Переправа стартовой батареи «Ярс» Тейковского ракетного соединения была осуществлена военными инженерами в ходе учения во Владимирской области в июле прошлого года. Фото со страницы Министерства обороны РФ в «ВКонтакте»
21 января в Вооруженных силах отмечается День инженерных войск. Подразделений, без которых невозможно применение войск в бою: ведение инженерной разведки, разминирование местности и объектов, подготовка и содержание маршрутов боевого патрулирования (полевых позиций), маршрутов движения и других фортификационных сооружений, оборудование переправ, маскировка объектов, добыча и очистка воды в полевых условиях. О том, как строится эта работа в Ракетных войсках стратегического назначения и новых боевых возможностях ракетчиков, ответственному редактору «Независимого военного обозрения» Дмитрию ЛИТОВКИНУ рассказал начальник инженерной службы РВСН полковник Владимир ХОРОШУНОВ.
– Владимир Викторович, Ракетные войска стратегического назначения ассоциируются с ракетами, шахтами и забрасываемыми в другое полушарие мегатоннами. Выясняется, что без вашей службы они это сделать не смогут.
– В Ракетных войсках стратегического назначения все продумано до мелочей, действия каждого подразделения, в том числе обеспечения, как звенья одной цепи.
В преддверии профессионального праздника невольно вспоминаю стихи генерал-майора Александра Ольшанского: «В завалах оборудуют проходы. И для полков прокладывают путь». Точно, художественно и лаконично. А еще нельзя не процитировать расхожее выражение о том, что именно наши подразделения «идут впереди разведки», и в этом смысле недооценить роль военных инженеров невозможно, особенно тем, кто идет за нами. Поэтому инженерные подразделения – из наиболее разноплановых, технически насыщенных и оснащенных.
Начну с того, что это подразделения постоянной боевой готовности, имеющие на вооружении современную высокотехнологичную технику, требующую от личного состава профессионализма и специальной подготовки. Предназначены для выполнения всего комплекса задач инженерного обеспечения боевого дежурства соединений и воинских частей РВСН, связанных с инженерной подготовкой маршрутов боевого патрулирования, полевых позиций, усиления охраны и обороны объектов РВСН с применением инженерных заграждений, фортификационного оборудования полевых позиций и районов расположения войск, разминирования местности и объектов, проделывания проходов в минно-взрывных заграждениях, маскировки подразделений на полевых позициях.
– То есть именно вы прокладываете путь для «Тополей» и «Ярсов», куда бы их ни направило командование?
– К позиционным районам ракетных соединений предъявляется ряд требований, основным из которых является обеспечение скрытности действий при выполнении задач боевого дежурства на маршрутах боевого патрулирования и полевых позициях, а также проходимость дорог для своевременного маневра ракетных подразделений.
– Какими средствами все это обеспечивается?
– В последнее десятилетие для инженерных подразделений Ракетных войск стратегического назначения существенно увеличены поставки специальной техники. Это связано с завершением разработки перспективных образцов, которые поступают в перевооружаемые ракетные соединения. Для повышения маневренности и живучести боевых ракетных комплексов мобильного базирования созданы машина дистанционного разминирования (МДР) «Листва» и машина инженерного обеспечения и маскировки (МИОМ).
МДР, в частности, создавалась для разминирования участков маршрутов движения колонн техники от дистанционных управляемых минных полей, радиоуправляемых мин и фугасов. Завершено обеспечение машинами дистанционного разминирования «Листва» ракетных соединений, оснащенных подвижными грунтовыми ракетными комплексами.
В настоящее время в рамках гособоронзаказа в Ракетные войска поставляются современные средства инженерной разведки, полевого водообеспечения, скрытия и имитации, а также средства преодоления минно-взрывных заграждений, разрушений и препятствий.
Начиная с 2011 года всего в инженерные подразделения соединений РВСН поставлено более 600 единиц инженерной техники: инженерные машины разграждения, тяжелые механизированные мосты, экскаваторы, автомобильные краны, колесные дорожные машины, разработанные специально для РВСН, и другие средства инженерного вооружения.
В период с 2019 по 2021 год соединения РВСН полностью обновлены современными автомобильными кранами. В 2021 году на 50% проведена замена устаревших образцов экскаваторов на современные ЭОВ-3523 (3521М1). В 2022 году спланирована поставка станций комплексной очистки воды СКО-10К, экскаваторов ЭОВ-3523(3521М1), инженерных машин разграждения ИМР-2М, тяжелых механизированных мостов ТММ-3М2.
– МДР «Листва» – весьма загадочная машина. Что она может?
– С развитием средств связи все больше приобретает распространение установка зарядов и фугасов со способом подрыва через мобильный телефон или по радиосредствам. В целях противоборства и предотвращения беспроводного подрыва зарядов и фугасов было принято решение о создании машины, способной выводить из строя всевозможные электронные устройства для подрыва зарядов.
На МДР «Листва» установлен электромагнитный комплекс аппаратуры импульсного электромагнитного воздействия. Принцип действия «Листвы» заключается в подаче сверхвысокочастотного сигнала – мощных электромагнитных импульсов – на радиоэлектронные устройства дистанционного подрыва взрывоопасных предметов для резкого и неоднородного нагрева полупроводниковых структур от нормальной температуры до сотен градусов, что приводит к их плавлению и выгоранию.
Также на МДР «Листва» установлена аппаратура постановки радиопомех, состоящая из переносного и стационарного передатчиков помех. Данная аппаратура предназначена для предотвращения дистанционного, непреднамеренного подрыва радиоуправляемых взрывоопасных предметов на участке выполнения задачи расчета саперов и ограничения связи диверсионно-разведывательных групп.
– Говорят, что у вас появилась новая колесная дорожная машина, разработанная специально для инженерных подразделений РВСН и предназначенная для подготовки и содержания маршрутов боевого патрулирования и полевых позиций подвижных грунтовых ракетных комплексов.
– Верно. В 2015 году встал вопрос о необходимости оснащения соединений РВСН современными образцами путепрокладчиков на колесном шасси. Дело в том, что маршруты движения полков подвижных грунтовых комплексов типа «Тополь», «Тополь-М» и «Ярс» проходят не только в лесных массивах, но и по автомобильным дорогом с асфальтным покрытием, по которым передвижение гусеничной техники не представлялось возможным. Во взаимодействии с Управлением начальника инженерных войск и предприятиями промышленности и была разработана, принята на вооружение и запущена в серийное производство новая колесная дорожная машина (КДМ). На сегодня у нас в соединения РВСН уже поставлено 15 единиц КДМ.
КДМ может выполнять задачи инженерного обеспечения по прокладке колонного пути, отрывке и засыпке котлованов, также может осуществлять погрузку грунта и сыпучих дорожно-строительных материалов.
Отмечу еще один момент. Развитие современных образцов инженерной техники не стоит на месте, в 2021 году начальник инженерных войск генерал-лейтенант Юрий Ставицкий принял решение об оснащении инженерных подразделений более современными универсальными дорожными машинами (К-708 УДМ). В настоящее время уже собраны три единицы К-708 УДМ со сменяемым навесным оборудованием. Войсковые испытания новых путепрокладчиков, призванных заменить БАТ-М и ПКТ-2, пройдут в 2022 году на базе Тейковского, Нижнетагильского и Барнаульского соединений.
– Как я понимаю, перемещение стратегических ракетных комплексов – это не только прокладка для них путей, разминирование местности, но и обеспечение маскировки в районах несения боевого дежурства. Как и чем это обеспечивается?
– У нас идет активное обновление комбинированных маскировочных комплектов, которые позволяют обеспечить скрытие мобильных ракетных комплексов, в том числе и с учетом сезонности: лето-зима. Благодаря тому, что группировка РВСН обновляется новыми перспективными ракетными комплексами, с ними идут и современные маскировочные комплекты. На данный момент обеспеченность средствами скрытия агрегатов ракетного комплекса составляет 100%.
– С подготовкой боевых расчетов РВСН все понятно – существует целая академия. А кто готовит специалистов для вас?
– В наши инженерные подразделения поступают специалисты, обучение которых проводится в стенах 47-го межвидового регионального учебного центра (МРУЦ) в городе Остров Псковской области. 47-й МРУЦ обеспечивает подготовку младших специалистов по различным специальностям инженерных войск. Кроме того, кузницей офицерских кадров по-прежнему остается Тюменское высшее военно-инженерное командное училище имени маршала Инженерных войск А.И. Прошлякова.
Недавно завершились мероприятия по вводу в строй выпускников 47-го МРУЦ в соединениях и воинских частях РВСН. Выпускники учебного центра отличаются хорошей подготовкой, способны уверенно выполнять инженерные задачи и управлять техникой в любых условиях обстановки, действовать в составе расчетов и формирований.
В войска направлены младшие специалисты, прошедшие обучение в учебном центре по всем 14 военно-учетным специальностям. Из них специалисты, эксплуатирующие современные образцы ВВСТ: машины инженерного обеспечения и маскировки; машины дистанционного разминирования «Листва»; боевые противодиверсионные машины «Тайфун». А также путепрокладчики, автомобильные краны, экскаваторы и другие средства инженерного вооружения.
По результатам полученных из войск отзывов, выпускники учебного центра зарекомендовали себя как грамотные, исполнительные, дисциплинированные военнослужащие, показавшие в ходе проведенного входного контроля по предметам боевой подготовки хорошие и отличные результаты. Результаты отзывов из войск на младших специалистов лягут в основу дальнейшего совершенствования системы подготовки младших специалистов в учебном центре.
Если говорить о подготовке офицерских кадров, то будущие лейтенанты для инженерных подразделений РВСН – выпускники Тюменского высшего военно-инженерного командного училища. Это подготовленные офицеры, прошедшие войсковую стажировку в инженерных подразделениях РВСН, знающие структуру инженерных подразделений РВСН и их задачи, а также в совершенстве знающие порядок эксплуатации стоящей на вооружении инженерной техники. Заверю, прибывшие в инженерные подразделения РВСН лейтенанты имеют высокий средний балл, а половина из них – отличники.
География распределения такая же широкая, как и наша страна: в соединения, расположенные в Центральном военном округе, распределено более 70% лейтенантов, в Западном военном округе около 30% офицеров.
– Для подготовки специалистов вы используете тренажеры?
– Конечно. В подготовке младших специалистов в учебном центре все шире используется интерактивные тренажерные классы или, скажем, динамические макеты местности для проведения командно-штабных игр. Установлены и введены в эксплуатацию комплексы по отработке практических навыков экскаваторщиков и автокрановщиков. Например, динамический тренажер экскаватора одноковшового войскового ДТЭОВ и тренажер крана автомобильного военного назначения ТКАВН для подготовки операторов БПДМ «Тайфун» и крановщиков МИОМ. Нами созданы и свои собственные учебно-тренировочные средства. В 2022 году спланирована поставка в учебный центр современных образцов средств инженерного вооружения, в том числе тяжелого механизированного моста ТММ-3М2.
– Какие главные мероприятия боевой подготовки запланированы для военных инженеров в наступившем году?
– В 2022 году мы будем выполнять задачи по обеспечению маневренных действий подвижной группировки РВСН при выполнении задач несения боевого дежурства на маршрутах боевого патрулирования и полевых позициях, а экзаменом на профессионализм станут командно-штабные учения.
Могу пояснить, что все задачи, которые мы решаем в ходе учений, разноплановые. Например, в прошлом году по замыслу одного из учений, для срыва маневра частей и подразделений обеспечения условные диверсанты уничтожили мост, а дублирующего, позволяющего переправить тяжелую крупногабаритную технику на маршруте движения колонны не было. Военнослужащими батальона боевого обеспечения после проведения инженерной разведки был подготовлен участок для преодоления водной преграды колонной ПГРК «Ярс» и другой многоцелевой техники. Кроме того, на одном из участков для прохождения колонны частей и подразделений обеспечения и охраны военные инженеры развернули тяжелый механизированный мост ТММ-3М1, и подразделения обеспечения прибыли в полевой район в установленное время.
Впервые понтонные подразделения инженерных войск Вооруженных сил Российской Федерации (Муром) оборудовали наплавной мост двойной ширины, грузоподъемностью 120 т, что позволило увеличить пропускную способность переправы в два раза, обеспечило возможность движения военной и специальной техники одновременно в попутных направлениях и эксплуатацию моста при волнении до 3 баллов. Также подразделения инженерных войск обеспечили переправу стартовой батареи ПГРК «Ярс» Тейковского ракетного соединения РВСН.
Главная задача для военных инженеров ракетных войск стратегического назначения в 2022 году – это, несомненно, качественная подготовка и участие в учениях различного уровня. Я уверен, что инженерные подразделения РВСН с должным качеством и на высоком профессиональном уровне выполнят все поставленные перед ними задачи.
комментарии(0)