0
5308
Газета Регионы России Интернет-версия

31.12.1999 00:00:00

Балтийская коса

Тэги: Балтийск, Калиниград, граница


ЗАПАД Калининградской области - небольшой, почти правильной прямоугольной формы полуостров, вдающийся в Балтийское море. Он так и называется - Калининградский. В незапамятные времена, когда земли эти населяли племена язычников-прусов, полуостров был известен под звучащими загадочно и таинственно именами - Райномиями, Абалюс, Базилюс, Озирикта. Нередко причаливали к этим берегам корабли воинственных викингов - датские короли пытались распространить сюда свою власть. А в XIII веке Пруссия была покорена немцами - рыцарями Тевтонского ордена. С их приходом за полуостровом закрепилось название Земланд, восходящее к прусскому корню замя (земля, почва). Просуществовало это название вплоть до окончания немецкой главы в истории этого удивительного края - в 1945 году после разгрома нацистской Германии часть Восточной Пруссии вместе с Земландом отошла Советскому Союзу. Вскоре немецкие названия были заменены русскими.

Тонкими, слегка изогнутыми лентами протянулись от полуострова две длинные песчаные косы, отделяя от Балтики две лагуны. На северо-восток, к литовскому побережью, убегает Куршская линия, истинное чудо природы, известное на весь мир своими неповторимыми ландшафтами и самыми высокими в Европе песчаными дюнами. Длина ее 98 км, а ширина колеблется от 350 до 4 тыс. м.

Гораздо меньше известна младшая сестра Куршской косы - Балтийская, устремляющаяся от полуострова на юго-запад. Хоть и похожа она на Куршскую, но все здесь скромнее: длина ее 65 км, ширина - от 300 до 1800 м, да и дюны совсем не высоки. Коса поделена между двумя государствами: северная ее половина принадлежит России, южная - Польше. Наша, северная половина, называется Калининградским заливом, сюда впадает река Приголя, на берегах и островах которой раскинулся самый западный областной центр России. Российская половина косы, называемая Балтийской, хоть и расположена совсем недалеко от географического центра Европы, до сих пор почти что terra incognita. Именно здесь, на польской границе, и располагается крайняя западная точка России. Судьбы польской и российской частей косы совершенно различны. Поляки свою половину - Вислинскую косу - превратили в царство туризма, создав там высококлассный морской курорт. У Балтийской косы это (дай-то бог!) в будущем. До недавнего времени она, находясь в ведении Балтийского флота, была сверхзасекречена. Несколько лет назад военные эту территорию освободили. Здесь оказалась сказочная нетронутая природа. Увы, денег на превращение этого идиллического уголка в место отдыха и туризма нет. И все же в последние годы сюда стали приезжать летом на отдых люди из разных уголков страны. Они селятся в неприспособленных помещениях без удобств, жертвуя комфортом ради умиротворяющего шороха морских волн, чудных песчаных пляжей и целебного воздуха сосновых лесов.

В разные времена в песчаном теле косы возникали и исчезали проливы, соединявшие море с лагуной. Нынешний единственный пролив, связывающий Калининградский залив с Балтийским морем, прорезает косу в северной ее части. На северном берегу пролива, на вытянутом мысу, прилегающем к Калининградскому полуострову, расположен самый западный город России - Балтийск.

Сейчас он - главная база западного Военно-морского флота страны, самые западные морские ворота России. Город, не похожий ни на какой другой. До начала 90-х годов Балтийск был закрыт не только для иностранцев, но и для советских граждан. Статус военно-морской базы ко многому обязывал. Атмосфера секретности пропитывала все вокруг. В 50 км отсюда - областной центр. Кроме шоссейной и железной дорог, Балтийск связан с Калининградом морским каналом, прорытым по дну залива и реки Приголи. Все суда, заходящие из Балтики в калининградский порт, обязательно проходят мимо Балтийска. Потому-то вплоть до последних лет калининградский порт тоже был закрытым. Балтийская коса (крайняя западная точка России) входит в состав Балтийского городского округа.

Прежде город назывался Пиллау. Название это происходит от древнепрусского "пилс", что значит "замок", "укрепление". В средние века на месте нынешнего города стояло несколько деревень, жители которых промышляли рыболовством, торговлей и сбором янтаря. В самом конце XV века волны прорвали косу, а в 1510 году пролив стал судоходным. Это и предопределило дальнейшую судьбу здешних рыбацких деревушек. Для защиты побережья и пролива от вражеских кораблей в XVI веке здесь строится первое оборонительное сооружение.

Во времена Петра I Пиллау еще не имел статуса города, однако это было опрятное и цветущее местечко. Прибывший сюда в 1718 году прусский король Фридрих-Вильгельм I был приятно удивлен жизнерадостным видом Пиллау и даже назвал его "мой маленький Амстердам".

Когда через несколько лет состоятельные горожане выступили с инициативой о придании Пиллау статуса города, король отреагировал на это благосклонно. 18 января 1725 года Пиллау получил городские права, а также печать и герб, изображающий серебряного осетра с короной на голове, плывущего по морским волнам. Жаль, но сейчас эта царская рыба в местных водах уже не встречается.

Во время Семилетней войны, летом 1757 года, русские решили создать здесь военно-морскую базу и построили набережную, названную Русской. Она существует до сих пор. Летом 1807 года Пиллау оккупировали наполеоновские войска. После их изгнания для города наступили счастливые времена. Военные раны постепенно были залечены, город бурно развивался, а в начале нашего века стал морским курортом. Накануне Второй мировой войны он насчитывал более 12 тысяч жителей.

В годы войны старинная крепость в очередной раз была модернизирована. В городе и его окрестностях соорудили большое количество долговременных огневых точек и прочих фортификационных сооружений, которые и сейчас в полуразрушенном состоянии производят сильное впечатление. Когда советские войска в ходе Восточно-Прусской операции к концу января 1945 года заблокировали эту провинцию, отрезав ее от остальной Германии, гавань Пиллау оставалась единственной возможностью для гражданского населения вырваться с осажденной территории.

9 апреля 1945 г. был взят Кенигсберг, столица Восточной Пруссии. Морская крепость Пиллау пала под натиском 11-й гвардейской армии 3-го Белорусского фронта в самом конце войны. К вечеру 26 апреля были подавлены последние очаги сопротивления в самом городе. Однако часть немецкого гарнизона переправилась на Фришер-Нерунг (Балтийскую косу), где сопротивлялась вплоть до 9 мая. Неудивительно, что мало какой город Восточной Пруссии был так сильно разрушен во время войны, как Пиллау.

После войны он стал называться Балтийском. С советских времен он был "закрытым", а военно-морская база жила по законам военного ведомства, находившегося в льготном положении. Здесь не было даже гражданской торговли. Военторг снабжался по своим фондам и лимитам, гораздо более высоким, чем в обычных городах. В то же время среди прочих советских военно-морских баз на Балтике закрытый Балтийск не котировался. Престижными были Рига, Таллин, польское Свиноуйсьце или Штральзунд в ГДР. Условия жизни там были несравненно лучше. Именно в эти города офицеры стремились попасть на службу, там же они хотели выйти в отставку и по возможности осесть. Остаться в Балтийске или Калининграде не желал почти никто. Балтийск был своего рода отстойником Балтфлота СССР. Сам город до начала 90-х годов, подобно иждивенцу, жил за счет флота, на котором висела вся социальная, коммунальная, бытовая и прочие, не свойственные ему функции. Случалось, что отопительный сезон начинался 8 декабря, а заканчивался 3 марта. Вода в дома подавалась по графику - в одни районы по 4-5 часов в сутки, а в других ее не было месяцами. Даже на пятые этажи порой воду таскали из колодца.

Когда восемь лет назад молодой и энергичный Александр Николаевич Кузнецов был избран главой администрации Балтийска, наследство ему досталось тяжелое. К тому же город оказался в более худших стартовых условиях, чем другие города области. У него отобрали гарантии и льготы, которыми он пользовался. Лишившись фондов и лимитов, Балтийск не получил вместо них ничего.

Для развития городу позарез нужен гражданский порт. Как говорит мэр Кузнецов, "нам бы хоть один причал - и жизнь города сразу же продвинулась бы на порядок вперед". И хотя в распоряжении Балтфлота 11 км причалов, делиться с городом он не будет. Эту проблему нужно решать по-другому. Уже получено разрешение правительства на сооружение в восточной части Балтийска нового порта, получившего статус гражданского, под который выделено 60 га земли. Есть пункт пропуска, границы, таможня. Но пока ничего не оборудовано. Построить нормальный гражданский порт в Балтийске пока не на что. А ведь он приносил бы в бюджет города немалые доходы. Задача дня - найти инвесторов и доказать им необходимость строительства порта именно здесь, а в идеале - необходимость строительства еще и паромной переправы в Швецию, а также нефте- и газоперевалки. Один нефтяной терминал уже построен, по нему идут танкеры. В перспективе Балтийск может стать не только городом военных моряков, но и одним из туристических центров на западе России. Несмотря на регламентированный порядок посещения, в прошлом году здесь побывало 5 тысяч иностранных туристов.

В вопросах сосуществования военных и гражданских интересов Балтийску есть с кем обменяться опытом. Есть у него город-побратим со схожей судьбой - шведская Карлскруна, тоже развивавшаяся первоначально как военная база. У обоих городов много общего, но Карлскруна гораздо раньше, еще в 50-е годы, вышла из подчинения военных.

В смысле международных отношений Балтийск, пожалуй, самый важный город в области. Однако есть у него истинная ахиллесова пята - поселок Коса, входящий в состав города и лежащий на противоположном южном берегу пролива. Когда-то, еще при немцах, здесь была военно-морская база. После войны тут размещалась крупная авиационная часть Балтфлота. Рядом с ней возник поселок, жизнь в котором прежде текла вполне сносно - было где работать, все улицы освещались, переправы через пролив на материк действовали регулярно. Но несколько лет назад военные отсюда ушли. В воздухе запахло надеждами превратить Балтийскую косу в туристический рай по примеру соседей-поляков, благо природные факторы здесь исключительные. Некоторые наши деятели киноискусства лелеяли планы о создании здесь российского Голливуда. Но, как это часто бывает, отсутствие денег ставит на всех этих прожектах жирный крест.

Более того, 1200 жителей поселка Коса рискуют оказаться в положении островитян в прямом смысле слова. Еще недавно паромы и катера выполняли по 12 рейсов в сутки - возили людей на работу, детей в школу. Сейчас выделенные на переправу деньги закончились. Ни у Балтфлота, ни у администрации Балтийска на нее нет средств, а областная администрация, в чью компетенцию и входит решение подобного рода проблем, не реагирует. Пока что Балтфлот имеет возможность дважды в сутки бесплатно переправлять туда и обратно паромом бедолаг "косоваров". Но это не решение проблемы. Некоторые "островитяне поневоле" серьезно подумывают о том, чтобы всей Косой выйти из состава России и попроситься в состав Польши или той же Швеции. Все это было бы смешно, когда бы не было так грустно.

Вот так и живет Балтийск - "западный рубеж России". Мэр Балтийска рассказал забавный случай о событиях почти 10-летней давности. Когда наш народ вел беспощадную борьбу с пьянством и алкоголизмом, а водка выдавалась в магазинах строго по талонам, было рассчитано, что за ней явятся 22 тысячи человек, а пришло целых 30 тысяч, то есть все официально зарегистрированное городское население. Причем пришли со всеми положенными документами. Известно, что история повторяется. Разница в том, что сегодня потребление алкоголя никем не ограничено.

Одним словом, Балтийску нужно определяться с будущим. Иначе тут вновь придется вводить талоны на водку. Только по совсем иной причине.

Калининград


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Карнавальный переворот народного тела

Карнавальный переворот народного тела

Юрий Юдин

100 лет тому назад была написана сказка Юрия Олеши «Три толстяка»

0
714
Тулбурел

Тулбурел

Илья Журбинский

Последствия глобального потепления в отдельно взятом дворе

0
702
Необходим синтез профессионализма и лояльности

Необходим синтез профессионализма и лояльности

Сергей Расторгуев

России нужна патриотическая, демократически отобранная элита, готовая к принятию и реализации ответственных решений

0
576
Вожаки и вожди

Вожаки и вожди

Иван Задорожнюк

Пушкин и Лесков, Кропоткин и Дарвин, борьба за выживание или альтруизм и другие мостики между биологией и социологией

0
370

Другие новости