Статуя с перевернутой лошадью Давида Черного. Фото Reuters |
Сегодня у животных куда больше защитников, чем у людей – по крайней мере, защитников политических. Существуют целые могучие партии зеленых и мощные когорты охранителей прав животных. А вот партий любителей людей я не знаю ни одной. Впрочем, в России было когда-то Императорское человеколюбивое общество. Но и про него рассказывали анекдоты.
Однако стоит напомнить во всеуслышание, что млекопитающие – это вообще-то звери, а рептилии и амфибии – это вообще-то гады, как сразу поднимается дружный вой: не оскорбляйте животных! и не смейте сравнивать их с людьми! зверь куда благороднее – он убивает, только когда голоден, и т.п.
Все это неправда. Лис, забравшись в курятник, душит всех кур. Кукушонок в чужом гнезде уничтожает все яйца. Войны муравьев ведутся до полного истребления противника.
Зато под предлогом защиты прав человека разбомбили уже не одну страну. А за права животных кровопролитных войн пока вроде бы не велось. Похоже, это и есть последнее преимущество человека.
ГУМАНИТАРКОЙ ПО АБСУРДИСТАНУ
Самое яркое заявление на минувшей неделе сделал политолог Сергей Марков: «Категорически нельзя говорить, что страны Запада поддерживают Украину. Страны Запада – злейшие враги Украины... Россия, расстреливая энергоструктуру Украины, делает это с любовью, с желанием сделать Украине лучше. А западные страны желают сделать ей хуже, поскольку дают ей прежде всего оружие, чтобы погибали украинские люди».
Тут, конечно, сразу вспоминаются «гуманитарные бомбардировки Югославии» – перл чешского президента Вацлава Гавела.
Восходит это выражение к статье Гавела во французской газете «Монд» от 29.04.1999: «Во вторжении НАТО в Косово имеется элемент, в котором никто не может сомневаться: воздушные атаки, бомбы не вызваны материальной заинтересованностью. Их характер – исключительно гуманитарный: главную роль играют принципы, права человека, которые имеют приоритет даже над государственным суверенитетом».
Позднее Гавел оправдывался: «Ужасный термин «гуманитарные бомбардировки» я никогда не использовал, поскольку у меня, осмелюсь утверждать, есть вкус». То есть возражал он не против содержания своей реплики, а исключительно против формы, в которой ее подхватила пресса.
И это понятно: Гавел прославился сначала как драматург, автор пьес абсурда. И только потом – как политик, который любил фотографироваться с американскими президентами и применять к Восточной Европе словечко «Абсурдистан». Хотя сказать, что эстетика была для Гавела выше этики, тоже нельзя. Потому что эти фото выглядели смешно и раболепно.
Впрочем, подробный анализ политических высказываний и телодвижений Гавела уже дал философ Славой Жижек в статье «Президент-постмодернист».
ВСАДНИК НА ДОХЛОМ КОНЕ
Вы спросите, при чем здесь животные? Ну, в плане аллегорическом связать хоть Сергея Маркова, хоть Вацлава Гавела с басенным зверинцем не трудно. Но, подчеркиваю, в плане аллегорическом – никаких личных выпадов.
Маркова, например, часто называют «соловьем Кремля». А на днях я встретил такое мнение: «Марков известен не только завидным чутьем, но и повышенной осторожностью. Если уж и он взялся за критику спецоперации с ястребиных позиций, то…»
Действительно, шекспировский герой хвастался: «В безветренный день я еще способен отличить кукушку от ястреба». Тонкое сравнение: и размеры, и оперение у этих птиц похожи. И даже военная символика у кукушки имеется: лесное кукование пророчит более или менее скорую смерть, легендарных финских снайперов называли кукушками.
Но уж если ястреба начинают путать с соловьем – значит, всеобщий абсурд неотвратимо расползается.
Что касается президента Гавела, он привел к власти в Чехии своих друзей – видных диссидентов, но бездарных политиков. И его команду прозвали в народе «мешок блох».
Да и памятник Гавелу в Праге соорудили занятный. Стоит он (точнее, висит) на Вацлавской площади, внутри пассажа «Люцерна». Изваял его скульптор Давид Черный, известный и другими абсурдистскими монументами вроде писающего Кафки.
Площадь названа в честь святого Вацлава – крестителя чехов и покровителя Чехии. На площади князю Вацлаву поставили нормальный конный памятник. А на другом конце площади, внутри пассажа, висит перевернутый конь с высунутым языком, а на брюхе коня восседает некто в княжеских одеждах.
Чехи уверены, что это другой Вацлав – президент Гавел. Потому что святой погиб молодым, а на дохлой лошади сидит фигурант солидного возраста. А также потому, что торговый центр «Люцерна», где висит памятник, построил дед президента – строительный магнат. В общем, за языком политикам надо следить пуще глаза. Вацлав Гавел прожил в целом достойную жизнь, был недурным драматургом, узнал всемирную славу. Но в истории остался единственным циничным парадоксом.
СВИНЬИ И ЗВЕЗДЫ
Между тем президент Гавел просто решился сформулировать то, что и так все знают (и на этом же эффекте основана известность политолога Маркова).
Под соусом прав человека можно напасть на любую страну. Либо устроить там государственный переворот. Корея, Вьетнам, Чили, Панама, Никарагуа, Гренада, Югославия, Сомали, Ирак, Афганистан, Сирия, Ливия, Тунис, Египет, Грузия, Украина – извините, как говорится, если кого забыл. Права человека – это святое, это превыше всякого суверенитета. На том стояли и стоять будут США и их западные союзники.
Между прочим, президент Путин, объявляя спецоперацию, тоже ссылался на права человека в Донбассе. Дескать, там уже восемь лет продолжается геноцид, мы долго терпели, но сколько можно... Тем не менее Россию сразу же объявили агрессором – даже в ООН три раза голосовали. Причем по инициативе именно тех, кто и устраивал по всему свету гуманитарные бомбардировки и разноцветные революции. Потому что Россия – это «совсем другое дело», ей по вопросу прав человека слова не давали.
Вообще-то это классика. «Все животные равны, но некоторые более равны, чем другие». Джордж Оруэлл, «Скотный двор».
Если кто запамятовал, у Оруэлла этими более равными животными были свиньи. Вкусные и полезные существа, по-своему даже симпатичные. Да, в грязи валяются, пахнут плохо, едят по-свински. Зато очень на человека похожи. Их генно-модифицированные органы даже хотели пересаживать людям, но после первой неудачной операции тема как-то увяла.
В Древней Индии был бог огня Рудра, «красный вепрь неба». В русском фольклоре есть Свинка – золотая щетинка. Свинья-копилка – и символ богатства, и средство накопления. Выражение «ну ты кабан!» произносится с оттенком восхищения.
Правда, у свиньи шея устроена так, что она вверх смотреть не может. Не знает она ни звездного неба над головой, ни нравственного закона под ложечкой. Кругозор у нее узкий, а горизонт низкий. Что и отражает басня Крылова «Свинья под Дубом», где это животное ради сиюминутного насыщения преспокойно уничтожает свою кормовую базу.
«Свинья под Дубом вековым/ Наелась желудей досыта, до отвала;/ Наевшись, выспалась под ним;/ Потом, глаза продравши, встала/ И рылом подрывать у Дуба корни стала./ «Ведь это дереву вредит, –/ Ей с Дуба ворон говорит, –/ Коль корни обнажишь, оно засохнуть может»./ – «Пусть сохнет, – говорит Свинья,/ – Ничуть меня то не тревожит;/ В нем проку мало вижу я;/ Хоть век его не будь, ничуть не пожалею,/ Лишь были б желуди: ведь я от них жирею».
ЖИВОТНЫЕ ЗА ИМПИЧМЕНТ
Бывший президент США Дональд Трамп назвал бывшего спикера палаты представителей Нэнси Пелоси животным. Об этом сообщила вашингтонская газета Hill (по-русски «Холм» – имеется в виду «сияющий град на холме», так американцы именуют свою столицу, позаимствовав это выражение из Книги пророка Исайи).
«Конечно, я считаю ее животным, если вы хотите знать правду. Некоторые скажут: «О, какие ужасные вещи он сказал о Нэнси». Она дважды голосовала за мой импичмент просто так», – сказал Трамп. Попутно он заклеймил Пелоси за беспорядки в стране и в мире, спровоцированные ее действиями.
Ранее Дональд Трамп называл животным Башара Асада, действующего президента Сирии. В общем, учение Аристотеля живет и побеждает.
Между прочим, у американцев есть выражение «Битва за холм Свиная отбивная» (Battle of Pork Chop Hill) – это что-то вроде нашего «Бой за избушку лесника». Pork Chop Hill – так назывался давний фильм о войне в Корее (1959) с Грегори Пеком.
Когда-нибудь битва за Белый дом и Капитолий окончательно превратится в сражение за избушку лесника. По крайней мере, от раза к разу эти баталии все смешнее и смешнее.
«КАКИЕ ВАШИ ДОКАЗАТЕЛЬСТВА?»
Из Казахстана пишут. Молодые родители назвали детей-тройняшек Касым, Жомарт и Кемел – в честь нынешнего президента страны Касым-Жомарта Кемелевича Токаева.
Загадочность этого события заключается в том, что у казахов уже 10 лет не указывается отчество в паспорте. Считается, что отчество – это наследие принудительной советизации. А национальная культурная традиция никакого отчества не знает.
Вообще-то в молодых государствах любят давать идеологически окрашенные имена. Вспомнить хоть советские Даздраперма («Да здравствует Первое мая»), Даздрасмыгда («Да здравствует смычка города и деревни») и Пячегод («Пятилетку в четыре года»).
Но Казахстан – это все-таки особенный случай. Тамошняя столица за неполные 100 лет уже шесть раз успела сменить название (Акмолинск – Целиноград – Акмола – Астана – Нур-Султан – снова Астана). Говорят, в нынешнем Казахстане топ-менеджеры и правительственные советники – в основном американцы. А инвестиции – преимущественно китайские. Зато войска в случае мятежей вызывают из России. А что такого – многополярный мир, имеют право.
Правда, сразу же вспоминается стишок «У верблюда два горба, потому что жизнь – борьба». Трехгорбые верблюды в литературе тоже описывались. Эти занятные гибриды, в отличие от мулов даже могут иметь потомство – правда, оно быстро вырождается.
В общем, Касым и Жомарт, когда подрастут, скорее всего проблем с именем знать не будут. А вот их братец Кемел с высокой долей вероятности будет вынужден доказывать местным американцам, что он не Кэмел. Или местным россиянам – что он не верблюд. Или местным китайцам – что он не люотуо («верблюд» по-китайски). В зависимости от того, какая сила в Казахстане возобладает.
ВОЙНА С НАЦИОНАЛЬНЫМ СИМВОЛОМ
Кстати, английское название camel – от латинского camelus. В Средние века тоже любили выдумывать диковинные гибриды. Например, жирафа называли камелеопард (помесь верблюда и леопарда). А страуса – струфокамил (воробей-верблюд).
В русском фольклоре страус – это могучая птица Страфиль, «всем птицам мати», от взмаха крыл которой тонут торговые суда и военные корабли.
В европейской геральдике страус – эмблема справедливости, на том основании, что перья страусов имеют одинаковую длину (отсюда недалеко уже и до прав человека).
А в гербе Австралии страус эму выступает щитодержателем наряду с кенгуру. То есть национальным символом.
Интересно, что это не помешало австралийцам развернуть в начале 1930-х настоящую войну с эму, которые расплодились в огромном количестве и угрожали посевам. Против страусов выслали регулярные войска с пулеметами. Возглавил кампанию майор Мередит из 7-й тяжелой батареи Королевских Австралийских сил артиллерии. И потерпел тяжелое поражение. Спасибо еще, что войска его потерь не понесли.
Тогда уничтожать эму предложили самим фермерам – так сказать, передали войну на аутсорсинг. За каждую убитую птицу было назначено вознаграждение. В 1934 году было выдано 57 тысяч таких наград. В общем, это как если бы на гербе России щит с Георгием Победоносцем поддерживали какие-нибудь вредители народного хозяйства. Типа крысы или колорадского жука.
Интересно, как относятся к этому жуку в американском штате Колорадо? На гербе еще нарисовать не додумались – я проверял. Хотя этот жучок прославил родимый штат гораздо шире, чем любой деятель из человеческого племени.
комментарии(0)