0
9077
Газета Реалии Интернет-версия

24.03.2022 20:40:00

Подводные рифы спецоперации

Российское общество, население Украины и тактика информационной борьбы

Олег Фаличев

Сергей Першуткин

Об авторе: Олег Валентинович Фаличев – военный обозреватель;Сергей Николаевич Першуткин – действительный член АВН, доктор социологических наук.

Тэги: реалии, россия, украина, специальная военная операция, ход, достижения, сложности

Все статьи по теме "Специальная военная операция в Украине"

реалии, россия, украина, специальная военная операция, ход, достижения, сложности Тактика националистов ведет к многочисленным напрасным жертвам и разрушениям. Фото Reuters

24 марта 2022 года – месяц со дня начала специальной военной операции и ввода наших войск на Украину. Она идет по плану: поставленные задачи по демилитаризации и денацификации Украины, как сказал президент Владимир Путин, будут выполнены. Каковы на сегодняшний день предварительные итоги спецоперации с военно-политической и военно-научной точек зрения? Конкретные цифры на этот счет известны специалистам, поэтому можно сделать некоторые обобщения.

Во-первых, удалось решить комплекс сложнейших военно-технических задач по разрушению инфраструктуры милитаристской экономики и военного управления Украины.

Во-вторых, удалось практически разгромить Вооруженные силы Украины как целостное образование, разрушив централизованное управление. Остались лишь отдельные очаги противодействия.

В-третьих, удалось нанести мощный социально-психологический удар по общественному сознанию свидомых и одурманенной пропагандой части украинского общества, по идеям национализма и русофобии.

В-четвертых, удалось продемонстрировать мировому сообществу решительность российского руководства и военно-политическую мощь нашей страны. Что создает условия для дальнейшей демилитаризации Украины и ее экономики, оздоровления массового сознания, культуры и образования.

Таким образом, за короткий срок выполнены важнейшие задачи по демилитаризации и денацификации украинского государства. Мы не анализируем тактику и стратегию наших войск, методы решения боевых задач по срокам и рубежам, применение техники и вооружения. Это сделают потом узкие специалисты и военачальники.

Вместе с тем ситуация на Украине на середину марта 2022 года остается неустойчивой и противоречивой. Прежде всего это касается донесения до ее населения правды о решаемых нашими войсками задачах.

Речь идет в первую очередь о недостаточной информированности украинской общественности о целях спецоперации ВС РФ.

Тут можно говорить о слабом использовании российской стороной арсенала невоенных действий, о недостаточном применении сирийского опыта, когда проводились специальные информационные акции для местного населения, распространялись листовки-обращения.

Можно вспомнить, что в Вооруженных силах СССР существовала специальная структура в составе Главного военно-политического управления СА и ВМФ. В частности – отдел (управление) спецпропаганды, в задачи которого входила как раз работа с населением противоборствующей стороны.

Для этого готовились специалисты со знанием языка, во фронтовой полосе использовались громкоговорители и листовки соответствующего содержания. После распада СССР отдел спецпропаганды был переподчинен ГРУ. Существует ли он сегодня и как работает – неизвестно. Но еще раз изучить этот опыт, видимо, будет не бесполезно.

Пока просматривается недостаточный уровень активности пророссийских сил и среди населения Украины, что вызывает вопросы.

Треть граждан Украины (34%) еще в начале февраля 2022 года симпатизировала Российской Федерации, что показал обезличенный соцопрос. При этом 57% осмелились критиковать команду Зеленского за отсутствие прогресса в российско-украинских переговорах. 48% заявили о целесообразности межгосударственных отношений между соседями без таможен и виз. Все это косвенно вселяет надежду в оздоровление и дальнейшее укрепление украинско-российских отношений.

Однако в политическом пространстве Украины сегодня незаметны какие-либо инициативы в направлении возможного смещения команды Зеленского иными политическими силами и создания временных органов власти в виде, скажем, Комитета национального спасения. Что, впрочем, можно объяснить зверствами и запугиванием населения национал-бандеровцами, как это произошло в 2014 году в Одессе.

Эти противоречивые тенденции побуждают задуматься над вопросом: насколько целесообразен в таких условиях захват Киева и штурм правительственных зданий, какую цену мы готовы заплатить?

Ведь взятие города не решит накопившиеся проблемы и не приведет пророссийские силы к руководству страной. Не лучше ли пока взять Киев в блокаду?

На основе анализа разных источников просматривается возможный переход к новому, политико-криминальному, диверсионно-террористическому этапу противодействия Российской армии на Украине.

О готовности вооруженного противодействия заявляли 38% респондентов (по данным всеукраинского опроса, проведенного Киевским международным институтом социологии 5–13 февраля 2022 года).

Понятно, что исследования украинских социологов нет оснований переоценивать из-за социально-психологической атмосферы русофобии, побуждающей респондентов к определенным ответам.

Однако нет оснований и недооценивать, поскольку соцопросы остаются важнейшим возможным источником для понимания внутриполитической ситуации на Украине.

Проведенная 25–27 февраля всеобщая мобилизация, в том числе иррегулярных формирований территориальной обороны, раздача стрелкового и легкого пехотного оружия значительно укрепили потенциал противодействия. Хотя военные профессионалы прекрасно понимают, что неорганизованная и необученная гражданская публика, пусть даже с оружием в руках, это просто толпа.

Но надо понимать, что ввод российских войск привел не только к панике и отчаянию, но и к нарастанию национализма, русофобии и политическому брожению в разных слоях украинского общества. Есть основания прогнозировать длительное существование очагов атак и агрессии в разных регионах – преимущественно в Западной Украине и в Киевской области.

Российская армия, государственные органы и общественность должны быть готовы к отражению многочисленных и регулярных диверсионно-террористических атак бандеро-нацистских группировок.

Предположительно они могут располагаться на базе муниципальных и региональных штаб-квартир четырех ведущих политических партий Украины – «Европейская солидарность» (Петр Порошенко), «Радикальная партия» (Олег Ляшко), «Партия свободы» (Олег Тягнибок), «УДАР» (Виталий Кличко).

Проводимая ВС РФ спецоперация потенциально способна стать фактором дестабилизации внутриполитической обстановки в России в силу следующих причин:

– военных жертв и гибели российских военнослужащих;

– негативного влияния международных санкций на экономику и уровень жизни;

– длительности спецоперации, уже вызывающей определенные вопросы в кругах российской интеллигенции и в медиа-сообществе, в кругах аналитиков и экспертов.

Все ли было учтено руководством страны?

Докладывали ли спецслужбы и аналитики полную и достоверную информацию о положении на Украине?

Насколько сбылся прогноз реакции разных слоев украинского общества на выдвижение российских войск?

Достаточны ли меры по нейтрализации в федеральных органах власти и в околовластных кругах представителей антипатриотических сил?

Это не только правомерные, но даже неизбежные вопросы. Отсутствие внятных ответов на них со стороны власти способно в дальнейшем провоцировать политическое брожение в широких слоях российского общества. Что может повлечь за собой непредвиденные последствия.

Как показывают социологические данные, тема военных жертв и проблема санкций пока отодвигаются в российском общественном мнении на второй план. Главное беспокойство в обществе на середину марта 2022 года вызывали сроки затягивающейся военной операции. А также неопределенность этапов и задач демилитаризации и денацификации Украины. Значит, об этом надо говорить постоянно, разъяснять возникающие проблемы.

В этих условиях сложнейшие задачи по демилитаризации и денацификации Украины с необходимостью требуют учета и реализации двух составляющих: не только военных (и контртеррористических), но и невоенных.

В качестве конкретных шагов видится следующее:

– переформатирование государственной информационной политики и переход на государственных теле- и радиоканалах к новому формату передач: монологическому, целенаправленному, убеждающему (вместо плюралистичных ток-шоу с примелькавшимися телеведущими, использующими стандартные схемы, фразы, вопросы, подменяющими необходимый анализ комментаторством и обсуждением многочисленных деталей);

– определение Министерством образования и науки РФ госзаказа кафедрам социально-гуманитарных наук вузов и академическим институтам по трем государственно значимым темам: о геноциде русских в Донбассе; о неонацизме и милитаризме на Украине; о значении (военной, политической и иной) военной спецоперации народной милиции ЛНР и ДНР при поддержке ВС РФ;

– принятие решений по формированию авторитетных редакционных коллегий для подготовки государственных докладов по трем обозначенным темам;

– издание массовыми тиражами текстов данных докладов в целях обеспечения каждого руководителя государственного органа и образовательного учреждения;

– привлечение кафедр общественных наук вузов Ростовской, Белгородской и других приграничных областей к мониторингу общественного мнения на территориях этих субъектов РФ и сопредельных областей Украины;

– создание координационного совета по общественным наукам при Минобрнауки России в целях участия в формировании и анализе общественного мнения в нашей стране, перестройки общественных наук с учетом задач демилитаризации и денацификации Украины, повышении идейно-воспитательной значимости учебного процесса в российских вузах в условиях зарубежных санкций.

Новый этап спецоперации на Украине должен сопровождаться обновленной стратегией и тактикой невоенных действий, в том числе с территории нашей страны.


статьи по теме


Читайте также


КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

Дарья Гармоненко

Зюганов расширяет фронт борьбы за непрерывность российской истории

0
1477
Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Олег Никифоров

Обновленная ядерная доктрина РФ позволяет наносить удары по поставщикам вооружений Киеву

0
1431
"План стойкости" не мешает Зеленскому опять искать помощи у Запада

"План стойкости" не мешает Зеленскому опять искать помощи у Запада

Наталья Приходко

В Киеве накануне уверяли в обеспечении необходимого финансирования на год вперед

0
1530
Константин Ремчуков. Си Цзиньпина в поездке на саммит АТЭС в Перу сопровождали 400 чиновников и бизнесменов

Константин Ремчуков. Си Цзиньпина в поездке на саммит АТЭС в Перу сопровождали 400 чиновников и бизнесменов

Константин Ремчуков

Мониторинг ситуации в Китайской Народной Республике по состоянию на 18.11.24

0
1619

Другие новости