Джордж Хилл. Воспоминания агента британской секретной службы. Большая игра в революционной России/ Пер. с англ. Л.А. Карповой. – М.: Центрполиграф, 2022. 287 с. |
Хилл начинает свою книгу с апологии своему ремеслу. Шпионаж – одно из древнейших занятий в мире. Шпионажем занимаются все державы, на войне и в мирное время. «Шпион держит свою жизнь в собственных руках. Его жизнь – сплошной риск, приносящий ему радость или беду. Шпионы на службе Великобритании обычно выполняют свои обязанности из чистой любви к приключениям».
При этом Хилл проводит грань между профессиональными шпионами – и предателями либо агентами-провокаторами. Лучший шпион, по его словам, это патриот, готовый пожертвовать всем ради интересов родины. А если в ремесле шпиона и есть некая неприглядная сторона – это потому, что он вынужден иметь дело с предателями и провокаторами.
Джордж Хилл вырос в семье бизнесмена, который торговал с Россией. Еще ребенком побывал в Риге и Петербурге, Москве и Нижнем, Баку и Батуме, плавал по Волге до Каспийского моря. С детства знал полдюжины языков, включая русский и татарский. Но воспитан был как патриот Британской империи.
Снова в Россию он попал летом 1917 года в качестве авиатора – члена Королевского летного корпуса в стране-союзнице. Встречался с Керенским и Савинковым. Боролся с австро-германской пропагандой в русской армии. После Октябрьского переворота побывал в Смольном, видел Ленина и других большевистских вождей. Был свидетелем расправы над генералом Духониным. Разъезжал по стране в вагоне бывшей императрицы. Вывозил из России какие-то румынские ценности. Знался с видным чекистом Яковом Петерсом.
Служил инспектором авиации у Троцкого – до начала английской интервенции. Затем перешел на нелегальное положение. Наладил связь с британским командованием в Архангельске с помощью курьеров – царских офицеров. Готовил мятеж латышских стрелков – но тут ему пришлось срочно уносить ноги.
Завершается книга отчетом Джорджа Хилла британскому Военному министерству о его деятельности в России. На первый взгляд он сделал немало.
Помогал снабжать русскую армию, пока она воевала с немцами и австрийцами (хотя фронты вскоре развалились). Помогал союзникам-румынам (хотя роль Румынии в Первой мировой была ничтожной). Затеял какую-то интригу в Одессе (но вскоре бежал, испугавшись немцев). Помогал большевикам эвакуировать авиацию и стратегические материалы на восток (от тех же немцев, хотя опасность оказалась мнимой). Организовал диверсионные группы на железных дорогах (правда, крупных диверсий за ними не числится). Наладил курьерскую службу для связи с интервентами (почти половину связных, 18 человек, ЧК изобличила и расстреляла).
Поневоле задаешься вопросом: так ли эффективен шпионаж, как его малюют? Хилл, прекрасно подготовленный агент, храбрец и авантюрист, был лишь частью изрядной британской шпионской машины. Но сделала эта машина чуть больше, чем ничего. Хотя противостояли ей большевики – дилетанты в военной области, и чекисты – дилетанты по шпионской части. В общем, громкий пшик.
Зато в смерти нескольких десятков русских людей Джордж Хилл повинен лично. Эта кровавая плата за его авантюрные амбиции помогает понять, почему шпионское ремесло считается таким мерзостным.
комментарии(0)