Китай уже поставляет африканским странам технику для сухопутных войск, на очереди – боевые самолеты на замену устаревшим советским МиГам. Фото Владимира Карнозова
Несмотря на нарушение глобальных цепочек поставок и продолжающийся конфликт на Украине, продажи вооружения компаниями из рейтинга Топ-100 SIPRI растут. Рост наблюдается седьмой год подряд, в 2021 году он составил 1,9% к 2020 году. В абсолютных показателях продажи продукции военного назначения крупнейшими компаниями отрасли составили 592 млрд долл., говорится в свежем докладе Стокгольмского института.
ЗАРУБЕЖНЫЕ ЛИДЕРЫ
Как было и ранее, большинство компаний рейтинга – американские, но совокупный объем их продаж снизился. Совокупные продажи вооружений, военной и специальной техники (ВВСТ) 40 американских компаний, включенных в рейтинг, составили 299 млрд долл., что на 0,8% (в реальном выражении) меньше, чем в 2020 году. Авторы доклада отчасти связывают это с высокими темпами инфляции. Также в докладе обращается внимание на волну слияний и поглощений в американском оборонно-прпомышленном комплексе (ОПК). И высказывается предположение, что правительство США может ограничить возможность реализации таких процессов в будущем, чтобы сохранить высокий уровень конкуренции среди производителей.
Интересны изменения в европейских компаниях – участницах рейтинга. В общей сложности 27 компаний показали совокупный рост в 4,2%, что составило 123 млрд долл. в абсолютных величинах. При этом рост по секторам был неравномерным. Компании аэрокосмической отрасли ввиду сбоев в цепочках поставок в 2021 году понесли убытки. В то время как европейские судостроители, в меньшей степени ощутившие на себе последствия пандемии, смогли нарастить продажи.
В 2021 году пять ближневосточных компаний из Топ-100 продали оружия на сумму 15,0 млрд долл., что на 6,5% больше, чем в 2020 году. Это самые высокие показатели роста по регионам в Топ-100 по итогам 2021 года.
В целом показали рост и азиатские компании – в рейтинге Топ-100 их насчитывается 21. Общие продажи региона в 2021 году достигли 136 млрд долл., что на 5,8% больше, чем в 2020 году. Наибольшая доля приходится на китайские компании – общий объем продаж восьми китайских компаний рейтинга составил 109 млрд долл.
Впервые в рейтинг попала тайваньская компания, которая с выручкой от продаж в 2 млрд долл. заняла 60-ю строчку рейтинга. На четыре южнокорейских компании пришлось 7,2 млрд долл., рост к 2020 году составил 3,6%. Авторы доклада SIPRI отмечают, что по итогам 2022 года продажи южнокорейских компаний могут увеличиться (объективные данные статистики будут известны в начале 2023-го). А вот совокупные продажи оружия четырьмя японскими компаниями рейтинга упали на 1,4% по сравнению с 2020 годом и составили 9 млрд долл.
УСПЕХИ РОССИЙСКОЙ ОБОРОНКИ
В 2021 году в Топ-100 вошли шесть российских компаний – на три меньше, чем годом ранее. Аналитики SIPRI объясняют это тем, что по трем компаниям – «Алмаз-Антей», «КРЭТ» и «Росэлектроника» – отсутствовали данные, именно по этой причине они не попали в список.
Что же касается шести «зачтенных» компаний – их оружейные продажи, по данным SIPRI, составили 17,8 млрд долл., что больше, чем в 2020 году, но ненамного – всего на 0,4%. По оценке SIPRI, три из шести компаний – Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК), Объединенная двигателестроительная корпорация (ОДК) и «Вертолеты России» – показали снижение продаж. В то время как три другие – Объединенная судостроительная корпорация (ОСК), корпорация «Тактическое ракетное вооружение» (КТРВ) и Уралвагонзавод (УВЗ) – наоборот, показали рост.
Рост продаж КТРВ составил 18%, что авторы SIPRI связывают с расширением экспорта, и прежде всего – в Индию. Доля ОСК в общем объеме военного экспорта упала до 70% в 2021 году – в сравнении с 82% в 2020 году. Что связывают с реализацией проектов диверсификации и соответственным снижением выручки от продукции военного назначения (ПВН). При этом уточняется, что в 2022 году в связи с событиями на Украине тенденция по наращиванию гражданской продукции предприятиями российского ОПК может измениться. Ожидается, что на показатели 2022 года могут повлиять и введенные в отношении российских оборонных компаний санкции.
Следует отметить, что российские официальные лица скептически относятся к подобным рейтингам. Так, комментируя рейтинг Стокгольмского института по итогам 2020 года, глава Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству (ФСВТС) Дмитрий Шугаев заметил, что выводы аналитического центра не отражают всей картины, поскольку «SIPRI использует только открытые данные, которые, безусловно, не являются полными», и при этом имеют политическую подоплеку.
Неизменной остается и позиция корпорации «Ростех», специалисты которой считают, что рейтинги SIPRI не являются для российской оборонки ориентиром. Прежде всего потому, что, согласно принятой методике, все расчеты приводятся в долларах США. Однако основной объем продукции отечественного ОПК – это гособоронзаказ, где все расчеты идут только в рублях.
ДОЛЯ РОССИИ НА РЫНКЕ АФРИКИ МОЖЕТ СНИЗИТЬСЯ
Введенные против России санкции могут поколебать ее статус крупнейшего поставщика ВВСТ в Африку. Китай может воспользоваться создавшейся ситуацией для наращивания присутствия на Африканском континенте.
Ограничительные меры, введенные против России после начала специальной военной операции (СВО) на территории Украины, подорвали ее возможности по участию в мировой экономике и нанесли ущерб цепочкам поставок. Это оказало влияние на производство военной техники, в изготовлении которой якобы применяются зарубежные комплектующие. Кроме того, возможность стран Африканского континента закупать и обслуживать военную технику из России может сузиться ввиду угрозы вторичных санкций со стороны стран Запада.
По некоторым оценкам, около 50% всего африканского импорта оружия приходится на Россию. Поставляются как большое оборудование (основные боевые танки, корабли, истребители и боевые вертолеты), так и стрелковое оружие. Это более чем вдвое превышает показатели следующего по величине поставщика – Франции, за которой следуют США и Китай.
Китай до сих пор занимал более скромную долю – на него приходится только 13% африканского импорта оружия. Китай выступает предпочтительным экспортером для таких стран, как Зимбабве, Мозамбик, Намибия, Сейшельские острова, Танзания и Замбия, которые в период с 2000 по 2018 год получили более 90% поставок оружия именно из Китая. Основными африканскими импортерами российского вооружения являются Алжир, Египет, Судан и Ангола.
При этом Пекин уже сотрудничает с некоторыми крупными российскими клиентами, такими как Нигерия и Эфиопия, и поставляет им бронетехнику и ракетные установки. Эксперты предполагают, что после снижения присутствия России на африканском рынке, Китай может подняться в рейтинге экспортеров оружия в Африку.
Другими последствиями ухода России с африканского рынка будет усложнение ремонта, технического обслуживания и капитального ремонта существующего оборудования российского производства. Например, доля советской и российской военной техники в армии Чада составляет около 80%, между Москвой и Нджаменой укрепляется договорно-правовая база двустороннего военно-технического сотрудничества. Имеется потребность в ремонте и модернизации российской техники. Укрепляется договорно-правовая база двустороннего военно-технического сотрудничества.
АМЕРИКАНСКИЕ ПАЛКИ В КОЛЕСА
Развивающиеся страны неоднократно давали понять, что не намерены поддерживать санкции в отношении России. Однако США продолжают вести интервенционистскую внешнюю политику, угрожая неподчинившимся правительствам. Так, власти Южной Африки сообщают, что подвергаются шантажу со стороны Вашингтона из-за сотрудничества с Москвой. И подобные случаи имеют место по всему Африканскому континенту.
Издание Wall Street Journal сообщило 9 января, что между США и ЮАР возникла напряженность. Причиной дипломатической нестабильности стало то, что в декабре южноафриканская военно-морская база приняла российское грузовое судно, подпадающее под санкции Вашингтона, не опубликовав информацию о грузе. Власти США требуют отчета, обвиняя африканских коллег в несоблюдении санкций.
Вашингтон обеспокоен поддержкой, которую Вооруженные силы ЮАР оказали «Lady R» (термин, используемый для обозначения российского корабля). Очевидно, больше всего в Вашингтоне опасаются того, что Россия и Южная Африка укрепляют военное сотрудничество. Судно скорее всего доставило в Южную Африку несколько тонн российских боеприпасов, заказанных Преторией. Еще в 2020 году ЮАР подписала контракт с российскими поставщиками на сумму около 500 тыс. долл.
В США существует закон, позволяющий вводить санкции в отношении любых организаций по всему миру, которые заключают контракты на обслуживание судов, занесенных в черный список. Именно этим и объясняется нежелание Претории разглашать подробности по поводу российского судна.
Этот случай показывает, что угроза и принуждение не являются эффективными дипломатическими механизмами. Судя по всему, американские власти придерживаются воинственной логики, согласно которой с помощью насилия и шантажа можно добиться любых преимуществ. Однако современный мир движется в другом направлении. Идет процесс перехода к геополитической многополярности, который невозможно остановить с помощью шантажа.
ВЫВОДЫ И ОБОБЩЕНИЯ
В новых условиях международной обстановки поставки по линии военно-технического сотрудничества иностранным государствам становятся для России менее приоритетными. Продукция ОПК России в высшей степени востребована как главным заказчиком, так и на мировых рынках вооружений. Но сейчас она нужна прежде всего Российской армии. По этой причине значение внешних рынков ушло, совершенно очевидно, на второй план.
Но есть и другая причина. Некоторые иностранные заказчики, к сожалению, не выполняют в полном объеме своих обязательств: получив продукцию, не рассчитываются. Задержки с платежами по линии военно-технического сотрудничества (ВТС) возникали и ранее. Тема обострилась в 2014–2015 годы, когда США и Западная Европа наложили на Россию первые пакеты санкций в связи с событиями в Крыму и вокруг самопровозглашенных народных республик Донбасса.
Для смягчения силы воздействия санкций российские государственные институты разработали новую схему взаиморасчетов по линии ВТС с зарубежными странами и приступили к ее внедрению. Крупнейшей сделкой последних лет стала продажа зенитных ракетных комплексов С-400 «Триумф». Подобные системы получили Китай, Турция и Белоруссия. Заинтересованность в их приобретении выразили еще ряд стран Азии и Северной Африки.