Корабль ВМС Индии «Табар» (INS F44 Tabar) в Санкт-Петербурге летом 2021 года. Фото Владимира Карнозова
Достраиваются на плаву, готовятся к швартовным испытаниям очередные два фрегата управляемого ракетного оружия (ФР УРО) проекта 11356. Вступив в строй, «Тушил» (Tushil) и «Тамала» (Tamala) станут 10-м и 11-м по счету кораблями данного типа.
Как ранее сообщала «Российская газета» (выпуск от 11 января 2022 года), согласно условиям контракта, передача кораблей заказчику – военно-морским силам (ВМС) Республики Индия – запланирована до конца 2023 года. Нельзя, однако, исключать некую «коррекцию вправо», при которой покупатель примет заказ немного позднее установленного срока.
Вместе с тем нет сомнений, что оба корабля будут доделаны и введены в строй действующих. Их высокая техническая готовность была видна при спуске корпусов на воду в октябре 2021 и феврале 2022 года соответственно. Выступивший на церемонии спуска «Тишула» посол Индии в Москве Венкатеш Варма подчеркнул, что эти корабли «являются свидетельством многолетней дружбы, а также результатом длительного военного сотрудничества и отражают стратегические отношения» между нашими странами.
Сегодня число действующих ФР УРО проекта 11356 составляет девять единиц. ВМС Индии эксплуатирует шесть кораблей, а оставшиеся входят в состав Военно-морского флота (ВМФ) России. Два из них – «Адмирал Макаров» и «Адмирал Эссен» – находятся в Черном море. Однотипный «Адмирал Григорович» действует в Средиземноморье, при этом тоже входит в состав 30-й дивизии надводных кораблей Черноморского флота (ЧФ) ВМФ России (см. «Флоту требуется «Сметливый» подход», НВО от 21.09.23).
ФР УРО проекта 11356 разработан Северным проектно-конструкторским бюро (СПКБ) в Санкт-Петербурге. Техническая документация на корабль появилась в последние годы прошлого века, когда СПКБ возглавлял генеральный директор Владимир Спиридопуло. Непосредственно темой экспортного фрегата занимался главный конструктор Вилиор Перевалов.
За основу взяли хорошо зарекомендовавший себя проект 11351 «Нерей» пограничного сторожевого корабля (ПСКР). Всего с 1981 по 1993 год на судостроительном заводе «Залив» имени П.Е. Бутомы в Керчи было построено восемь таких кораблей.
При сохранении общих размеров, корпус переделали с учетом требований по снижению радиолокационной заметности. Как следствие, ФР УРО проекта 11356 имеет надстройку с большими углами завала стенок, интегрированную с основным корпусом.
От предшественника фрегат унаследовал главную энергетическую установку (ГЭУ) из двух форсажных и двух маршевых газовых турбин. При этом на малых ходах на оба гребных винта может работать только одна турбина. Этим достигается значительная (до 25%) экономия топлива и моторесурса ГЭУ.
Также от ПСКР проекта 11351 взяли гидроакустическую станцию, размещенную в бульбовом носовом обтекателе, а также буксируемую.
Вместе с тем фрегат проекта 11356 получил новое мощное оружие – ракетный комплекс Club-N разработки ОКБ «Новатор» в Екатеринбурге, созданный специально для экспорта с учетом всех действующих на тот момент международных ограничений. Он представлял собой первый отечественный ударный комплекс с вертикальным стартом ракет нескольких типов.
Все вышеперечисленные изменения привели к повышению водоизмещения: стандартное выросло с 3170 до 3840 т, полное – с 3540 до 4035 т. Максимальная скорость уменьшилась до 30 узлов, а экономический ход по прежнему поддерживался на уровне 14 узлов.
ТРИ ТРОЙКИ
Первая тройка кораблей по проекту 11356 была построена «Балтийским заводом» в Санкт-Петербурге. Закладка двух корпусов состоялась в 1999 году, третьего – в 2000-м. Заказчик принял «Тальвар» (INS F40 Talwar) и «Тришул» (INS F43 Trishul) осенью 2003 года, а «Табар» (INS F44 Tabar) – весной 2004-го.
В ходе испытаний к корпусам и механизмов вопросов не возникло, а вот интеграция нового оружия в единый хорошо функционирующий комплекс потребовала усилий. Серьезно стояла тема электромагнитной интерференции – различные радио- и радиолокационные системы мешали работе друг друга. Также много усилий пришлось потратить на доводку артиллерии главного калибра.
Корабли были хорошо приняты индийскими моряками, и в целом заказчику понравились. Поэтому летом 2005 года он инициировал переговоры по дополнительной партии. Вместе с тем иностранный покупатель попросил улучшить условия обитаемости экипажа и пересмотреть состав вооружения. Новый эскизный проект с учетом высказанных замечаний и предложений был утвержден в 2007 году.
Вместо «Балтийского завода» вторая тройка ФР УРО проекта 11356 для ВМС Индии собиралась на ином предприятии – Прибалтийском судостроительном заводе «Янтарь» в Калининграде.
Осенью 2007 года там заложили корпуса будущих фрегатов «Тег» и «Таркаш», а летом следующего – «Триканд». По введению в строй ВМС Индии, они стали именоваться F45 Teg (апрель 2012), F46 Tarkash (ноябрь 2012) и F50 Trikand (май 2013).
Затем «Янтарь» выпустил еще три фрегата по улучшенному проекту 11356Р (по-видимому, литера «Р» расшифровывается как «Россия»), причем официально они классифицируются как «сторожевые корабли» (СКР). Среди отечественных моряков они известны как «адмиральская серия».
Корпус «Адмирала Григоровича» заложили в конце 2010 года, «Адмирала Эссена» – летом 2011-го, «Адмирала Макарова» – в начале 2012-го. Корабли вошли в строй в 2016–2017 годах.
РАКЕТЫ
Построенные к настоящему времени по проекту 11356 девять кораблей отличаются друг от друга составом вооружения. Наступательное вооружение «Тальвара», «Тришула» и «Табара» – комплекс Club-N с вертикальной пусковой установкой (ВПУ) типа 3С14 с 8 ячейками для противолодочных ракет 91РЭ, противокорабельных 3М-54Э и ударных 3М-14Э. А вот «Тег», «Таркаш» и «Триканд» вместо дозвуковых ракет вышеуказанных трех типов несут сверхзвуковые PJ-11 разработки и производства российско-индийского совместного предприятия «Брамос» (BrahMos Aerospace).
«Григорович», «Эссен» и «Макаров» имеют вышеупомянутую ВПУ 3С14, но сам комплекс именуется иначе – «Калибр-НК», поскольку в его состав входят ракеты без литеры «Э» (так обозначается экспортная модификация). Международные ограничения по нераспространению ракетных технологий на него не распространяются. Согласно заявлениям российских официальных лиц, максимальная дальность пуска дальнобойной крылатой ракеты 3М14 класса «море-земля» превышает 1,5 тыс. км.
В дополнение к противокорабельным ракетам (ПКР) типа 3М54 российские корабли могут брать сверхзвуковые «Ониксы» схожие по конструкции с BrahMos PJ-11.
Оборонительное оружие тоже разное. Первая тройка кораблей проекта 11356 оснащена зенитным ракетным комплексом (ЗРК) «Штиль-1» (поворотная установка с одной направляющей) с боезапасом зенитных управляемых ракет (ЗУР) 9М317Э, а также артиллерийско-ракетным комплексом «Каштан» (две установки, по правую и левую стороны от вертолетного ангара).
Экспортный «Штиль-1» создавался на основе ЗРК «Ураган» что ранее устанавливался на эскадренные миноносцы проекта 956. Со своей стороны, «Ураган» представлял морской вариант ЗРК «Бук-М1» из состава ПВО Сухопутных войск, где также использовалась ракета 9М38М1. Вот только пусковая установка (ПУ) была иной: специально для корабельного использования была создана ПУ 3С-90 с рельсом для одной ЗУР.
Вторая тройка индийских фрегатов лишена «Каштана» (вместо него стоит пара скорострельных зенитных автоматов АК-630М с шестиствольной пушкой калибра 30 мм), и несет более продвинутую модификацию ЗРК «Штиль» с ВПУ на 24 ЗУР 9М317М.
«Адмиральская серия» несет зенитное вооружение как на второй индийской «тройке», разве что ракеты выполнены без экспортных ограничений.
ПУШКИ, ТОРПЕДЫ И БОМБОМЕТЫ
Помимо 30-мм автоматов, все фрегаты проекта 11356 несут по одной артиллерийской установке А-190 со 100-мм пушкой для стрельбы темпом 80 выстрелов в минуту по воздушным, морским и наземным целям. Система управления 5П-10 «Пума» обеспечивает поиск, захват и сопровождение целей в автоматическом режиме, эффективная дальность огневого поражения достигает 20 км.
Все фрегаты несут по паре двухтрубных аппаратов для торпед калибра 533 мм, таких как противокорабельные 53–65К и противолодочные СЭТ-65. Заметим, что к настоящему времени как в России, так и Индии разработаны более современные типы торпед в данном калибре, и их применение тоже возможно.
Помимо торпед СЭТ-65 и ракет 91РЭ, противолодочное оружие кораблей проекта 11356 также включает РБУ-6000 («Реактивно-бомбометная установка – 6000»). Она имеет 12 трубчатых направляющих калибра 213 мм для реактивных снарядов (РС), которые известны как «глубинные бомбы РГБ-60». РС выстреливаются на дальность до 5 км и подрываются на заданной глубине взрывателем УДВ-60. Этим оружием поражаются как субмарины противника, так и идущие в атаку на защищаемый корабль вражеские торпеды.
Сообщалось о глубокой модернизации РБУ-6000 в противолодочный ракетный комплекс «Запад» (РПК-8) с радиусом действия порядка 4 км, в котором применяются противолодочные ракеты 90Р с гравитационным снарядом 90СГ оснащенным взрывателем с механической установкой либо индукционным методом.
ЧЕТВЕРТАЯ ТРОЙКА
В 2010 году Министерство обороны Российской Федерации разместило заказ на вторую тройку СКР проекта 11356Р для Черноморского флота. Закладки корпусов состоялись в июле («Адмирал Бутаков»), ноябре («Адмирал Истомин») и декабре 2013 года («Адмирал Корнилов»). Однако в процессе строительства пришлось вносить коррективы.
В результате государственного переворота 2013 года власть в Киеве оказалась в руках прозападных политических сил. Они взяли курс на разрыв взаимовыгодного сотрудничества с Москвой и дали команду николаевским машиностроителям прекратить всякие поставки в адрес МО РФ. Таким образом, наш флот лишился традиционного поставщика главных энергетических установок.
После отказа националистического режима в Киеве соблюдать ранее взятые Украиной обязательства по поставке продукции «Зоря-Машпроект» в адрес МО РФ, Москва решила предложить недостроенные корпуса Индии. Переговорный процесс занял несколько лет, после чего правительство в Дели объявило о своем решении. Турбины для кораблей заказчик взялся закупать напрямую на Украине, коль скоро киевский режим никаких препятствий по линии военно-технического сотрудничества с Индией не установил.
Индийское правительство выразило готовность приобрести «Бутакова» и «Истомина» в том виде, как те пребывали на «Янтаре», и выделить необходимые средства для достройки под новыми названиями «Тушил» и «Тамала», со сроком сдачи 2023 год.
Соответствующее межправительственное соглашение Москва и Дели подписали в 2016 году. Им также предусматривалось строительство еще двух ФР УРО по проекту 11356 на верфи Goa Shipyard Limited при техническом содействии российских предприятий. Если совместными усилиями и эту часть договоренностей удастся реализовать на практике, число фрегатов проекта 11356 в составе ВМС Индии достигнет 10, а с учетом трех черноморских – 13.