Люди приходят к памятнику пионерам подводного плавания во Владивостоке почтить погибших моряков. Фото с сайта www.vl.ru |
Подводники заслужили это право в боевых походах и сражениях. К сожалению, в годы Первой и Второй мировых войн десятки подлодок с экипажами на борту не возвратились с боевого задания. Даже сегодня причина их гибели – тайна за семью печатями.
«ВСЕ РАВНО ПОТОНУТ»
Подводников изначально считали смертниками. В Адмиралтействе, обсуждая накануне Первой мировой прибавку к жалованью экипажам субмарин, вынесли следующую резолюцию: «Добавку дать. Все равно потонут». Предсказания адмиралтейских циников стали сбываться в первой половине 1917-го, когда на подводные лодки легла основная нагрузка по ведению войны на Балтике.
Если до 1916 года погибла только «Акула», то 1917 год принес смерть «Барсу», «Львице», «Гепарду», «Моржу». В сентябре в свой третий боевой поход ушла подводная лодка АГ-14 под командованием старшего лейтенанта Антония фон Эссена (его отец, командующий Балтфлотом Николай Оттович фон Эссен погиб в 1915 году). АГ-14 должна была вернуться на базу 23 сентября, но рубка подлодки так никогда и не показалась из глубины.
В 1993 году в районе Готска-Санде шведский тральщик «Ландсорт», прочесывавший квадрат возможной гибели самолета-шпиона, сбитого советскими перехватчиками в 1952-м в небе Балтики, наткнулся на 100-метровой глубине на подводную лодку. На следующий год аквалангисты шведской поисковой группы спустили к ней управляемый аппарат с видеокамерой и увидели торчащую из дна кормовую часть.
Поначалу поисковики приняли ее за субмарину Второй мировой войны. Но спустя три месяца после обнаружения подлодки в печати обнародовали результаты исследований. Все это время эксперты – гражданские и специалисты военно-морских сил изучали кадры сделанной шведскими аквалангистами подводной съемки. Разногласий не было: это АГ-14. Скорее всего лодка сына командующего Балтийским флотом погибла на германских минах: в этом районе подводная камера зафиксировала следы давних минных постановок, от якорей до минных тележек. В экипаже АГ-14 было 24 человека, из них четверо – офицеры.
Адмирал Николай фон Эссен похоронен в Петербурге. Могила его единственного сына находится на стометровой глубине у шведского острова, поскольку лодку так и не подняли. В русских флотских традициях – отдавать долг памяти и тем, кто покоится на дне моря. Однако современные российские флотоводцы делать это не спешат, и не только в отношении подводников, погибших 100 с лишним лет назад.
ЛАТУННАЯ БУКВА «С»
В водах Балтики покоятся 38 из 65 субмарин, входивших в годы Великой Отечественной в состав советского Военно-морского флота. И многие годы родственники членов экипажей оставались в неведении насчет подробностей и точного места гибели своих отцов, дедов, прадедов.
Координаты еще двух потопленных субмарин стали известны в конце ХХ века. Сначала шведскими ныряльщиками у маяка Садедарм была обнаружена советская подводная лодка С-7. Позднее пресса широко комментировала новую находку. Близ острова Эланд трое аквалангистов искали потопленный в 1916 году пароход «Никомедия» и наткнулись на неизвестную субмарину. Ведущий эксперт Швеции по затонувшим судам Бьёрн Окерлунд поспешил сделать вывод: это русская «Львица» времен Первой мировой. Но уже через несколько недель эксперт сообщил, что аквалангисты нашли на морском дне латунную букву «С», и потому речь надо вести о советской средней подводной лодке С-4.
Российские историки флота с этой версией не согласились. Во-первых, буква «С» есть как в русском, так и в латинском алфавите. Во-вторых, документально подтверждено, что свое последнее боевое задание С-4 выполняла в районе Данцигской бухты и затонула в ночь на 7 января 1945 года, попав под таранный удар немецкого эсминца Т-33. Координаты гибели С-4 хорошо известны на Балтийском флоте – они на целых 200 миль южнее острова Эланд и много лет являются местом отдания почестей нашими кораблями.
Но вскоре в шведской печати была опубликована фотография рубки той самой затонувшей субмарины с буквой «С» и цифрой «8». Это уже тянуло на сенсацию. Считалось, что подлодка С-8 под командованием старшего лейтенанта Ильи Брауна подорвалась на мине при форсировании западной части Финского залива. Дату ее предположительной гибели обозначали периодом с 12 по 14 октября 1941 года.
В своем донесении командир бригады подводных лодок капитан 2 ранга Трипольский сообщал Военному совету: «11 октября 1941 года ПЛ С-8, сопровождаемая эскортом БТЩ и катерами МО, вышла с о. Гогланд для следования на позицию. После меридиана маяка Кери лодка действовала самостоятельно, и с этого момента ни одного радиодонесения с нее не поступало. Срок пребывания подлодки на позиции из расчета автономности истек 8 ноября 1941 года. Но ПЛ С-8 из похода не возвращалась. Считаю, что подлодка погибла на переходе от 25-го меридиана до устья Финского залива и ходатайствую об исключении ПЛ С-8 из списков бригады подлодок КБФ».
Последняя находка указывала, что С-8 потопили в шведских территориальных водах. Но кто? Ведь Швеция во Второй мировой войне сохраняла нейтралитет.
Во время визита командующего Балтийским флотом в Стокгольм ему передали кассету с подводными съемками, сделанными на месте гибели советской подводной лодки шведским аквалангистом Юханом Кендертом. Видеозапись направили в ЦНИИ Минобороны России, где она и была исследована с участием специалистов из КБ «Рубин».
Ученые и военные моряки смогли установить, что подводная лодка была надвое расколота мощным взрывом. Для установления точных причин и обстоятельств гибели подлодки нужно было более детальное обследование. Оно было запланировано на время проведения совместных российско-шведских учений в Балтийском море. Предполагалось, что в них примут участие по восемь российских и шведских кораблей. На завершающем этапе российское спасательное судно СС-750 в месте гибели подлодки у острова Эланд спустит подводные аппараты – и тайна субмарины откроется.
Однако за два месяца до начала учений шведская сторона в одностороннем порядке перенесла маневры на неопределенный срок. Шведские власти не только не разрешили россиянам заниматься исследованием морского дна в районе гибели лодки в своих территориальных водах, но запретили это делать и своим аквалангистам.
В мае 2000 года я встречался с Маркосом Рюнесоном и Матсом Карссоном, обнаружившими остатки советской подлодки возле острова Эланд. На вопрос, почему они не смогли ничего поднять со дна или снять маркировку на видео, дабы подтвердить, что это действительно С-8, ныряльщики не очень убедительно ответили: лодка затянута илом, поднять что-то вручную трудно.
Тем временем в шведской печати появились сообщения со ссылкой на участников событий времен войны: заблудившуюся советскую подлодку потопили... сами шведы. По ошибке. Комментировать это сообщение тогдашний министр обороны Швеции Бьёрн фон Сюдов отказался, дипломаты тоже уклонились от ответа.
Вопрос о том, почему шведы до сих пор препятствуют детальному расследованию обстоятельств гибели наших подводных лодок на Балтике, остается открытым.
БЕЛЫЕ ПЯТНА ИСТОРИИ
Правда, в 2000 году между командующими Балтийским и Шведским флотами была достигнута договоренность о совместных мероприятиях по отданию воинских почестей подлодке С-8. Что и было сделано 25 мая 2000 года с борта флагмана Балтийского флота эсминца «Настойчивый». В церемонии приняли участие наряду с командующими Балтфлотом и шведским ВМФ, ветеранами флота и родственники погибших: Людмила Александровна Дергачева – дочь Александра Яковлевича Дергачева, командира БЧ-V С-8, и Геннадий Александрович Рябинин – сын старшего политрука С-8 Александра Петровича Рябинина.
«Мы сегодня отдаем воинские почести экипажу С-8, одной из 38 подводных лодок Балтийского флота, погибших в годы Великой Отечественной войны. Нам пока неизвестны причины гибели этой лодки. Экипаж – 48 человек. Это важная миссия. Нам предстоит большая работа по поиску мест гибели подводных лодок в годы Великой Отечественной войны. Работа станет более эффективной, если в ней будут участвовать другие страны Балтийского региона. Вечная слава и память героям-подводникам, отдавшим свою жизнь за свободу и независимость нашей Родины!» – сказал тогда командующий Балтийским флотом адмирал Владимир Егоров.
От имени родственников выступила Людмила Дергачева. Со слезами на глазах говорила она о тяжелой утрате, постигшей ее семью. «До сегодняшнего дня мы не знали, где именно погиб наш отец, сожалели, что не могли исполнить долг христианина – похоронить отца. Сегодня с моего сердца упал камень. Я вместе с вами участвую в похоронах, в отдании почестей моему отцу и всему экипажу подводной лодки С-8.
А Геннадий Рябинин тогда сказал мне: «Мы просто обязаны продолжать поиски – и в архивах, и в экспедициях. Это не по-человечески – оставить все как есть. За каждым белым пятном в истории – судьбы. Не только тех, кто погиб в пучине, но и наши. Субмарины гибнут и в мирные времена, и все расследования должны доводиться до последней точки».
С памятной даты отдания почестей погибшей С-8 и ее экипажу прошло уже свыше двух десятилетий. Удалось ли узнать новые подробности гибели лодки? Никакой новой информации нет.
Не смог ответить на этот вопрос и председатель Санкт-Петербургского клуба моряков-подводников ВМФ капитан 1 ранга Игорь Курдин. Он переадресовал меня к заместителю директора школы № 504 Кировского района города на Неве Марине Васильевне Лукиной. В этой школе создан уникальный мужей экипажа подводной лодки Щ-408 и ее командира Павла Кузьмина. А Марина Васильевна переадресовала меня к руководителю международной подводно-поисковой экспедиции «Поклон кораблям Великой Победы» Константину Богданову.
В годы Великой Отечественной на Балтийском флоте без вести пропали 24 подводные лодки, обстоятельства и место гибели их оставались неизвестными. До 2002 года иностранным дайверам удалось случайно обнаружить на дне и идентифицировать лишь три пропавшие советские субмарины.
В России же целенаправленный поиск погибших боевых кораблей был вообще невозможен. Все документы, относящиеся к их гибели, хранились под грифом «секретно». Получить к ним доступ стало возможно лишь в 2007-м. В последние годы ситуация радикально изменилась благодаря Русскому географическому обществу, которое возглавляет глава военного ведомства Сергей Шойгу, и Человеку года этого общества Константину Богданову.
Что касается С-8, то у Богданова информации по ней не оказалось.
«Мы ею не занимались, поскольку она уже обнаружена достаточно давно, – говорит руководитель международной подводно-поисковой экспедиции Константин Богданов. – Мы концентрируем усилия на тех лодках, что еще числятся пропавшими без вести.
За последние годы участники поискового проекта нашли или приняли участие в идентификации 17 пропавших без вести подводных лодок Балтийского флота. В российской зоне на дне лежит восемь подлодок, в эстонских территориальных водах – девять».
ПОДВОДНЫЙ МЕМОРИАЛ
После обнаружения каждой очередной погибшей подлодки проводится целый комплекс работ по увековечиванию памяти погибших на ней моряков. Богданов и его соратники нашли способ, как не нарушая никаких правил и без ущерба для сохранности можно «поднять со дна» обнаруженную подводную лодку.
«Мы проводим ее сплошные фото- и видеосъемки. На это требуется по три-четыре погружения специальных команд дайверов, – рассказывает Константин. – А потом на отснятом материале наши специалисты создают виртуальный музей затонувшего корабля, его 3D-мемориал, который выкладывается в интернет. Так что все желающие, в том числе, что очень важно, родственники, потомки погибших моряков, могут на экране монитора осмотреть со всех сторон лежащую на дне субмарину, в деталях рассмотреть ее надстройки, полученные повреждения...»
Участники экспедиции обязательно крепят на борту погибшего корабля мемориальную доску, на которой перечислены все погибшие моряки.
Пока не обнаружены погибшая в ноябре 1941-го подлодка М-98 и подлодка Щ-301. Интересный корабль – субмарина «Калев», затонувшая во время выполнения специального задания осенью 1941 года. Эта подлодка попала в состав Балтийского флота после присоединения Эстонии к СССР. Причем строили ее в свое время эстонцы на народные деньги в Англии. Богданов и его товарищи предпринимали попытки «запеленговать» «Калев» на дне во время одной из экспедиций, но вместо нее обнаружили совсем другой корабль – эскадренный миноносец «Калинин», затонувший во время трагического таллинского перехода Балтфлота в 1941 году.
Но поиски наших субмарин будут продолжены.
комментарии(0)