0
4653
Газета Реалии Интернет-версия

20.10.2022 20:38:00

Пригласите средний класс на фронт

Заметки о шести призывных кампаниях в России

Александр Широкорад

Об авторе: Александр Борисович Широкорад – писатель, историк.

Тэги: реалии, россия, ссср, украина, мобилизация, специальная военная операция

Все статьи по теме "Специальная военная операция в Украине"

реалии, россия, ссср, украина, мобилизация, специальная военная операция Частичная мобилизация в России привела к переполненности военкоматов вызванными по повестке резервистами. Фото Reuters

По поводу нынешней частичной мобилизации полезно вспомнить историю мобилизаций в России за полтора века.

ПЕРВЫЕ ЧАСТИЧНЫЕ

В 1874 году в Российской империи вместо набора рекрутов ввели всеобщую воинскую повинность и сократили сроки службы. В сухопутных войсках теперь служили шесть лет и девять лет находились в запасе; на флоте соответственно семь лет и три года. Для образованных лиц срок службы сокращался в зависимости от уровня учебного заведения, которое они окончили. Действительную службу обычно проходили не более четверти призывников в возрасте 21 года. От нее также освобождались те, кто был единственным сыном у родителей или же единственным кормильцем в семье.

Александр II в 1876 году решил принять участие в войне на Балканах и предписал провести первую частичную мобилизацию – 20 дивизий. Призыву подлежали 254 тыс. человек. В 1877 году Россия начала войну, и царь решил провести вторую мобилизацию – 110 тыс. человек.

По всем мобилизациям за время Русско-турецкой войны было призвано 1 млн 225 тыс. человек и изъято у населения 300 тыс. лошадей. В ходе мобилизации выявилась нехватка офицеров. Поэтому были досрочно выпущены слушатели военных училищ, переводили в офицеры из портупей-юнкеров (прапорщиков), к производству без экзаменов были допущены унтер-офицеры, возвращали на службу отставных офицеров и т.д.

РУССКО-ЯПОНСКАЯ

Поражение России в войне с Японией в 1905 году во многом связано с бестолковой мобилизацией. 

Царское правительство, зная о военных приготовлениях Японии, не только не сумело к январю 1904-го сосредоточить нужное количество войск в Маньчжурии, но даже не пожелало складировать вооружение на случай переброски подкреплений на Дальний Восток. А ведь победа в Маньчжурии прямо зависела от того, кто больше и быстрее доставит войск в район боевых действий.

Но вот началась война. Доставка войск и оружия по морю невозможна. Осталась однопутка Транссибирской магистрали. Дорога вокруг Байкала не была достроена, поезда через озеро переплавлялись летом паромами, зимой по льду. Составы 24 двухосных вагонов шли из центра России до района военных действий целый месяц, тогда как база снабжения японской армии находилась в трех сутках пути по морю.

Транссиб заканчивался у Сретенска, далее перевозки осуществлялись по КВЖД, недавно построенной и имевшей много недоделок. Из-за трудного профиля на некоторых участках поезда проводились частями, по 5–10 вагонов. Летом 1904 года пропускная способность Транссиба составляла четыре-шесть пар поездов в сутки.

Казалось бы, в такой ситуации на фронт надо посылать элитные части. Но гвардия в России существовала для охраны царя-батюшки и императорской фамилии, для парадов и высочайших смотров. Можно было взять самые боеспособные части из западных военных округов. Но тут завопили генералы и дипломаты: нельзя оголять западную границу.

Хотя оснований для таких воплей не было. Русский посол в Берлине 8 октября 1904 года сообщил в Петербург: «Не могло быть никаких сомнений в чувствах императора Вильгельма, благодаря его расположению к нам Германия осталась для нас благожелательным соседом, поведение которого явилось ценным залогом для нашей безопасности по всему протяжению европейской границы».

Было ясно, что война предстоит серьезная, требовалась всеобщая мобилизация. Вместо этого провели девять (!) частичных мобилизаций. 15 июня 1905 года была назначена восьмая мобилизация, а 16 августа – девятая. Эти призывники на театр военных действий не попали: 23 августа 1905 года был подписан мирный договор в Портсмуте

По первой мобилизации было призвано 70 699 человек, по второй – 147 662, по третьей – 33 243, по четвертой – 21 447, по пятой – 65 711, по шестой – 158 737, по седьмой – 329 634, по восьмой – 109 961 и по девятой – 108 815.

Несколько слов об артиллерии. Мобилизованные части должны были получить устаревшие полевые пушки образца 1877 года – легкую, конную и батарейную. Но начальство решило отправить в Маньчжурию новые трехдюймовки. А все пушки образца 1900 года были либо в гвардии, либо в войсках западных военных округов. Тогда какой-то умник в Петербурге нашел выход: забрать пушки из артиллерийских бригад западных округов. Причем из шести батарей каждой бригады четыре отправляли на Дальний Восток, а две оставляли. В результате ряд дивизий западных округов остались без артиллерии, а на восток поехали отдельные батареи, из которых уже на месте сколачивали артиллерийские бригады.

В итоге боеспособность корпусов в Маньчжурии, состоявших из 40-летних «бородачей» и с бору по сосенке собранных батарей, была существенно ниже, чем у дивизий, оставшихся на Западе.

ПЕРВАЯ МИРОВАЯ

15 (28) июля 1914 года Австро-Венгрия объявила войну Сербии. 16 (29) июля начальник Генерального штаба генерал Янушкевич представил императору на подпись два альтернативных указа: 1) о частной мобилизации четырех военных округов, войска коих предназначались к боевым действиям против Австро-Венгрии (Московского, Одесского, Киевского и Казанского) и 2) о всеобщей мобилизации.

Замечу, что, проведя частичную мобилизацию, Россия уже не могла своевременно произвести всеобщую. Четыре юго-восточных округа мобилизовались ценой расстройства трех (стратегически самых важных) северо-западных округов. Ведь мобилизационное расписание системы европейских военных округов России не предусматривало частичной мобилизации, то есть выборочной мобилизации отдельных округов.

То, что мобилизация означает войну, известная аксиома. Генерал Обручев высказал ее в 1894 году: «Никакая страна не может стерпеть, чтобы на ее границах стоял вооруженный до зубов соперник и чтобы ему принадлежал выбор момента, когда напасть».

Интересен и проект Высочайшего повеления 1912 года: «Телеграфный приказ о мобилизации европейских военных округов в случае политических осложнений на западной границе следует рассматривать одновременно как приказ об открытии военных действий против Германии и Австрии». Правда, царь позже испугался и не подписал повеление.

Любопытно, как был отдан приказ о проведении мобилизации. В царском дневнике с момента покушения в Сараево и до 12 июля о событиях в Австрии не говорилось ни слова.

А вот запись от 12 июля: «Утром поехал в Красное Село, и в 10 час. состоялся отличный смотр Астраханскому полку. От 11 ч. до 12 ч. у меня было совещание с шестью министрами по тому же вопросу, и о мерах предосторожности, которые нам следует принять. Завтракал с офицерами Астрахан. гренад. п.». Далее следует описание полковых мероприятий. «Вернулись в Петергоф в час с четвертью». Так всего за один час решилась судьба всего ХХ столетия.

После этого совещания и была начата мобилизация четырех округов (Одесского, Киев-ского, Московского и Казанского), а также Черноморского и Балтийского флотов. «При этом было обращено внимание на то, чтобы всякие военные подготовления были бы ясно направлены исключительно на случай столкновения с Австро-Венгрией, и не могли быть истолкованы как недружелюбные действия против Германии». Зачем была нужна мобилизация Черноморского, а особенно Балтфлота для войны с Австро-Венгрией, можно только гадать.

Ну а далее последовала детективная история, как генерал Янушкович в инициативном порядке, не спросив царя, отдал приказ о замене частичной мобилизации на всеобщую.

Всего во время Первой мировой мобилизовали 15,8 млн человек. И опять возникла катастрофическая нехватка офицерского состава. В 1914 году в армии состояло 46 тыс. офицеров, а к 1917 году – от 300 до 400 тыс. (по разным данным). Разницу восполнили за счет производства в офицеры отличившихся унтеров. А главное, школы прапорщиков подготовили 220 тыс. офицеров. Срок обучения их составлял от трех до шести месяцев. Большинство их не имели и среднего образования: образовательный ценз для школ прапорщиков – четыре класса церковно-приходской школы.

Еще один интересный момент, не замеченный тогда генералами, а позже историками. Это докладные военных врачей, обследовавших призывников. Десятки тысяч их имели следы телесных наказаний – славно поработали казачки в 1902–1907 годах. Надо ли говорить, как это откликнулось в 1917-м.

ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ

После «разоблачения культа личности Сталина» его приказы «не поддаваться на провокации» с удовольствием стали обсасываться писателями, желавшими показать некомпетентность и глупость вождя. Но почему-то никто до не попытался выяснить: чего же боялся Сталин? Казалось бы, ответ прост – провокации, которая дала бы повод Гитлеру разорвать пакт о ненападении и напасть на СССР.

Боялся ли этого Сталин? Вряд ли. Все подобные провокации проводились сильным агрессором против слабого в военном отношении государства. И если бы Гитлер устроил провокацию 22 июня 1941 года – это стало бы благом для СССР. Зачем же фюреру нужно было лишать себя фактора внезапности и дать возможность СССР привести войска в полную боевую готовность, начать всеобщую мобилизацию и т.д.? Неужто без провокаций Геббельс не сумел бы объяснить немцам причины нападения на СССР?

В начале 1941 года советское правительство получило сведения от НКВД, что польская Армия Крайова (АК) готовит крупную провокацию на советско-германской границе. Представьте себе переход сотен, а то и тысяч вооруженных людей в германской форме через нашу границу. Начался бы бой с применением артиллерии и авиации. Наши самолеты стали бы сбивать германские, направлявшиеся в район конфликта для выяснения обстановки, – и, как говорится, пошло-поехало.

О том, что АК имела техническую возможность для совершения крупномасштабных провокаций, свидетельствует операция «Буря» в 1944 году: провокации АК в Вильно, Львове и Варшаве.

Сталин помнил события 1914 года, когда всеобщая мобилизация привела к войне с Германией. Вместо всеобщей мобилизации в апреле-мае 1941 года Наркомат обороны и Генеральный штаб приняли решение провести скрытое отмобилизование военнообязанных запаса под прикрытием «больших учебных сборов».

Всего на сборы до объявления войны было призвано свыше 802 тыс. человек, что составляло 24% приписного личного состава по мобилизационному плану – МП-41. Это позволило усилить половину всех стрелковых дивизий РККА (99 из 198), расположенных в западных округах, а также дивизий внутренних округов, предназначенных для переброски на запад.

Вся история мобилизации 1941 года – тема для отдельной публикации.

ДЕНЬ СЕГОДНЯШНИЙ

Переходя к мобилизации 2022 года, также остановимся на нескольких моментах. Частичная мобилизация была неизбежна, но она опоздала на полгода, о чем три-четыре месяца назад писали многие авторы, включая меня грешного. Уже в конце марта стало ясно, что решить задачи спецоперации при действующих на Украине силах невозможно.

Даже в случае пополнения наших войск 300 тыс. мобилизованных решить задачи спецоперации можно только при нанесении эффективных ударов по инфраструктуре противника – разрушение мостов через Днепр, включая Киевскую плотину, вывод из строя электростанций, уничтожение железнодорожных мостов и тоннелей вблизи польской границы и т.п.

Мы живем сейчас совсем в другом мире, чем советские люди в 1941 году. Ныне существует прослойка молодых мужчин среднего класса. Квалифицированные айтишники, владельцы дронов, вертолетов и самолетов, любители охоты и пр. Их не прельщают маршировка на плацу, изучение дисциплинарного устава и разборки с сослуживцами на почве неуставных отношений.

Я уверен, что айтишники могут сыграть куда большую роль на своих местах, нежели в качестве пехотинцев. Почему бы владельцам дронов и легкой авиации не поступить на службу со своей техникой? Существуют сотни, если не тысячи фанатов авиации, которые с удовольствием будут сочетать гражданский долг и свое хобби.

В частных руках сегодня находятся около 370 вертолетов «Робинсон» вместимостью три-пять человек. Они незаменимы при перевозке раненых и малогабаритных грузов. А пулеметы калибра 7,62 мм на малых воздушных судах – великолепное средство для борьбы с малыми дронами. Нужно ли таких ребят гонять по плацу и заставлять учить уставы? Не лучше ли из них сформировать команды волонтеров, а то и эскадрильи «вагнеризированной» малой авиации?

В 2014–2020 годах участвовать в антитеррористической операции (АТО) на Украину приехали сотни добровольцев из разных стран. Подавляющему большинству было плевать на Незалежную: они приехали пострелять.

Уверен, что и у нас хватает любителей пострелять, а заодно и выполнить долг перед родиной. Среди них много обеспеченных людей, способных купить не только отечественные, но и импортные снайперские винтовки. Почему бы из таких не сформировать отдельные снайперские группы, не входящие в состав действующих частей?


статьи по теме


Читайте также


Военные действия бьют по украинской демографии

Военные действия бьют по украинской демографии

Наталья Приходко

Численность населения страны с 1991 года уменьшилась с 52 до 29 миллионов

0
493
ФСБ пресекла серию готовящихся агентами украинских спецслужб покушений на жизнь высокопоставленных военнослужащих Минобороны РФ

ФСБ пресекла серию готовящихся агентами украинских спецслужб покушений на жизнь высокопоставленных военнослужащих Минобороны РФ

0
224
Украину стимулируют к новогодней эскалации

Украину стимулируют к новогодней эскалации

Владимир Мухин

США планируют отправить Украине пакет военной помощи на 1,2 миллиарда долларов

0
671
В энергосистеме Украины введены экстренные отключения

В энергосистеме Украины введены экстренные отключения

Наталья Приходко

Министерство обороны Румынии предпочло не заметить падения неопознанной ракеты на своей территории

0
1736

Другие новости