Военные решают судьбу четырех регионов не только с оружием в руках, но и голосованием. Фото Reuters
Брошенные в наступление кадровые бригады измотаны боями, но Киев требует от командования Вооруженных сил Украины (ВСУ) идти вперед. Это связывают с референдумами в Луганской и Донецкой народных республиках, а также в Херсонской и Запорожской областях Украины по вопросу присоединения к России. Обстрелы населенных пунктов и посылка диверсионных групп не смогли сорвать народное волеизъявление. По информации на 28 сентября, явка избирателей составила порядка 94%, «за» вступление в РФ повсеместно высказались от 87 до 99% участников голосования. Оценочно перечисленные регионы занимают пятую часть площади Украины, населяет их 5–6 млн человек (на 1991 год). Исход их с Украины повлечет за собой аналогичное желание других областей. Притом что на западные территории претендуют Польша с Венгрией, а Волынь имеет прочные исторические связи с Беларусью. Население, высказавшееся за присоединение к РФ, придется защищать, для чего в стране идет частичная мобилизация. Власти Крыма заявили о завершении набора резервистов, на других территориях мероприятия продолжаются. Возле пограничных переходов с большим потоком разворачиваются призывные пункты.
Проголосовавшие за вступление в РФ украинские области придется защищать военнослужащим Российской армии. Выступая на телеканале «Россия 24», министр обороны Сергей Шойгу озвучил потери в ходе боевых действий. По состоянию на 21 сентября погибли 5937 российских военных – участников СВО. «Больше 90% раненых вернулись в строй», – уточнил Шойгу, не назвав точной цифры.
Потери украинской армии российский министр оценил приблизительно в 61 тыс. человек убитыми и 49 тыс. ранеными. Получается, что всего выбито около 100 тыс. военнослужащих ВСУ. «Это достаточно значимые потери», – резюмировал Шойгу. Кроме того, уничтожено до 2 тыс. иностранных наемников, на фронте осталась еще примерно тысяча.
Однако на территории недружественных государств продолжается набор желающих принять участие в боевых действиях на стороне ВСУ, причем приветствуются соответствующие обращения как бывших военнослужащих, так и действующих. По словам Шойгу, для ведения разведки и отслеживания перемещений российских войск задействована «спутниковая группировка коллективного Запада», насчитывающая «более 70 военных спутников и более 200 гражданских». Это в несколько раз больше, чем вся группировка функционирующих российских спутников.
Помимо того, наша действующая армия значительно уступает по численности вражеской, поскольку противник провел мобилизацию раньше. В результате личный состав ВСУ вырос с 200 тыс. военнослужащих (на момент начала СВО 24 февраля) в несколько раз. Согласно заявлениям киевского режима, сегодня под ружье поставлено от 600–700 тыс. до миллиона человек с учетом подразделений МВД и территориальной обороны. А численность Российской армии и народных милиций ЛДНР в районе СВО оценивается менее чем в 300 тыс. человек.
Президент России Владимир Путин 21 сентября объявил о частичной мобилизации, а спустя три дня подписал закон, ужесточающий наказания за ряд преступлений на воинской службе, за нарушение условий выполнения государственного оборонного заказа, а также за уклонение от призыва. Следующий президентский указ 24 сентября – «О предоставлении отсрочки от призыва на военную службу по мобилизации». Отсрочка дается студентам-очникам и заочникам, обучающимся по аккредитованным госпрограммам.
Между тем в ряде российских регионов наблюдается повышенная активность с вручением повесток. Возможно, она связана с желанием оборонного ведомства быстрее нарастить численность действующей армии в зоне СВО. На ряде направлений противник создал многократное численное превосходство, что позволило ему продвинуться в Харьковской области и на херсонско-николаевском направлении. Упорные бои идут за город Красный Лиман в ДНР, в также за села в ЛНР, вся территория которой была освобождена в августе нынешнего года.