0
2253
Газета Реалии Интернет-версия

26.05.2022 20:36:00

Заповедник подводных роботов Ладоги

Как проходят испытания морских комплексов

Владимир Патрушев

Владимир Безручко

Об авторе: Владимир Викторович Патрушев – генеральный директор АО «Концерн «МПО – Гидроприбор» Владимир Алексеевич Безручко – начальник отдела испытаний АО «Концерн «МПО – Гидроприбор».

Тэги: реалии, россия, морское подводное оружие, роботы, ладога, гидроприбор


реалии, россия, морское подводное оружие, роботы, ладога, гидроприбор Практически все разработки морского подводного оружия, которые находятся на снабжении российского флота, прошли через стендовую базу спецотдела на Ладоге. Фото АО «Концерн «Морское подводное оружие – Гидроприбор»

Морское подводное оружие (МПО) во все времена служило одним из основных ударных и оборонительных средств ВМФ России. И продолжает играть исключительно важную роль в обеспечении боевой устойчивости морских стратегических ядерных сил нашей страны. Модернизация торпед, мин, противоминных систем, противолодочных ракет, боевых подводных роботов, средств гидроакустического противодействия и других систем воору­жения призвана обеспечить преимущество российскому ВМФ и способна повлиять на характер современной подводной войны. Для этого по своим тактико-техническим характеристикам отечественные изделия должны соответствовать или превосходить зарубежные аналоги. Чтобы вырабатывать перспективные направления развития МПО, на начальных этапах необходимо тщательно изучать возможности новых образцов и проводить их испытания в условиях, приближенных к реальности.

На протяжении всей своей истории АО «Концерн «Морское подводное оружие – Гидроприбор» (входит в состав корпорации «Тактическое ракетное вооружение») уделяет особое внимание созданию и развитию собственной испытательной базы и опытового флота. Еще с момента создания в 1944 году Научно-исследовательский минно-торпедно-тральный институт № 400 (НИИ-400) Наркомата судостроительной промышленности уже располагал тральщиками, минными плотиками, транспортными судами, переданными от ВМФ СССР и по репарации. Базировался флот предприятия в Ленинграде и в начале 1970-х насчитывал до 20 единиц. В их числе были базовые тральщики, суда спецназначения, водолазные катера, был даже собственный дебаркадер на 35 мест.

Работа с плавсредствами проводилась на нескольких испытательных полигонах ВМФ, в том числе в Финском заливе и на Ладоге. И продолжается по сей день во благо развития военной науки, защиты и усовершенствования ВМС страны.

Закрытые испытания новых образцов военной техники и оружия начали проводиться на Ладожском озере с 1950-х годов. Сначала все необходимое оборудование доставлялось из Ленинграда по воде. На Пироговской набережной находилась причальная стенка, к которой швартовался теплоход «Приморск». На него грузились подготовленные к натурным и стендовым испытаниям изделия и водным путем отправлялись в бухты Владимировская или Рыбная, где располагались войсковые части ВМФ. С улучшением дорожной инфраструктуры в Ленинградской области доставка стала осуществляться по суше – специализированными КрАЗами. На месте изделия принимала комиссия и члены испытательной группы совместно с военнослужащими. Затем оборудование грузили на опытовые суда, участники проходили необходимые инструктажи, получали задания и отправлялись на полигоны.

Основной акваторией испытаний новых разработок НИИ являлся глубоководный район северо-западной части озера. Здесь первым делом специалистам предстояло обследовать надводную и подводную обстановку, организовать охрану, расставить обеспечивающие суда, подготовить полигонное оборудование – имитаторы целей, системы гидроакустического и радиолокационного наблюдения и т.д. И только после этого можно было приступать к выполнению поставленных задач.

В 1970-х годах объем испытаний на Ладоге значительно вырос. В то время разрабатывались новые образцы МПО для атомных подводных лодок 2-го поколения и новых классов надводных кораблей ВМФ. В частности, шли активные исследовательские работы в области гидроакустики, проводились эксперименты на стойкость к воздействию электромагнитного импульса искусственного происхождения.

Неподалеку от Приозерска, на территории воинской части в поселке Сторожевое в 1974 году был сформирован спецотдел, главной задачей которого стало создание всех необходимых условий для подготовки новых изделий к натурным испытаниям. Чуть позже сотрудников спецотдела перевели в район бухты Владимировская на остров Коневец, а предприятие приступило к значительному расширению собственной лабораторно-испытательной базы.

В 1976 году на территории военного полигона в бухте Владимировская силами предприятия был возведён ангар. Ещё спустя два года в нём разместили вибрационную электромеханическую установку ВЭМУ-1, которая была предназначена для испытаний длинномерных изделий массой до трёх тонн.

Отдельное помещение оборудовали для электроиспытаний химических источников тока. Здесь проводились исследования новых аккумуляторных батарей для торпед, мин, подводных аппаратов и т.д. Примерно в то же время на мысе Родушка построили испытательную площадку и установили стенды для проверки изделий на взрывопожаробезопасность. Специальная вышка позволяла сбрасывать образцы МПО весом до 3 т в полном боевом снаряжении с высоты 10–12 м на металлическую плиту и фиксировать результат после падения груза на твердое основание.

Для имитации возгорания в замкнутом пространстве в ходе испытаний новых образцов калибром до 533 мм специалистами предприятия был сконструирован и изготовлен еще один отдельный стенд. С его помощью можно было создать кратковременное поле пожара с температурой нагрева до нужных параметров и проводить проверку изделий в полной комплектации.

В 1987 году на оконечности мыса Владимировский силами спецотдела был смонтирован и введен в эксплуатацию ударный импульсный стенд СИ-2 – он позволял испытывать изделия весом до 6 т. Уникальный по своей конструкции и возможностям стационарный 200-тонный объект не подлежит разборке и перемещению. Он был сконструирован в Сибирском отделении Академии наук СССР в единственном экземпляре и до сих пор исправен.

Практически все разработки морского подводного оружия, которые находятся на снабжении российского флота, прошли через стендовую базу спецотдела на Ладоге. Здесь проводилось более 70% предварительных и натурных полигонных испытаний. Однако политические и экономические процессы, затронувшие страну в начале 1990-х годов, не могли не сказаться на жизни концерна. И напрямую коснулись испытательного подразделения. Предприятию было предписано перенести исследовательское оборудование с острова Коневец в бухту Владимировская на территорию войсковой части. Сохранить удалось не всё – только то имущество, которое смогли разместить в ангаре. Некоторые упомянутые выше стенды фактически пошли на металлолом – в войсковой части просто не оказалось места для площадок со специфическим назначением (в том числе для проведения испытаний на взрывопожаробезопасность).

В 1994 году, после передачи Ленинградской епархии Рождественского монастыря «ЦНИИ «Гидроприбор» прекратил свою деятельность на острове Коневец. А в 2000 году количество опытовых судов в акватории Ладожского озера сократилось в несколько раз.

Сегодня в обществе все чаще поднимаются вопросы охраны окружающей среды и заботы о природных ресурсах планеты. АО «Концерн «Морское подводное оружие – Гидроприбор» специализируется на использовании экологически безопасных энергетических установок. Работы на Ладоге проводились в сопровождении специалистов ФГУП «Научно-исследовательский институт гигиены, профпатологии и экологии человека» с регулярным мониторингом водной среды. Было установлено, что последствия гидроиспытаний имеют кратковременный и локальный характер и в процентном отношении к общим источникам загрязнений являются ничтожными. По степени нанесения ущерба природе электросиловые энергетические установки концерна можно сравнить с обычными моторными лодками.

Кстати, как отмечают экологи, основными причинами ухудшения состояния Ладоги выступают последствия сельскохозяйственной и промышленной деятельности прибрежных предприятий.

В начале 1990-х годов для сохранения экосистемы озера подразделения Минобороны проводили масштабные работы по реабилитации акватории Ладоги, а также прилегающих территорий и островов от последствий многолетних испытаний техники. В ходе уникальной спецоперации силами экспедиции особого назначения Ленинградской военно-морской базы было поднято и отбуксировано с Ладожского озера в район островов Новой Земли опытовое судно «Кит», затонувшее в 1953 году у острова Макаринсари.

Сейчас экологическое состояние Ладожского озера можно назвать стабильным – такой вывод был сделан по результатам комплексного анализа вод Институтом озероведения РАН.

АО «Концерн «Морское подводное оружие – Гидроприбор» продолжает испытательную и исследовательскую деятельность в акватории Ладоги и проводит комплекс мероприятий, чтобы минимизировать риски нанесения вреда экосистеме озера. Большое внимание уделяется поддержанию собственного опытового флота в технически исправном состоянии. Все суда соответствуют требованиям защиты окружающей среды. В соответствии с российским законодательством, на предприятии действует система управления безопасности мореплаванием, которая максимально исключает возможные неблагоприятные последствия натурных испытаний.

В перспективе концерн намерен в рамках федеральной целевой программы развивать береговую инфраструктуру испытательной базы в бухте Владимировская. Собственный флот предприятия в ближайшие годы пополнится современным опытовым судном – пусковым плавучим стендом. Также предусмотрено оснащение испытательной базы новейшими средствами мониторинга водной среды и обследования подводной обстановки. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Первая группа мобилизованных севастопольцев отправилась на полигоны

Первая группа мобилизованных севастопольцев отправилась на полигоны

Крымские власти пообещали обеспечить резервистов бронежилетами и другой экипировкой

0
991
Западные танки Украину не спасут

Западные танки Украину не спасут

Александр Храмчихин

Хотя и передавать бронетехнику Киеву никто не торопится

0
1222
Куда поскачет конь с копытом

Куда поскачет конь с копытом

Аркадий Вырвало

Причастие буйвола по-киевски, вежливые зеленые человечки, волнующая музыка имен

0
464
Не останавливаться на достигнутом

Не останавливаться на достигнутом

Сергей Петровский

Страницы истории Конструкторского бюро приборостроения имени Шипунова

0
379

Другие новости