0
3298
Газета Реалии Интернет-версия

09.02.2023 20:22:00

Легкая фигура на кровавой шахматной доске

Приключения британского шпиона в России

Тэги: книжная полка, джордж хилл, биография


2-11-2480.jpg
Джордж Хилл. Воспоминания
агента британской секретной
службы. Большая игра
в революционной России/ Пер.
с англ. Л.А. Карповой. – М.:
Центрполиграф, 2022. 287 с.
Автор книги подвизался в России в качестве шпиона в 1917–1919 годах. То есть был соратником более известных Брюса Локкарта, Сиднея Рейли и Сомерсета Моэма. Издательская аннотация гласит: «Британский разведчик Джордж Хилл (1892–1968) провел детство и юность в Российской империи, в совершенстве знал русский язык, обладал природным обаянием и изрядной долей авантюризма, что позволило ему стать неуловимым и весьма деятельным секретным агентом британской разведки». Все вроде бы правильно, но акценты можно расставить совсем иначе.

Хилл начинает свою книгу с апологии своему ремеслу. Шпионаж – одно из древнейших занятий в мире. Шпионажем занимаются все державы, на войне и в мирное время. «Шпион держит свою жизнь в собственных руках. Его жизнь – сплошной риск, приносящий ему радость или беду. Шпионы на службе Великобритании обычно выполняют свои обязанности из чистой любви к приключениям».

При этом Хилл проводит грань между профессиональными шпионами – и предателями либо агентами-провокаторами. Лучший шпион, по его словам, это патриот, готовый пожертвовать всем ради интересов родины. А если в ремесле шпиона и есть некая неприглядная сторона – это потому, что он вынужден иметь дело с предателями и провокаторами.

Джордж Хилл вырос в семье бизнесмена, который торговал с Россией. Еще ребенком побывал в Риге и Петербурге, Москве и Нижнем, Баку и Батуме, плавал по Волге до Каспийского моря. С детства знал полдюжины языков, включая русский и татарский. Но воспитан был как патриот Британской империи.

Снова в Россию он попал летом 1917 года в качестве авиатора – члена Королевского летного корпуса в стране-союзнице. Встречался с Керенским и Савинковым. Боролся с австро-германской пропагандой в русской армии. После Октябрьского переворота побывал в Смольном, видел Ленина и других большевистских вождей. Был свидетелем расправы над генералом Духониным. Разъезжал по стране в вагоне бывшей императрицы. Вывозил из России какие-то румынские ценности. Знался с видным чекистом Яковом Петерсом.

Служил инспектором авиации у Троцкого – до начала английской интервенции. Затем перешел на нелегальное положение. Наладил связь с британским командованием в Архангельске с помощью курьеров – царских офицеров. Готовил мятеж латышских стрелков – но тут ему пришлось срочно уносить ноги.

Завершается книга отчетом Джорджа Хилла британскому Военному министерству о его деятельности в России. На первый взгляд он сделал немало.

Помогал снабжать русскую армию, пока она воевала с немцами и австрийцами (хотя фронты вскоре развалились). Помогал союзникам-румынам (хотя роль Румынии в Первой мировой была ничтожной). Затеял какую-то интригу в Одессе (но вскоре бежал, испугавшись немцев). Помогал большевикам эвакуировать авиацию и стратегические материалы на восток (от тех же немцев, хотя опасность оказалась мнимой). Организовал диверсионные группы на железных дорогах (правда, крупных диверсий за ними не числится). Наладил курьерскую службу для связи с интервентами (почти половину связных, 18 человек, ЧК изобличила и расстреляла).

Поневоле задаешься вопросом: так ли эффективен шпионаж, как его малюют? Хилл, прекрасно подготовленный агент, храбрец и авантюрист, был лишь частью изрядной британской шпионской машины. Но сделала эта машина чуть больше, чем ничего. Хотя противостояли ей большевики – дилетанты в военной области, и чекисты – дилетанты по шпионской части. В общем, громкий пшик.

Зато в смерти нескольких десятков русских людей Джордж Хилл повинен лично. Эта кровавая плата за его авантюрные амбиции помогает понять, почему шпионское ремесло считается таким мерзостным. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Прежде всего – Нестеров!

Прежде всего – Нестеров!

Александр Васькин

Художник без мастерской и 40 банок сгущенки

0
535
США, возможно, хотят заморозить украинский конфликт

США, возможно, хотят заморозить украинский конфликт

Юрий Паниев

Трамп выбрал ветерана вьетнамской войны посредником между Москвой и Киевом

0
4859
Президент, морально необходимый Государству Израиль

Президент, морально необходимый Государству Израиль

Александр Локшин

150 лет назад родился Хаим Вейцман

0
10919
История как политика, опрокинутая в прошлое

История как политика, опрокинутая в прошлое

Борис Романов

150 лет назад родился выдающийся российский и советский историк Евгений Тарле

0
21830

Другие новости