Тем не менее они отмечают, что беспилотный самолет оснащен всей необходимой целевой аппаратурой в соответствии с техническим заданием. Эксперты дают более оптимистичные прогнозы. По их мнению, диапазон выполняемых задач можно расширить. Этому способствуют модульное построение С-70 и тот факт, что в настоящее время происходит быстрое развитие возможностей специализированной аппаратуры при уменьшении ее габаритно-весовых параметров. H
комментарии(0)