Поставки западных вооружений планомерно увеличивали напряжение в регионе. Фото Reuters
Постоянно в новостях мы слышим о все новых поставках вооружения США и НАТО на Украину. К границам России стягиваются натовские войска, в первую очередь элитные американские части.
Оружие из США и стран НАТО стало поступать на Украину еще в 2014 году. Другой вопрос, что это проходило в секретном порядке, а сейчас поставки умышленно рекламируются.
После нескольких поражений в маневренной войне ВСУ с конца 2015 года перешли к позиционной войне. Наиболее эффективным средством ведения позиционной войны являются минометы. В советское время на Украине ни минометы, ни мины не производились. А на вооружении Советской армии никогда не было 60-мм минометов.
ВСУ к концу 2015 года в боях в Донбассе израсходовали почти весь имевшийся боекомплект 82-мм и 120-мм минометов. И с тех пор стреляют по Донбассу натовскими боеприпасами, частично изготовленными в странах НАТО, а большей частью советскими боеприпасами, взятыми со складов в странах – бывших участницах Варшавского договора.
Риторический вопрос: откуда у ВСУ появились сотни, если не тысячи, 60-мм минометов?
То же самое происходит со ствольной артиллерией, РСЗО, радиолокаторами, устройствами радиоэлектронной борьбы и беспилотниками. В настоящее время Украина закупила свыше 30 дальних ударных беспилотников «Байрактар». Массово поставляются на Украину ранее не производившиеся там натовские снайперские винтовки калибра 12,7 мм. То есть все новейшее оружие, необходимое для позиционной войны.
В войне в Донбассе участвуют тысячи комбатантов из стран НАТО. Частично они называются «советниками», где-то – «добровольцами», где-то тихо «работают» частные военные компании.
Пора назвать кошку кошкой, а конфликт в Донбассе – локальной войной, которую ведут Украина и НАТО против населения непризнанных республик. Эта война выгодна и Украине, и НАТО. Наши СМИ предпочитают не упоминать, что от ответного огня ополченцев гибнут не только украинские солдаты, но и мирные жители по другую сторону линии огня.
Донбасс никогда не принадлежал Украине и был искусственно включен в ее состав в 1924 году. К 1990 году делопроизводство, преподавание в школах и вузах, заводская документация в Донбассе велись исключительно на русском языке.
И вот уже семь лет по обе стороны линии огня гибнут русские мирные жители Донбасса. У Российской Федерации было четыре варианта поведения.
Первый – тянуть время, и русские люди годами будут продолжать гибнуть в Донбассе. Такой вариант устраивает и Киев, и НАТО.
Второй вариант – ввести войска на всю Украину или, по крайней мере, в ее восточную и южную части.
Третий вариант – капитулировать и сдать Донбасс и Крым. Это приведет к серьезным внутриполитическим проблемам в России.
Четвертый вариант – помочь ДНР и ЛНР обзавестись «длинной рукой».
Поставки в Донбасс минометов, ствольной артиллерии, РСЗО, снайперских крупнокалиберных винтовок и прочего оружия позиционной войны крайне необходимы для существования непризнанных республик. Но это не приведет к концу локальной войны в Донбассе.
Ситуацию на Украине может изменить лишь появление «длинной руки» у ДНР и ЛНР. Что такое «длинная рука»? Это прежде всего дроны дальнего действия. А также списанные ракеты всех типов.
Под дронами наши генералы и конструкторы уже 30 лет подразумевают в первую очередь летательные аппараты. С 1992 года на МАКСах и других выставках показаны сотни образцов российских дронов, на которые истрачены миллиарды рублей.
На самом деле дрон – это компьютер с соответствующим матобеспечением, который может быть поставлен практически на любой летательный аппарат, вплоть до авиамоделей, изготовлявшихся советскими пионерами в 1930–1950-х годах. Кстати, многие советские кустарно изготовленные авиамодели летали на дальность 100 и даже 400 км.
Осенью 2020 года Азербайджан применил в качестве дронов в Карабахе несколько десятков «старичков» бипланов Ан-2. В ходе войны в Югославии и других конфликтов Ан-2 продемонстрировали малую уязвимость от ПЗРК и истребителей.
Осенью 2018 года в Китае продемонстрировали беспилотник FH-98 – наш родной биплан Ан-2 с хорошей электронной начинкой. Он может доставить тонну взрывчатки на расстояние до 1,5 тыс. км.
Американские шпионские спутники засняли на китайских аэродромах вблизи Тайваня десятки, а по другим сведениям, сотни истребителей J-9 (почти точная копия советского МиГ-19). Но J-9 еще в 2010 году сняты с вооружения НОАК. А это – дроны, подготовленные к удару по Тайваню или американским кораблям. Дрон на базе МиГ-19 может нанести удар тонной взрывчатки на расстояние 1400 км, и это, замечу, без подвесных топливных баков.
Полвека назад в ОКБ Микояна была создана система безаэродромного старта истребителей МиГ-19. Самолет взлетал под углом 30 градусов с мобильной пусковой установки ПУ-30, которую буксировал тягач ЯАЗ-18. Еще ранее испытывались системы безаэродромного старта для самолетов МиГ-15 и МиГ-17. Есть основания полагать, что были такие системы и для МиГ-21. Главная проблема безаэродромного старта реактивных истребителей – чувствительность пилота к большим перегрузкам. На беспилотнике таких проблем, естественно, нет.
Скажут: ах, это не этично – наносить удары по украинским энергетическим и промышленным объектам! А почему Киев в Донбассе занимается этим уже семь лет? Мало того, украинские политики и военные много раз всерьез обсуждали обстрел украинскими ракетами Крымского моста. А недавно в Киеве прозвучала угроза и в адрес Белоруссии взорвать их АЭС и тепловые электростанции.
НАТО ничем не сможет помочь Украине в борьбе с дронами, запускаемыми из Донбасса. Допустим, отправят на Восточную Украину несколько дивизионов зенитных ракет. В лучшем случае они будут сбивать половину дронов. Причем стоимость поражения дрона будет в десятки раз выше стоимости переоборудования списанного самолета.
Дроны и их пусковые установки прекрасно маскируются. Можно напугать Киев и НАТО сотнями макетов дронов. ПВО в борьбе с дронами в условиях сильных радиотехнических помех, создаваемых средствами РЭБ в Донбассе и в РФ, будет малоэффективна.
Ну, а главное, вместе с дронами дальнего действия должны запускаться десятки других аппаратов, начиная с ложных целей и кончая ракетами с дальностью 20–200 км. Вот, к примеру, в Севастополе собирались утилизировать ракеты комплекса М-11 «Шторм». Между прочим, на базе «Шторма» как раз и была создана «Точка». Добавить на «Шторм» систему наведения на радиоизлучающие цели (а может, она там и есть?), и я не завидую персоналу украинских радиолокаторов в радиусе 55 км от места пуска «Шторма».
Одновременно с запуском дронов может производиться стрельба из РСЗО «Смерч». А может, где-то на складах РФ еще лежат старенькие «Луны»? Уверен, что на российских складах вполне достаточно списанных ракет, чтобы нанести Украине ущерб и заставить ее оставить в покое Донбасс.
А если США и НАТО поставят ВСУ современные ракеты класса «земля–земля»? Для Донбасса это не смертельно, поскольку и так большая часть ДНР и ЛНР простреливается украинской дальнобойной артиллерией и РСЗО. Кстати, Киев уже неоднократно стрелял «Точками» по Донбассу. Обстрел же российской территории американскими ракетами даст законные основания российской армии взять Киев.
Еще раз повторяю, США, НАТО и Киеву выгодна позиционная война в Донбассе. Но большой войны в Европе Запад однозначно не хочет, и его бряцание оружием – всего лишь блеф. Как говорили в старину, «поднятый кнут страшнее опущенного». Сам факт появления «длинной руки» у ДНР и ЛНР заставит Вашингтон быть сговорчивее на переговорах с РФ.
Киев никогда не будет выполнять Минские соглашения хотя бы потому, что это станет концом нынешнего режима. А попробовать, как в 2014–2021 годах, обстрелять объекты водоснабжения в Донбассе и взамен получить несколько дронов по киевской плотине, которая и так дышит на ладан, слишком рискованно.
Если же status quo, но без обстрелов Донбасса, сохранится, это не лучший вариант, но в целом соответствует интересам России и населения непризнанных республик.
В мирных условиях резко увеличатся экономические и культурные связи с Россией. Почему бы в Донбасс не отправить скорые поезда из России, а в Новоазовск – небольшие транспортные пассажирские суда? Будет быстро расти число жителей Донбасса, принявших российское гражданство. Постепенно будут стираться различия в ДНР и ЛНР с сопредельными территориями. Ну а через несколько лет дело сведется к «смене вывески».
Материал был подготовлен за неделю до начала военной операции.
комментарии(0)