0
3778
Газета Реалии Интернет-версия

07.09.2023 20:21:00

Исламисты Сахеля борются за лидерство

Один из жесточайших террористов Западной Африки опять воскрес

Тэги: безопасность, африка, исламизм, терроризм, возрождение


безопасность, африка, исламизм, терроризм, возрождение Нигерийские ВВС, как выяснилось, не смогли ликвидировать матерого террориста Абубакара Майнока. Фото со страницы ВВС Нигерии в социальной сети X (Twitter)

Большинство главарей террористической организации «Исламское государство в провинции Западная Африка» (ISWAP, запрещено в РФ) оставались неизвестными до тех пор, пока в 2019 году не был свергнут главарь Абу Мусаб аль-Барнави – сын основателя группировки Мухаммеда Юсуфа. Однако даже после этого аль-Барнави продолжил занимать руководящую должность и в конечном итоге возглавил наступление ISWAP в мае 2021 года против своего конкурента – бывшего главаря террористической группировки «Боко харам» (запрещена в РФ) Абубакара Шекау, который затем присягнул на верность «Исламскому государству» (ИГ, запрещено в РФ). Результатом конфликта стал самоподрыв Шекау во время переговоров с представителями ISWAP.

Абубакар Майнок, дезертировавший из фракции Шекау в ИГ, является еще одним важным главарем ISWAP. Абу Мусаб Аль-Барнави и Альбубакар Майнок – одни из немногих известных активных лидеров ISWAP в настоящее время. По этой причине более детальное изучение нынешних обязанностей Майнока и его повышение как во фракции Шекау, так и в ISWAP целесообразны с точки зрения понимания организационной структуры ИГ и движения «Боко харам» в более широком смысле. Фамилия Майнок совпадает с названием города в нигерийском штате Борно, который ISWAP атаковало в апреле 2021 года. Роль Абубакара Майнока в группировке была раскрыта в июне 2023 года правительством Соединенных Штатов. Государственный департамент США заявил, что «Абу Бакр ибн Мухаммад ибн Али аль-Майнуки (полное имя Майнока) являлся высокопоставленным руководителем Главного управления провинций «Исламского государства», базирующегося в Сахеле.

По версии Госдепартамента, несмотря на то что Майнок был нигерийцем и членом ISWAP, большую часть времени он проводил в опорных пунктах «Исламского государства в Большой Сахаре» (ISGS) в Сахеле – например, в Мали или Буркина-Фасо. Действуя из этих районов он тесно сотрудничал с центральным медиааппаратом ИГ под названием «Фуркан». До сих пор было неясно, поддерживают ли отношения ISWAP и региональное подразделение ИГ в Большой Сахаре, и если да, то в какой степени. Официальное определение Майнока в список международных террористов предполагает наличие связей между двумя этими подразделениями ИГ. Примечательно, что в рамках более обширной структуры ИГ до 2021 года обе группировки были частью одной и той же организации – ISWAP. Однако это понималось как формальность: базировавшийся в районе озера Чад и в Нигерии ISWAP во всех смыслах существовал отдельно от боевиков, базирующихся в Большой Сахаре. Таким образом, когда ИГ объявило о создании провинции ИГ в Сахеле в 2021 году, оно только во всеуслышание обнародовало то, о чем ранее подозревали аналитики.

Роль Абубакара Майнока во фракции Абубакара Шекау и его предполагаемая высокопоставленная должность в Главном управлении провинций ИГ указывают на то, что он сохраняет контакты с центральным медиааппаратом ИГ, а также с ISWAP и ISGS. Следовательно, несмотря на официальное разделение двух группировок, они продолжают поддерживать связи.

Их сепарация произошла по известному сценарию: примерно так же базирующееся в Конго «Исламское государство в провинции Центральная Африка» и «Исламское государство» в провинции Мозамбик» официально отделились друг от друга в 2022 году. Ранее обе фракции находились под эгидой ИГ в Центральной Африки, но после разделения продолжили поддерживать контакты. Однако в случае последних двух подразделений ИГ разногласия по поводу финансов и иерархии в общении с центральным руководством привели к нарастанию конфликтного потенциала, чего в данный момент не происходит у ISWAP и ISGS. Одна из причин, по которой Абубакар Майнок получил роль посредника между провинциями ИГ в Нигерии и Сахеле, заключается в том, что в 2018 году, когда он все еще был союзником Абубакара Шекау, исключенного из ISWAP двумя годами ранее за слишком радикальную позицию, Майнок приветствовал вступление в группировку нигерийско-сенегальских исламистов, которые хотели воевать на территории Нигерии. В 2017 году перебежчик из фракции Шекау призвал его и Майнока воздержаться от эскалации «братоубийственного конфликта» с аль-Барнави и в случае Шекау прекратить использовать девочек в качестве террористок-смертниц. Согласно показаниям боевиков, задержанных по возвращении в Сенегал, Абубакар Майнок от имени Абубакара Шекау передал им 6 млн нигерийских найр (18 500 долл.). В конце концов безжалостность Шекау стала для сенегальцев невыносимой. Тем не менее, хотя он и угрожал их убить, боевикам позволили покинуть Нигерию и вернуться в Сенегал. Поскольку Шекау по-прежнему был верен ИГ, сенегальцы также были лояльны группировке, а Майнок продемонстрировал себя способным посредником. Без его вмешательства Абубакар Шекау, возможно, убил бы сенегальских исламистов.

В сентябре 2019 года сообщалось, что в результате ударов нигерийских ВВС Абубакар Майнок был убит в районе озера Чад, но ему удалось уцелеть и сбежать. Позже, в июне 2020 года, Майнок, судя по всему, перешел на сторону ISWAP и покинул фракцию Абубакара Шекау. Неофициально сообщалось о том, что он стал министром финансов ISWAP. Возможно, отстранение аль-Барнави от высшего руководства группировки повысило интерес Майнока к ней. В ноябре 2022 года снова сообщалось, что Майнок был убит вместе с другими командирами ISWAP в результате ракетного обстрела нигерийскими военными, но эта информация тоже оказалась неверной. Официальное включение Абубакара Майнока в список Госдепартамента демонстрирует, что террорист остается близким к жесткому руководству ИГ в Большой Сахаре и центральному медиааппарату террористической организации. И говорит о том, что главари ISWAP останутся сторонниками более жесткой линии, чем руководство группировки в период правления Абу Мусаба аль-Барнави. 


Читайте также


Метафора для новой антропологии

Метафора для новой антропологии

Марианна Власова

Игорь Сид о любви переводчиков к чужим странам

0
1999
Китай обходит США в борьбе за влияние на Индонезию

Китай обходит США в борьбе за влияние на Индонезию

Владимир Скосырев

Пекин нарастит масштаб инвестиций в третье по численности населения государство

0
1664
Слова Путина об Америке прозвучат с "Валдая"

Слова Путина об Америке прозвучат с "Валдая"

Иван Родин

В РФ чиновники без команды сверху не реагируют на внутреннюю политику США

0
4231
Страны тюркского мира создают единое информационное пространство

Страны тюркского мира создают единое информационное пространство

Виктория Панфилова

В Бишкеке состоялся саммит глав государств организации

0
4164

Другие новости