0
2076
Газета Реалии Интернет-версия

04.08.2022 22:28:00

Подводники не вернулись с задания

Швеция препятствует расследованию гибели советской субмарины

Валерий Громак

Об авторе: Валерий Иванович Громак – военный журналист, капитан 1 ранга запаса.

Тэги: вмф, флот, подводная лодка, субмарина, история


29-10-1480.jpg
Люди приходят к памятнику пионерам
подводного плавания во Владивостоке
почтить погибших моряков. 
Фото с сайта www.vl.ru
На День ВМФ в праздничном строю прошли по фарватеру Невы корабли и подводные лодки. Но у подводников есть свой праздник, он официально отмечается с 19 марта 1996 года. Именно в этот день в далеком 1906 году указом императора Николая II подводные лодки были включены в классификацию судов военного флота.

Подводники заслужили это право в боевых походах и сражениях. К сожалению, в годы Первой и Второй мировых войн десятки подлодок с экипажами на борту не возвратились с боевого задания. Даже сегодня причина их гибели – тайна за семью печатями.

«ВСЕ РАВНО ПОТОНУТ»

Подводников изначально считали смертниками. В Адмиралтействе, обсуждая накануне Первой мировой прибавку к жалованью экипажам субмарин, вынесли следующую резолюцию: «Добавку дать. Все равно потонут». Предсказания адмиралтейских циников стали сбываться в первой половине 1917-го, когда на подводные лодки легла основная нагрузка по ведению войны на Балтике.

Если до 1916 года погибла только «Акула», то 1917 год принес смерть «Барсу», «Львице», «Гепарду», «Моржу». В сентябре в свой третий боевой поход ушла подводная лодка АГ-14 под командованием старшего лейтенанта Антония фон Эссена (его отец, командующий Балтфлотом Николай Оттович фон Эссен погиб в 1915 году). АГ-14 должна была вернуться на базу 23 сентября, но рубка подлодки так никогда и не показалась из глубины.

В 1993 году в районе Готска-Санде шведский тральщик «Ландсорт», прочесывавший квадрат возможной гибели самолета-шпиона, сбитого советскими перехватчиками в 1952-м в небе Балтики, наткнулся на 100-метровой глубине на подводную лодку. На следующий год аквалангисты шведской поисковой группы спустили к ней управляемый аппарат с видеокамерой и увидели торчащую из дна кормовую часть.

Поначалу поисковики приняли ее за субмарину Второй мировой войны. Но спустя три месяца после обнаружения подлодки в печати обнародовали результаты исследований. Все это время эксперты – гражданские и специалисты военно-морских сил изучали кадры сделанной шведскими аквалангистами подводной съемки. Разногласий не было: это АГ-14. Скорее всего лодка сына командующего Балтийским флотом погибла на германских минах: в этом районе подводная камера зафиксировала следы давних минных постановок, от якорей до минных тележек. В экипаже АГ-14 было 24 человека, из них четверо – офицеры.

Адмирал Николай фон Эссен похоронен в Петербурге. Могила его единственного сына находится на стометровой глубине у шведского острова, поскольку лодку так и не подняли. В русских флотских традициях – отдавать долг памяти и тем, кто покоится на дне моря. Однако современные российские флотоводцы делать это не спешат, и не только в отношении подводников, погибших 100 с лишним лет назад.

ЛАТУННАЯ БУКВА «С»

В водах Балтики покоятся 38 из 65 субмарин, входивших в годы Великой Отечественной в состав советского Военно-морского флота. И многие годы родственники членов экипажей оставались в неведении насчет подробностей и точного места гибели своих отцов, дедов, прадедов.

Координаты еще двух потопленных субмарин стали известны в конце ХХ века. Сначала шведскими ныряльщиками у маяка Садедарм была обнаружена советская подводная лодка С-7. Позднее пресса широко комментировала новую находку. Близ острова Эланд трое аквалангистов искали потопленный в 1916 году пароход «Никомедия» и наткнулись на неизвестную субмарину. Ведущий эксперт Швеции по затонувшим судам Бьёрн Окерлунд поспешил сделать вывод: это русская «Львица» времен Первой мировой. Но уже через несколько недель эксперт сообщил, что аквалангисты нашли на морском дне латунную букву «С», и потому речь надо вести о советской средней подводной лодке С-4.

Российские историки флота с этой версией не согласились. Во-первых, буква «С» есть как в русском, так и в латинском алфавите. Во-вторых, документально подтверждено, что свое последнее боевое задание С-4 выполняла в районе Данцигской бухты и затонула в ночь на 7 января 1945 года, попав под таранный удар немецкого эсминца Т-33. Координаты гибели С-4 хорошо известны на Балтийском флоте – они на целых 200 миль южнее острова Эланд и много лет являются местом отдания почестей нашими кораблями.

Но вскоре в шведской печати была опубликована фотография рубки той самой затонувшей субмарины с буквой «С» и цифрой «8». Это уже тянуло на сенсацию. Считалось, что подлодка С-8 под командованием старшего лейтенанта Ильи Брауна подорвалась на мине при форсировании западной части Финского залива. Дату ее предположительной гибели обозначали периодом с 12 по 14 октября 1941 года.

В своем донесении командир бригады подводных лодок капитан 2 ранга Трипольский сообщал Военному совету: «11 октября 1941 года ПЛ С-8, сопровождаемая эскортом БТЩ и катерами МО, вышла с о. Гогланд для следования на позицию. После меридиана маяка Кери лодка действовала самостоятельно, и с этого момента ни одного радиодонесения с нее не поступало. Срок пребывания подлодки на позиции из расчета автономности истек 8 ноября 1941 года. Но ПЛ С-8 из похода не возвращалась. Считаю, что подлодка погибла на переходе от 25-го меридиана до устья Финского залива и ходатайствую об исключении ПЛ С-8 из списков бригады подлодок КБФ».

Последняя находка указывала, что С-8 потопили в шведских территориальных водах. Но кто? Ведь Швеция во Второй мировой войне сохраняла нейтралитет.

Во время визита командующего Балтийским флотом в Стокгольм ему передали кассету с подводными съемками, сделанными на месте гибели советской подводной лодки шведским аквалангистом Юханом Кендертом. Видеозапись направили в ЦНИИ Минобороны России, где она и была исследована с участием специалистов из КБ «Рубин».

Ученые и военные моряки смогли установить, что подводная лодка была надвое расколота мощным взрывом. Для установления точных причин и обстоятельств гибели подлодки нужно было более детальное обследование. Оно было запланировано на время проведения совместных российско-шведских учений в Балтийском море. Предполагалось, что в них примут участие по восемь российских и шведских кораблей. На завершающем этапе российское спасательное судно СС-750 в месте гибели подлодки у острова Эланд спустит подводные аппараты – и тайна субмарины откроется.

Однако за два месяца до начала учений шведская сторона в одностороннем порядке перенесла маневры на неопределенный срок. Шведские власти не только не разрешили россиянам заниматься исследованием морского дна в районе гибели лодки в своих территориальных водах, но запретили это делать и своим аквалангистам.

В мае 2000 года я встречался с Маркосом Рюнесоном и Матсом Карссоном, обнаружившими остатки советской подлодки возле острова Эланд. На вопрос, почему они не смогли ничего поднять со дна или снять маркировку на видео, дабы подтвердить, что это действительно С-8, ныряльщики не очень убедительно ответили: лодка затянута илом, поднять что-то вручную трудно.

Тем временем в шведской печати появились сообщения со ссылкой на участников событий времен войны: заблудившуюся советскую подлодку потопили... сами шведы. По ошибке. Комментировать это сообщение тогдашний министр обороны Швеции Бьёрн фон Сюдов отказался, дипломаты тоже уклонились от ответа.

Вопрос о том, почему шведы до сих пор препятствуют детальному расследованию обстоятельств гибели наших подводных лодок на Балтике, остается открытым.

БЕЛЫЕ ПЯТНА ИСТОРИИ

Правда, в 2000 году между командующими Балтийским и Шведским флотами была достигнута договоренность о совместных мероприятиях по отданию воинских почестей подлодке С-8. Что и было сделано 25 мая 2000 года с борта флагмана Балтийского флота эсминца «Настойчивый». В церемонии приняли участие наряду с командующими Балтфлотом и шведским ВМФ, ветеранами флота и родственники погибших: Людмила Александровна Дергачева – дочь Александра Яковлевича Дергачева, командира БЧ-V С-8, и Геннадий Александрович Рябинин – сын старшего политрука С-8 Александра Петровича Рябинина.

«Мы сегодня отдаем воинские почести экипажу С-8, одной из 38 подводных лодок Балтийского флота, погибших в годы Великой Отечественной войны. Нам пока неизвестны причины гибели этой лодки. Экипаж – 48 человек. Это важная миссия. Нам предстоит большая работа по поиску мест гибели подводных лодок в годы Великой Отечественной войны. Работа станет более эффективной, если в ней будут участвовать другие страны Балтийского региона. Вечная слава и память героям-подводникам, отдавшим свою жизнь за свободу и независимость нашей Родины!» – сказал тогда командующий Балтийским флотом адмирал Владимир Егоров.

От имени родственников выступила Людмила Дергачева. Со слезами на глазах говорила она о тяжелой утрате, постигшей ее семью. «До сегодняшнего дня мы не знали, где именно погиб наш отец, сожалели, что не могли исполнить долг христианина – похоронить отца. Сегодня с моего сердца упал камень. Я вместе с вами участвую в похоронах, в отдании почестей моему отцу и всему экипажу подводной лодки С-8.

А Геннадий Рябинин тогда сказал мне: «Мы просто обязаны продолжать поиски – и в архивах, и в экспедициях. Это не по-человечески – оставить все как есть. За каждым белым пятном в истории – судьбы. Не только тех, кто погиб в пучине, но и наши. Субмарины гибнут и в мирные времена, и все расследования должны доводиться до последней точки».

С памятной даты отдания почестей погибшей С-8 и ее экипажу прошло уже свыше двух десятилетий. Удалось ли узнать новые подробности гибели лодки? Никакой новой информации нет.

Не смог ответить на этот вопрос и председатель Санкт-Петербургского клуба моряков-подводников ВМФ капитан 1 ранга Игорь Курдин. Он переадресовал меня к заместителю директора школы № 504 Кировского района города на Неве Марине Васильевне Лукиной. В этой школе создан уникальный мужей экипажа подводной лодки Щ-408 и ее командира Павла Кузьмина. А Марина Васильевна переадресовала меня к руководителю международной подводно-поисковой экспедиции «Поклон кораблям Великой Победы» Константину Богданову.

В годы Великой Отечественной на Балтийском флоте без вести пропали 24 подводные лодки, обстоятельства и место гибели их оставались неизвестными. До 2002 года иностранным дайверам удалось случайно обнаружить на дне и идентифицировать лишь три пропавшие советские субмарины.

В России же целенаправленный поиск погибших боевых кораблей был вообще невозможен. Все документы, относящиеся к их гибели, хранились под грифом «секретно». Получить к ним доступ стало возможно лишь в 2007-м. В последние годы ситуация радикально изменилась благодаря Русскому географическому обществу, которое возглавляет глава военного ведомства Сергей Шойгу, и Человеку года этого общества Константину Богданову.

Что касается С-8, то у Богданова информации по ней не оказалось.

«Мы ею не занимались, поскольку она уже обнаружена достаточно давно, – говорит руководитель международной подводно-поисковой экспедиции Константин Богданов. – Мы концентрируем усилия на тех лодках, что еще числятся пропавшими без вести.

За последние годы участники поискового проекта нашли или приняли участие в идентификации 17 пропавших без вести подводных лодок Балтийского флота. В российской зоне на дне лежит восемь подлодок, в эстонских территориальных водах – девять».

ПОДВОДНЫЙ МЕМОРИАЛ

После обнаружения каждой очередной погибшей подлодки проводится целый комплекс работ по увековечиванию памяти погибших на ней моряков. Богданов и его соратники нашли способ, как не нарушая никаких правил и без ущерба для сохранности можно «поднять со дна» обнаруженную подводную лодку.

«Мы проводим ее сплошные фото- и видеосъемки. На это требуется по три-четыре погружения специальных команд дайверов, – рассказывает Константин. – А потом на отснятом материале наши специалисты создают виртуальный музей затонувшего корабля, его 3D-мемориал, который выкладывается в интернет. Так что все желающие, в том числе, что очень важно, родственники, потомки погибших моряков, могут на экране монитора осмотреть со всех сторон лежащую на дне субмарину, в деталях рассмотреть ее надстройки, полученные повреждения...»

Участники экспедиции обязательно крепят на борту погибшего корабля мемориальную доску, на которой перечислены все погибшие моряки.

Пока не обнаружены погибшая в ноябре 1941-го подлодка М-98 и подлодка Щ-301. Интересный корабль – субмарина «Калев», затонувшая во время выполнения специального задания осенью 1941 года. Эта подлодка попала в состав Балтийского флота после присоединения Эстонии к СССР. Причем строили ее в свое время эстонцы на народные деньги в Англии. Богданов и его товарищи предпринимали попытки «запеленговать» «Калев» на дне во время одной из экспедиций, но вместо нее обнаружили совсем другой корабль – эскадренный миноносец «Калинин», затонувший во время трагического таллинского перехода Балтфлота в 1941 году.

Но поиски наших субмарин будут продолжены. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.

Читайте также


Ракетный частокол  Балтики

Ракетный частокол Балтики

Владимир Карнозов

Морская доктрина и Корабельный устав ВМФ приведут к новой Программе кораблестроения

0
3843
Батальоны, умытые кровью

Батальоны, умытые кровью

Максим Кустов

Правда о сталинских штрафбатах и штрафротах

0
1284
Том Круз меняет перехватчик

Том Круз меняет перехватчик

Владимир Карнозов

Как защитник американского флота «Томкэт» служит его противнику  

0
1355
Война – вооруженным глазом

Война – вооруженным глазом

Алексей Голубев

Из жизни кинохроникера бронетанковых войск

0
954

Другие новости