Снос памятника Красной армии в польском селе Гарнцарско 20 апреля 2022 года. Фото Reuters
Нельзя научиться любить живых, если не умеешь хранить память о мертвых. Эти слова Константина Рокоссовского вспоминаю все чаще в связи с событиями в Польше.
Мой отец ушел на фронт добровольцем в 16 лет. На него дважды приходили похоронки, в том числе в январе 1945-го из Польши. Но Иван Громак выжил, Победу встретил в Берлине. Сколько помню, он всегда мечтал побывать на могилах побратимов, в том числе в Польше.
С ТРУПОЯДНОЙ УЛЫБОЧКОЙ
Освобождая Польшу от нацизма, сложили головы свыше 600 тысяч солдат и офицеров Красной армии. В их честь воздвигли памятники на центральных площадях польских городов и весей. Об этих мемориалах и об отношении к ним поляков я рассказал в книге «Дороги памяти», которую посвятил живым и павшим в Великой Отечественной войне. Не скажу, что тогда все могилы и памятники бойцам и командирам Красной армии находились в идеальном состоянии... Но когда сегодня смотрю, как сносят и оскверняют их, сердце кровью обливается.
В июле 2017-го польский президент Дуда подписал новую редакцию закона о декоммунизации, предусматривающую демонтаж советских памятников по всей стране, включая бюсты и таблички. Кроме того, предписывалось удаление коммунистических элементов из названий школ, зданий, сооружений, улиц, мостов и площадей. Уничтожению подлежит все, что «прославляет тоталитарный режим». И вести последних лет из Польши звучат как трагические сводки о потерях.
Власти города Тшчанка снесли мавзолей красноармейцев на главной площади. При этом городские чиновники (до 1945 года это был германский город Шёнланке) спутали останки 58 погибших советских танкистов, образно говоря, со «сгнившими корнями». И на этом основании снесли мемориальный комплекс. Экскаваторы ковшами громили величественные колонны, а местные жители с улыбками фотографировали эту акцию.
В Варшаве испохабили надгробья на воинском кладбище. Варварски уничтожен памятник «В благодарность Советской армии» в Щецине. Памятник в честь Красной армии в Лидзбарке-Варминьском стоял в сквере у трассы, ведущей к польско-российскому погранпереходу. На бетонном постаменте с надписью «Красной армии, освободившей эти земли. От благодарных жителей Лидзбаркского повята» возвышались фигуры двух красноармейцев. От памятника остались груды кирпича.
Только в течение одного года в Польше снесли 230 памятников солдатам Красной армии. Польские власти утверждают, что их ликвидируют как коммунистические символы. Но какое отношение солдаты, павшие при освобождении Польши, имеют к пропаганде коммунизма?
Уничтожение памятников советским воинам нарушает и двусторонние российско-польские соглашения. На некоторых из них есть символы – серп и молот, красная звезда. При этом польский суд признал, что красная звезда не является символом коммунизма. Но звезды уничтожают вопреки решению суда.
Пересмотр «политики памяти» коснулся не только воинских мемориалов, но и отношения к истории нацистских концлагерей и роли Красной армии в освобождении их узников. В 2019 году российской делегации выделили последние ряды во время памятной церемонии в польском Освенциме. В январе 2020-го российскому послу в Польше не позволили выступить на мероприятиях, посвященных освобождению лагеря смерти советскими войсками.
ЗУД БОЛЬНОЙ ПАМЯТИ
Обо всем этом я написал президенту Владимиру Путину, задав прямой вопрос: «Неужели у великой России нет рычагов, способных заставить власти Польши прекратить издевательство над памятью 600 тысяч бойцов, которые захоронены в польской земле?»
Мне ответил начальник отдела Третьего Европейского департамента МИД России Сергей Линевич. Выразив признательность за «неравнодушную гражданскую позицию», дипломат обратил мое внимание на то, что каждый случай осквернения советских мемориальных объектов в Польше не остается без реакции МИД РФ. Что на сайте ведомства размещаются заявления, содержащие политико-правовую и моральную оценку действий польских властей. «В контактах с польской стороной решительно настаиваем на недопустимости односторонних шагов в этой сфере, идущих вразрез с международно-правовыми обязательствами Варшавы. Требуем, чтобы памятники оставались там, где они были изначально установлены в привязке к конкретным историческим событиям», – сообщил Сергей Линевич.
Наверное, на словах мы все делаем правильно. Но тем временем, воюя с памятниками, польские власти ежедневно укрепляют националистическую идеологию. Поляки претендуют на лидерство в Восточной Европе, а то и в Европейском союзе. Именно с этой целью Варшава буквально заглядывает в рот Вашингтону, который превратил Европу в арену новой холодной войны.
Сегодня отрицается сам факт освобождения Польши Красной армией. Хотя по плану «Ост» Польшу ждало уничтожение, она подлежала немецкой колонизации. Страна сохранилась только благодаря победе Красной армии. К тому же в границах, начертанных в Ялте и Потсдаме.
Новый всплеск борьбы с памятниками поднялся после начала российской спецоперации на Украине. Польский институт национальной памяти пообещал уничтожить все оставшиеся в стране мемориалы советским солдатам. Под угрозой оказываются даже памятники на военных кладбищах. Официально санкционированные акты вандализма в последние месяцы имели место в разных концах страны – в Седльце на востоке, в Мендзыблоце на северо-западе и в поселке Гарнкарско на юго-западе.
В Седльце на месте сноса прошел брифинг президента Польского института национальной памяти Кароля Навроцкого. Он заявил, что местным властям следует «удалить из общественного пространства» все имена и символы, символизирующие коммунизм. «На штыках этих советских солдат в Польшу пришел советский тоталитаризм, который убивал Польшу и поляков до 1989 года», – цитирует слова Навроцкого пресс-служба Института национальной памяти.
Памятник в Седльце, уничтоженный при участии Навроцкого, был поставлен в городе вскоре после освобождения Польши от нацистских оккупантов. Он изображал советского солдата в шинели и каске, с автоматом ППШ на груди. Перед сносом памятник солдату был намеренно облит красной краской.
Центральная часть памятника в Мендзыблоце представляла собой гранитный валун на пьедестале из каменных блоков, воздвигнутый в честь 99 солдат Войска Польского и девяти красноармейцев, погибших в январе 1945 года. На памятнике в Гарнкарско была надпись «Вечная слава героям, павшим за честь и независимость Советской Родины».
В конце марта был демонтирован монумент в селении Хржовице на юго-западе страны. Памятник был воздвигнут в 1949 году на месте гибели 620 бойцов 1-го Украинского фронта.
«СОБАКАМ И ПОЛЯКАМ ЗАПРЕЩЕНО»
Наряду с официально одобренным уничтожением монументов советским воинам по стране прокатилась целая серия актов «самодеятельного» вандализма.
В древней столице Польши городе Гнезно на обелиске в честь Красной армии неизвестные перекрасили пятиконечную звезду в цвета флага Украины. В городе Мальборке (бывшая Восточная Пруссия) аналогичный мемориал был исписан ругательствами в адрес российского руководства. В соседнем городе Ольштын на памятнике нарисовали украинский флаг, а в Кошалине на Балтике монумент просто снесли.
…Имея множество наград, мой отец очень гордился медалью «За освобождение Варшавы». 17 января 1945 года гвардии старший сержант танкист Иван Громак в составе частей Красной армии вошел в Варшаву. На улицах польской столицы он и его товарищи увидели только пепел и руины, покрытые снегом. Жители города были истощены и одеты почти в лохмотья. После неимоверно жесткого подавления немцами варшавского восстания по приказу Гитлера были уничтожены практически все исторические здания города и промышленные предприятия. На кадрах кинохроники видно, как ликуют варшавяне, встречая бойцов Красной армии и Войска Польского.
В Варшаве среди руин уцелевшие жители открыли в 1945 году памятник воинам Советской армии, известный как «Четверо спящих». На постаменте написали на русском и польском языках: «Слава героям Советской армии. Братьям по оружию, отдавшим свои жизни за свободу и независимость польского народа, жители Варшавы воздвигли этот памятник». Несколько лет назад под предлогом строительства метро этот памятник был демонтирован. Дети и внуки тех ликующих поляков напрочь забыли, кто освободил их из рабства.
В последние десятилетия дату 17 января в Польше не отмечают. У Польши сегодня новый «большой брат» – США. И новый враг – Россия. А о врагах следует говорить плохо. А ведь на польской земле осталось лежать свыше 600 тыс. советских воинов, которые шли на смерть с искренним желанием освободить Польшу от нацистских оккупантов.
Польшу и ее столицу Варшаву подняли из руин в кратчайшие сроки на советские деньги. Но и на это в Польше теперь предпочитают закрывать глаза. Как и на то, что за время нацистской оккупации Польша потеряла 21,4 % своего населения.
Забыли поляки и предупреждения, которые нацисты вывешивали на дверях ресторанов и кинотеатров и в парках польских городов: «Фюрхунде унд полен ферботен!» («Собакам и полякам запрещено!»). Забыли они и слова Уинстона Черчилля, что «без русских армий Польша была бы уничтожена или низведена до рабского положения, а сама польская нация стерта с лица земли. Но доблестные русские армии освобождают Польшу, и никакие другие силы в мире не смогли бы это сделать».
ПАМЯТЬ МОЖНО ОСВЕЖИТЬ
Забыта материальная помощь, которую СССР оказывал послевоенной Польше, отказавшись от всех претензий на германское имущество в этой стране и уступив Варшаве 15% репарационных поступлений и 15% промышленного оборудования, вывозимого из Германии. В январе 1945 года, когда в СССР хлеб выдавался по карточкам, в Польшу начались безвозмездные поставки 60 тыс. тонн советского зерна. Благодаря этому хлебу многие польские русофобы выжили или появились на свет.
Забыто, что только благодаря жесткой позиции Сталина польско-германская граница прошла по Одеру – Нейсе. Это дало Польше выход к Балтийскому морю и увеличило территорию страны более чем на 100 тыс. кв. км. Забыто, что в трудные для Польши 1980-е безвозмездная помощь СССР составила более 7 млрд руб. А в начале 1990-х Россия фактически простила Польше долг, составлявший 5,3 млрд тогдашних полновесных рублей в иностранной валюте.
77 лет назад на подступах к городу Катовице мой отец Иван Громак был тяжело ранен. Погибшим при освобождении этого города был установлен «Памятник благодарности». Но несколько лет назад монумент был разобран. Если пляски осквернителей праха не остановить, под бульдозер могут пойти – здесь не должно быть никаких иллюзий – и могилы солдат и офицеров Красной армии.
Мне, сыну ветерана Великой Отечественной, самому уже почти 70. Но я защищал и буду защищать память воинов, освободивших мир от коричневой чумы. «Кто прячет прошлое ревниво, тот вряд ли с будущим в ладу», – писал Александр Твардовский. История ничему не научила нынешних правителей Польши. Но повторение – мать учения…
комментарии(0)