0
1907
Газета Регионы России Интернет-версия

07.09.1999 00:00:00

Мертвый узел


ПОХОЖЕ, Кузбасс в ближайшее время ожидает громкая сенсация, а точнее - очередной громкий скандал на стыке экономики, права и политики. Центром надвигающегося скандала снова окажется "ЗАПСИБ" или, если быть точным, фигура его арбитражного управляющего, руководителя "Сибирской горной компании" и "Сибирской горно-металлургической компании", представителя губернатора по югу Кемеровской области Анатолия Смолянинова. Его имя стало известно в Кузбассе совсем недавно, с тех самых пор, когда Арбитражный суд Кемеровской области принял решение о назначении на Западно-Сибирский металлургический комбинат нового арбитражного управляющего, а руководителем управляющей компании был определен Смолянинов. Но было бы неправильно говорить, что Анатолия Смолянинова в Кузбассе не знали ранее. Признанный комсомольский лидер шел по карьерной лестнице семимильными шагами. Директор объединения "Кузнецкуголь", потом руководитель шахтоуправления "Антоновское" - вот некоторые ступени карьеры этого человека.

После памятного августовского Арбитражного суда областными властями было определено поле деятельности "Сибирской управляющей компании", которое уже к декабрю расширилось до невероятных размеров. Де-юре главной фигурой на ЗСМК был Фролов, де-факто - Смолянинов. Легитимный управляющий был отстранен от дел, все рычаги управления комбинатом губернатор Кузбасса Аман Тулеев доверил Смолянинову, и уже в марте Арбитражный суд удовлетворяет ходатайство администрации Кузбасса и Новокузнецка, назначив Смолянинова внешним управляющим ОАО "ЗСМК" и продлив срок внешнего управления на комбинате аж до июня 2007 года. Беспрецедентный случай, но очень тонко рассчитанный - на два срока правления бессменного кандидата в президенты Амана Тулеева.

СУД С ЗАКРЫТЫМИ ГЛАЗАМИ

Конституцией РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод (п.1 ст.46). Необходимость беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты возведена Гражданским кодексом РФ в ранг принципов, на которых основывается гражданское законодательство. Одной из основных задач арбитражных судов при рассмотрении споров является защита нарушенных или оспариваемых прав в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Но события, складывающиеся вокруг рассмотрения в Арбитражном суде Кемеровской области дела о несостоятельности (банкротстве) ОАО "ЗСМК", показывают, что суды могут не только не руководствоваться принципами и задачами судопроизводства, но и грубо нарушать их. Подобной защитой они ставят под сомнение объективность и независимость при осуществлении правосудия.

Возбуждение дела о банкротстве ОАО "ЗСМК", а также введение внешнего управления осуществлялись судом в соответствии с Законом РФ "О несостоятельности (банкротстве) предприятий". С 1998 года судебный состав по рассмотрению дела о банкротстве ОАО "ЗСМК" в лице первого заместителя председателя Арбитражного суда Кемеровской области О.Г. Кондрашовой и судьи апелляционной инстанции В.К. Сенокосовой строит процесс таким образом, что мало у кого остаются сомнения, вероятнее всего, в выполнении ими социального заказа руководителей Кемеровской области.

Так, 14 августа прошлого года областной Арбитражный суд выносит решение, которым арбитражным управляющим ОАО "ЗСМК" назначается господин Фролов И.А. Отметим, что в группе кредиторов, по чьей инициативе произошла замена управляющих, значатся администрация Кемеровской области и администрации Новокузнецка, потому как вскоре (9 марта) тот же суд удовлетворит ходатайство той же администрации области и города и заменит арбитражного управляющего Фролова на рекомендованного Смолянинова. Но все эти перестановки происходят с явным нарушением закона о банкротстве. Одним из основных требований закона является соответствующее решение собрания кредиторов в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением арбитражным управляющим возложенных на него обязанностей, но такого решения собрания нет. И кемеровский суд действует, закрыв глаза на закон.

До назначения внешним управляющим Смолянинов был руководителем ООО "Сибирская горная компания", которая в свою очередь являлась и является одним из крупных должников ОАО "ЗСМК". Задолженность данной фирмы составляет более 147 млн. рублей. Впоследствии эта компания будет заменена на "Сибирскую горно-металлургическую компанию", чтобы вести дела, не задумываясь о долгах. Правда, сегодня и эта компания должна комбинату примерно 160 млн. рублей. А между тем в соответствии с требованиями закона арбитражным управляющим не может назначаться лицо, заинтересованное в отношении кредитора. Как тут не быть заинтересованным, когда от таких долгов голова идет кругом. А упускать возможность погасить долги было бы просто глупо. Следовательно, суд не имел права назначать Смолянинова, но назначил.

Если суд не может увидеть закон, то стоит ли говорить о том, какие доказательства он использует в процессе. Вряд ли стоит напоминать о том, что суд не вправе использовать доказательства, добытые незаконным путем.

Может быть, факты, изложенные выше, действительно очень мелки и их сложно заметить в рамках судебного разбирательства. Но вот совсем не "мелочь" - в соответствии с законом о банкротстве деятельность арбитражных управляющих осуществляется на основании лицензии. При назначении Смолянинова какая-либо лицензия на осуществление деятельности арбитражного управляющего в суд не представлялась и на 09.03.99 года в Арбитражном суде не зарегистрирована, о чем все тот же суд дает вполне официальный ответ.

Из всего сказанного следует: для того чтобы легитимно исполнять обязанности арбитражного управляющего, необходимо пройти строго регламентированные ступени карьерной лестницы, а чтобы их пройти, требуется много времени. Соискатель должен представить свидетельство о сдаче экзаменов, лицензии трех категорий, отчет, подтверждающий работу соискателя в качестве арбитражного управляющего, - вот далеко не полный перечень документов, предоставляемых в суд. Но вот удивительно, Смолянинову выдается лицензия на основании его личного заявления и определения того же суда. По этим документам следует, что господин Смолянинов назначен конкурсным управляющим сразу нескольких фирм, и все эти назначения, судя по датам, происходят 26 февраля 1998 года, 25 и 26 февраля 1999 года. Обратите внимание на даты, из которых явно следует, что назначенец вряд ли мог успеть собрать необходимый пакет документов, да и как можно отчитаться о проделанной работе в качестве арбитражного управляющего, ведь его назначение в эти фирмы состоялось всего за несколько дней до описываемых событий. А вот еще одна дата: 15 апреля нынешнего года ФСДН РФ обращается в прокуратуру Кемеровской области с просьбой проверить все эти "документы", ибо, как сказано в запросе, "действительность их вызывает сомнения". Да и как не усомниться в их подлинности, если все бумаги подписаны "слепым" судом и никогда не существовавшими его членами. Удивляться не приходится, ведь если суд закрывает глаза на закон, то увидеть "мертвых душ" он просто не мог. Получается, что лицензия Смолянинова, мягко говоря, не совсем законна, законность в этом деле не самое главное. В итоге смоляниновская команда, захватившая власть на крупнейшем кузбасском заводе, с попустительства обладминистрации правит балом на "ЗСМК".

КАК СЕБЯ НЕ ОБИДЕТЬ, ДА И ПРО "ТОГО ПАРНЯ" НЕ ЗАБЫТЬ

Созданная по распоряжению администрации области управляющая компания под руководством Анатолия Смолянинова, по сути, должна действовать в интересах кредиторов и комбината и в первую очередь решать задачи бесперебойного снабжения предприятия сырьем и материалами, выгодно реализовывать продукцию. Мало того, необходимо решать проблемы по снижению себестоимости продукции, а это планировалось осуществлять за счет сокращения посреднических структур. Справедливости ради необходимо отметить, что об успехах комбината много пишут и говорят во всех СМИ - как в центральных, так и в областных.

Планом внешнего управления, принятым собранием кредиторов 16 октября прошлого года, предусматривается проведение тендеров между покупателями металла. Естественно, проведение подобных мероприятий направлено на поиск наиболее выгодных условий реализации готовой продукции. Но парадокс в том, что за все это время ни один тендер не проведен. Львиная доля продукции реализуется через смоляниновскую "Сибирскую горную компанию" и оффшорную фирму "Фератрейд". Ничего странного в этом, на первый взгляд, нет, но уже однажды за применение подобной схемы одного из многочисленных управляющих комбината по решению суда отстранили от работы. Мало того, что через эту фирму продукция реализуется на 6-10 долларов ниже общего уровня цен, но и расчеты за отгруженный металл производятся с большими задержками. И при этом комбинат постоянно не досчитывается около 3 млн. долларов.

Результатом подобной сбытовой политики стало то, что традиционные партнеры "ЗСМК", готовые работать с комбинатом в нормальном ценовом режиме, вынуждены развернуться к его конкурентам. Это привело к тому, что потери комбината составляют порядка 1 млн. долларов ежемесячно.

Поставками сырья на комбинат занята "Сибирская горная компания", где первую скрипку играет все тот же Смолянинов. Удивительно, но при расчетах на сырье оказывается, что цены на 10-15%... выше. Схема проста до невероятности, а потому очень действенна и никто не в обиде. Да только вот цифры вещь упрямая, и с расчетами не поспоришь, а они говорят о том, что еще около полутора миллионов долларов проплывают мимо комбината. Почему никто из кредиторов не задался вопросом "Как остановить узаконенный грабеж?". Нет, задались, да только все опять упирается в ослепший суд. Обращаться туда бессмысленно, так как найдутся тысячи "честных и весьма объективных" причин отказать кредитору или затянуть рассмотрение жалобы, чтобы тот, не дай бог, не обратился в апелляционный суд высшей инстанции. Можно сослаться, например, на паводок или, вообще не объясняя причин, отложить разбирательство аж на 9 месяцев.

Вот и завязались в один узелок экономические и правовые вопросы, но есть еще один фактор, завязывающий эти вопросы мертвым узлом.

НЕМНОГО О ПОЛИТИКЕ, ТОЧНЕЕ - О ПОЛИТЭКОНОМИКЕ

Любые выборы, будь то парламентские, губернаторские, местные, а тем более президентские, требуют денег и денег немалых. Любой, кто хотя бы раз вступал в предвыборную гонку, прежде всего решал для себя две задачи: первая - программа, вторая - деньги. Как показывает практика последних лет, финансовые позиции любого кандидата должны быть очень прочными.

Усвоив это, закаленный в политических сражениях Аман Тулеев начал укреплять их сразу после избрания на пост губернатора Кемеровской области. У бывшего главы администрации Кузбасса Михаила Кислюка он научился создавать образ врага, с которым неусыпно борется, парламентские баталии и работа в центральных органах власти научили его формировать финансовые потоки на нужных направлениях под контролем своих людей. Было бы странно, если бы столь богатый опыт не востребовался.

Под рукой постоянно целая колода врагов, которая легко перетасовывается, а если подобных нет, то они с такой же легкостью создаются. Главный враг - это Москва и московские варяги. Так было с "Альфой", так есть с "МИКОМом". Правда, и со своими политическими оппонентами красный губернатор научился расправляться порой жестоко. Один из претендентов на пост губернатора, хорошо известный в Кузбассе Виктор Бочаров, снявший свою кандидатуру, с предельной откровенностью объяснил свой поступок: "Аман жестко взял меня за одно место, и если что, оторвет".

Тулеев нагнал страху на всех. Ему стараются не отказывать ни в чем (если отказал, значит, ты - враг, значит, жди немедленных репрессий со стороны правоохранительных органов). Но это только первая ступень наказания, вторая более жесткая - это введение процедуры банкротства. Вот тут-то и открываются механизмы финансовых позиций тулеевской империи.

Схема предельно проста, а потому безотказна. Подконтрольный суд начинает процедуру банкротства и вводит внешнее управление на предприятии, во главе которого становится близкий губернатору человек. Характерный пример в этой незамысловатой схеме ОАО "ЗСМК". За последнее время эта схема была реализована на большинстве предприятий области. По словам самого губернатора, в области еще много предприятий с различной формой собственности. Это значит, что курица еще очень долгое время способна нести золотые яйца, но для этого необходим крепкий тыл. Впрочем, тыл и был, не хватало только подконтрольного губернатору законодательного собрания, то есть по-кузбасски Совета народных депутатов. Теперь такой парламент есть, 34 места из 35 в областном Совете заняли кандидаты от тулеевского блока.

Но оставим политические страсти и перейдем к финансовой подпитке амбиций борца за народ. В мае этого года по инициативе губернатора в области был создан внебюджетный фонд РИСКА. Цели у него вполне благородные, их подробно описывали областные СМИ, и даже на самом высоком правительственном уровне создание фонда получило поддержку. Да только за парадной шумихой мало кто обратил внимание на то, что средствами фонда вправе распоряжаться только губернатор. Вот она, золотая жила с неограниченными возможностями.

На встрече с руководителями 400 крупнейших предприятий области им была названа цифра, которую они добровольно должны перечислять в фонд, - 4% фонда оплаты труда ежемесячно. Для "ЗАПСИБа" эта цифра увеличена до 24%, но, как и всегда, "ЗАПСИБ" не подвел и взял на себя повышенные обязательства по перечислению средств в губернаторскую кассу, аж 48% маханул. Кстати, эта цифра позволяет судить о скрытых возможностях предприятия. Это ли не ответ признательного выдвиженца своему покровителю? Есть над чем задуматься.

Кемерово


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Открытое письмо Анатолия Сульянова Генпрокурору РФ Игорю Краснову

0
1216
Энергетика как искусство

Энергетика как искусство

Василий Матвеев

Участники выставки в Иркутске художественно переосмыслили работу важнейшей отрасли

0
1402
Подмосковье переходит на новые лифты

Подмосковье переходит на новые лифты

Георгий Соловьев

В домах региона устанавливают несколько сотен современных подъемников ежегодно

0
1521
Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Анастасия Башкатова

Геннадий Петров

Президент рассказал о тревогах в связи с инфляцией, достижениях в Сирии и о России как единой семье

0
3729

Другие новости