Борис Солдатенко. На переломе, или Пуля для тени. Детективный роман. М.: ИД «Аргументы недели», 2020. |
В детективном романе «На переломе, или Пуля для тени» Борис Солдатенко вновь отстаивает праведность идеалов молодости, вступает в поединок – ожесточенный и неравный. Могу предположить, что на писателя ополчится легион рабов от литературы, кинодраматургии, публицистики. Ведь у них главными героями военной истории Советского Союза и виновниками его уничтожения всегда были трусливые замполиты либо подлые энкавэдэшники-особисты.
Солдатенко пытается сломать этот шаблон. И уже в предисловии прямо и честно называет причину гибели великой державы, а также угнездившейся в советском обществе прослойки любителей красивой жизни за чужой счет.
Популярный детективный жанр призван не только увлечь, приковать внимание читателя к острому сюжету. Это еще и метод исследования смертельного противостояния советского и русского офицерства и разномастных изменников и разнокалиберных воров.
Борис Солдатенко реалистично раскрывает природу предательства, пускавшего корни во множестве срезов советского общества на протяжении десятилетий. Вначале почти незаметная разница в интересах и стремлениях, когда измена только зарождается. Затем объединение людей недоброй воли. Затем опора на внешних врагов СССР – и собственно смута и трагедия развала страны.
«На переломе» – это не умозрительная детективная схема, родившаяся в голове писателя. Солдатенко соединил в ткань литературного произведения множество реальных событий, потрясших нашу страну ткань литературного произведения множество реальных событий, потрясших нашу страну ткань литературного произведения множество реальных событий, потрясших нашу страну. И под увеличительным стеклом показал в деталях и диалогах, как это могло произойти.
Резонно спросить, а откуда же автору романа так подробно известна природа чудовищного предательства?
Двадцать лет назад впервые в истории постсоветской России был издан увесистый том документальных расследований Бориса Солдатенко под общим заголовком «Москва криминальная». Каждая история этой книги была связана с расследованием диапазонов богатого спектра преступной жизни столицы. Она стала как бы путеводителем для читателя по «двойному дну» Москвы конца 1990-х.
Конечно, перед каждым погружением автора во враждебную для него среду шел напряженный процесс ее изучения. Недостаточная достоверность, незнание каких-то тонкостей построения диалога с криминалом в разных ситуациях, правил и обычаев криминальных сообществ могли оборвать жизнь отважного журналиста. Но роковых ошибок Борис, к счастью, не допустил.
Возможно, именно поэтому в его романе столь узнаваемы персонажи сегодняшнего российского преступного дна. И столь характерны судьбы перерожденцев, проступившие из советской действительности. К слову, «Москва криминальная» до сих пор считается бестселлером и вновь планируется к переизданию.
Чтобы получить более ясное понимание причин объединения криминалитета с властными структурами, Борис Солдатенко получил высшее юридическое образование, работал в Генеральной прокуратуре РФ, Судебном департаменте при Верховном суде РФ. Он является государственным советником юстиции России 2-го класса. При этом Солдатенко – автор многих журналистских расследований о борьбе с коррупционными схемами в высших эшелонах власти новейшей России.
Знание реальной ситуации с коррупцией легло в основу детективного романа. Поэтому так правдоподобен образ начальника военного гарнизона полковника Юрия Ковалевского – «теневого» хозяина и тайного вершителя судеб жителей города Приозерска. И его послушных марионеток – мэра и начальника милиции.
Легко узнаваемы и образ главного героя – майора Николая Большакова, и характеры офицеров-спецназовцев из его секретного подразделения, противостоящих и московским продавцам генеральских званий, и хозяевам провинциального Приозерска, и чеченским полевым командирам, и местным бандитам. К счастью, таких офицеров становится все больше в Вооруженных силах современной России. Верится, что будущее именно за ними.
Роман «На переломе, или Пуля для тени» вместил более 15 лет жизни самого писателя. Борис Солдатенко хорошо усвоил истину: в литературном произведении точность языка тождественна честности. Поэтому даже фантастические на первый взгляд сюжетные повороты в конечном итоге оказываются достоверными.
Все более заметны перемены в духовной жизни России, в ее литературном процессе. Нам уже не обойтись без честного осмысления того, что с нами произошло 30 лет назад, когда погибла великая держава. Радует, что пришло время настоящих книг, которые не только имеют увлекательный сюжет, но и говорят правду. H