0
1697
Газета Реалии Интернет-версия

18.05.2023 20:31:00

Война в чужих странах и чужими руками

Как трансформировались стратегии выживания Запада в конфликтах ХХI века

Леонтий Шевцов

Об авторе: Леонтий Павлович Шевцов – генерал-полковник, советник директора Росгвардии.

Тэги: книжная полка, бартош, монография, прокси война


17-15-1480.jpg
А.А. Бартош. Прокси-война. – М.,
Горячая линия – Телеком,
2023. – 256 с.
Монография Александра Бартоша посвящена войне чужими руками как инструменту, который наряду с информационно-психологической войной и технологиями цветных революций широко используется США, НАТО и ЕС в противоборстве с Россией, Китаем и некоторыми другими странами в целях установления мирового господства Запада. Автор ищет ответы на ряд вопросов современной истории России, среди которых ключевое место занимает проблема прокси-войны на Украине.

Выступление президента РФ Владимира Путина 9 мая 2023 года содержит утверждение, что против России «вновь развязана настоящая война», и инициаторами похода выступили «западные глобалистские элиты… желающие и дальше диктовать, навязывать народам свою волю, свои правила». По словам Путина, недруги поставили цель «добиться распада и уничтожения нашей страны, перечеркнуть итоги Второй мировой войны, окончательно сломать систему глобальной безопасности и международного права, задушить любые суверенные центры развития». Действия западных элит стали причиной «катастрофы, которую переживает сейчас украинский народ», поскольку тот «стал заложником государственного переворота и сложившегося на его базе преступного режима его западных хозяев, разменной монетой в реализации их жестоких, корыстных планов».

Как удалось столкнуть украинцев и русских? Почему США действуют в составе большой коалиции, а Россия сражается в одиночестве? Каким образом Запад без должного противодействия применял на Украине подрывные стратегии по переформатированию сознания целого народа? Эта гибридная агрессия, направленная против России, долгое время не получала адекватной оценки и не встречала должной реакции.

Новая работа Бартоша не ограничивается разработкой вопросов теории прокси-войны как феномена межгосударственного противоборства. Предпринята попытка сформулировать законы и принципы прокси-войны как вида вооруженного конфликта. С опорой на работы российских и зарубежных ученых показаны возможности прокси-войны как инструмента эскалации военного конфликта. Сформулирована концепция использования прокси-войны для сдерживания противника посредством доктрин принуждения и отрицания.

В книге на высоком научном уровне освещаются вопросы, значимость и актуальность которых не вызывают сомнений. Сделана попытка философски осмыслить стратегии ГВ, генезис прокси-войны как одного из ее инструментов, исследованы измерения прокси-войны и ее стратегия. Автор впервые обосновал необходимые и достаточные условия прокси-войны, провел сопоставительный анализ театров ГВ и прокси-войны, сформулировал концепцию использования прокси-войны для сдерживания противника посредством доктрин принуждения и отрицания.

Особое внимание уделено разработке модели информационно-психологической прокси-войны. В отличие от цветной революции прокси-война основана на стратегии измора, которая предусматривает протяженное во времени воздействие на противника. В информационной сфере главные усилия сосредоточены на расшатывании культурно-мировоззренческих опор государства с конечной целью слома его геополитического кода как исторически сложившейся системы отношений с внешним миром.

Убедительно показано, что к прокси-войне полностью приложимы понятия «трение, смазка и износ», «туман войны». А дезинформация, трудность прогнозирования действий сторон и происходящих событий являются важными факторами, определяющими ведение разведки в прокси-войне. Обоснована необходимость использовать возможности разведки для заблаговременной точной формулировки самого понятия «победа» в прокси-войне, к которой стремятся зачинщики конфликта с учетом его смысла и целей.

Вызывает интерес выдвинутая автором концепция: победа в прокси-войне – это не победа в классическом смысле, связанная с разгромом и оккупацией территории противника. Победу в прокси-войне можно описать как создание условий для дальнейшего ослабления и развала государства-объекта вплоть до его полного и уничтожения, «стирания» с политической карты мира.

В стратегической перспективе в отношении России коллективный Запад рассчитывает достичь именно такой цели путем ведения ГВ и прокси-войн по всему периметру российских границ, что обусловливает появление ряда специфических задач всех видов разведки.

Можно согласиться с утверждением автора, что накануне и в ходе прокси-войны деятельность разведки включает в себя выявление и оценку возможностей, намерений и направлений враждебной деятельности государства-заказчика и прокси-агента, вскрытие уязвимых мест в их отношениях, разработку предложения вариантов реагирования. С этой целью синергия разведывательных операций должна обеспечить добывание и анализ широкого круга сведений. Сюда следует включить данные об объектах и моральном духе войск и населения противника, о политических, дипломатических, экономических событиях, военных приготовлениях и угрозах в области безопасности для прогнозирования и планирования вопросов, имеющих непреходящее значение для государства – мишени прокси-войны и подготовки им ответных наступательных действий.

Проблематика сдерживания приобретает особое значение в условиях, когда США и НАТО переходят от сдерживания путем возмездия к сдерживанию путем отрицания, которое означает революцию в практическом плане: резкое наращивание численности войск и боевой техники вдоль российской границы, тесная интеграция военных планов Америки и союзников, увеличение военных расходов и т.п.

Методологически важным представляется вывод о гибридном, охватывающим многие сферы характере разведывательных сведений в прокси-войне и необходимости в связи с этим создания гибридной структуры разведки, способной применять автоматизированные методы анализа, обработки данных и передачи их в войска, в том числе и с привлечением технологий искусственного интеллекта.

Автор провел развернутый анализ техносферы прокси-войны. Определяющим фактором гибридизации в прокси-войне на Украине стали поставки оружия, объем и география которых существенно расширились накануне и в ходе специальной военной операции. ВСУ с помощью западных военных советников и техники сумели оперативно внедрить автоматизированные системы управления тактического звена и закрытые каналы связи (в том числе с использованием американской спутниковой системы «Старлинк»), которые представляют важную часть стратегии сетецентрических войн.

Автор сосредоточивает внимание на особенностях использования стратегии ГВ и ее инструментов, на появлении новых видов межгосударственного противоборства, радикальных изменениях угроз и вызовов современности.

Во-первых, приобретает обостренную антироссийскую направленность стратегическая цель наших врагов - не допустить упрочения России как мощной суверенной державы, способной самостоятельно отстаивать свои интересы. Особое возмущение вызывают действия по варваризации войны, а именно – расстрелы российских военнопленных, издевательства над ранеными и телами убитых, насилие над гражданским населением.

Во-вторых, в мире развернулась ожесточенная фаза борьбы за доступ к ресурсам России и государств постсоветского пространства с целью их перевода под внешнее управление. Взрывы на трубопроводах свидетельствуют о переходе конкурентов России на рынке энергоресурсов к использованию террористических методов.

В-третьих, размещение вблизи российских границ американских высокоточных средств большой дальности, способных нести ядерные боеголовки, и наличие реальной опасности их применения против России. Такая реальная угроза исходит не только с территории Украины, но и от объектов системы ПРО США в Румынии и Польше. Реальность такой опасности требует своевременного отражения в документах стратегического планирования РФ и принятия самых решительных мер вплоть до упреждающих ударов по подобным объектам при явной угрозе безопасности нашей страны.

В-четвертых, из числа невоенных угроз особую значимость приобрела и превратилась в один их главных детерминантов противоборства ГВ и ее важный инструмент – информационно-психологическая война Запада, имеющая целью установить контроль над сознанием населения государств – объектов когнитивной агрессии. Возрастает роль прокси-войн как средства навязывания агрессором своей воли противнику.

Наконец, США и НАТО делают ставку на лидерство в современных военных технологиях. В этих условиях в международной сфере существенно возрастают роль и значение стратегий и тактик прокси-войны. Для России непосредственную угрозу представляют очаги, своеобразные «капканы прокси-войн».

Монография Бартоша содержит непреложный вывод – при сохранении значимости всесторонней подготовки РФ и Российской армии к конвенциональным войнам следует выделять необходимые ресурсы для противоборства в гибридных войнах. Высокий приоритет проблема прокси-войн имеет для ОДКБ, ШОС и БРИКС, для двустороннего стратегического партнерства РФ и КНР. Подчеркивается необходимость радикальных изменений в системе подготовки военных кадров.

Монография представляет несомненный интерес для специалистов Совета безопасности, Минобороны, Росгвардии, МИД, МВД, Минобрнауки. Книга будет полезной для научных работников и студентов, изучающих теорию и практику международных отношений. С учетом большой и системной работы, проделанной Александром Бартошем в изданных им в 2018–2023 годах восьми монографиях и ряде учебников, считал бы нужным выдвинуть его труды на соискание Государственной премии РФ имени маршала Жукова. H


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Другие новости