"ВОЙНА" между севером и югом Тюменской области вновь будет определять ход кампании по выборам ее губернатора. Все признаки этого проявились уже сейчас, пусть ни одна из сторон пока не выказала агрессивных намерений в открытую. И все-таки с приближением голосования вопрос "кто кого?" ("обуздает" ли Тюмень автономии или они окончательно утвердят свою самостоятельность), похоже, возобладает. Хотя нынешняя ситуация, когда главу региона будут выбирать сообща жители как тюменского юга, так и севера, могла бы затянувшийся конфликт скорее сгладить.
Основные его участники, впрочем, сумели подготовиться к возможной развязке весьма неодинаково. Еще весной разбилось о заслон, поставленный региональной Думой, стремление действующего губернатора области Рокецкого баллотироваться досрочно (одновременно с кандидатами в президенты страны). Зато одобрение на это получили у своих законодателей руководители автономных округов Филипенко и Неелов, после чего были прямо-таки триумфально переизбраны у себя дома.
И теперь северных соседей Леонида Рокецкого едва ли чем можно отвлечь от грядущей тюменской "баталии". Мало того, любой из них в состоянии вступить с ним в непосредственное соперничество. Последнее тем более вероятно, поскольку командовать областью глава автономии мог бы, не слагая с себя полномочий руководителя округа - законом ограничения на это не предусмотрены. Особенно если опять же заручиться согласием местной Думы.
Такое положение заставляет нынешнего губернатора области задействовать абсолютно все ресурсы, коих, видимо, недостаточно. Показательно уже хотя бы то, как нарочито заостряет внимание публики на назначении Рокецкого в президиум Госсовета его пропагандистская машина. Сама она, кстати, тоже ограничена в возможностях: к примеру, наиболее распространенная в регионе газета "Тюменская правда" перешла под контроль северян. Набирают популярность и "Тюменские известия" - новое издание, чьими учредителями стали одинаково далекие от влияния Леонида Юлиановича законодатели округов и области.
Зато, как рассказывают работники тюменского телевидения, обладминистрация в последние месяцы неустанно проявляет о них заботу. Благодаря этому некоторые местные телекомпании подкрепились технически и, надо полагать, во всеоружии встретят официальное начало избирательной кампании, когда каждому кандидату разрешено будет потратить на собственную агитацию немногим более 12,5 млн. руб.
Контуры ее, как водится, уже просматриваются в поведении одного из главных претендентов, ведь так или иначе действующий губернатор постоянно на виду. Ему сейчас явно нелегко: использовать сегодня как основу призыв к "блудным детям" севера вернуться под крыло Тюмени - все равно что требовать реставрации СССР. Свежих же идей не хватает. Ведь тот же разговор с Александром Солженицыным об обустройстве России - это несостоявшаяся беседа 3-летней давности, когда писатель, оказавшись в Тюмени, был к ней готов, а Леонид Рокецкий - еще нет.
Но сегодня перехватить у всевозможных соперников инициативу ему необходимо как можно скорей. В конце концов исходные позиции выглядят пусть и безрадостно, но очень заманчиво. С одной стороны, на сей раз большинство электората составляют северяне, общий язык с которыми Рокецкому еще придется поискать. С другой - участия их в выборах он добивался 4 года назад; это даст победителю основания хотя бы номинально провозгласить себя губернатором "Большой области". Есть ради чего бороться за первенство.
СОБИРАТЕЛИ ЗЕМЕЛЬ ТЮМЕНСКИХ
К тому же нынешняя победа, как надеются в окружении Рокецкого, сулит ему не просто сохранение власти еще на 4-летие (причем, согласно Конституции, последнее). Ведь если федеративное устройство страны будет меняться, о неотвратимости чего так много говорится в последнее время, старый губернатор может оказаться во главе нового региона. А значит, снимутся и прежние ограничения на пребывание его "у руля".
Более того, как явствует из программного письма, порожденного областным департаментом информации и региональных отношений, местная администрация, похоже, конституционную реформу в стране решила форсировать. План этот, разумеется, не сулит ничего хорошего ни тюменским автономиям (возврат к подчиненному положению), ни их лидерам, которых хотят вынудить уйти в отставку. Но он к тому же пророчит ликвидацию вообще "республик, автономных округов и автономной области в РФ", поскольку будто бы такой задумана будущая "реформа" национальных образований. Если верить письму, именно тюменскому региону отведена роль полигона по обкатке столь грандиозных изменений, а потому устранению здешних автономий придается особое значение для "создания конституционно-правового прецедента".
Все это, кстати, сопровождается ссылками на договоренности с администрацией президента - с указанием конкретных фамилий. Впрочем, понять, где здесь желаемое выдается за действительное весьма непросто, программа местами отдает типичной хлестаковщиной. Оказывается, например, во всей стране сторонников у Леонида Рокецкого хватает с избытком. Его "ресурс складывается из безоговорочной поддержки:
1) администрацией президента;
2) ведущими центральными PR структурами и СМИ; 3) крупнейшими финансово-промышленными группами; 4) наличием сильного лобби в Государственной Думе...". Так что даже и самому президенту России, пожалуй, лучше искать дружбы тюменского губернатора.
Во всяком случае, к такому выводу, видимо, уже пришли какие-то фигуры на высшем уровне. И, судя по все той же программе, решили скинуться на проведение столь важных акций, как "нейтрализация сопротивления окружных элит" и "законодательное обеспечение на федеральном уровне". Поскольку "финансирование проводимых мероприятий согласно достигнутых договоренностей... берут на себя федеральные структуры".
При такой щедрости высоких сфер, обладминистрация, ясное дело, может себе позволить сочетать методы не только кнута, но и пряника. Окружных чиновников, например, планируется вербовать на свою сторону, раздавая "гарантии сохранения за ними должностей в новой структуре управления регионом, а также удовлетворения их материальных интересов". Пора, призывает план, ширить в стане автономий ряды "наших негласных сторонников".
И лишь одно в этом победном списке пока не склеилось. Никак нельзя, говорится в нем, рассчитывать на поддержку областной Думы. Поэтому к декабрю следующего года необходимо выполнить все прочие пункты, дабы суметь провести в законодательный орган региона лояльных обладминистрации депутатов.
Выходит, совладать с собственной Думой тюменскому губернатору не под силу. Зато переиначить Конституцию и административно-территориальное устройство страны куда проще.
ДЕЛА ЩИТОВЫЕ
Замечательно, что при всех ссылках на столь мощный "ресурс" в письме сделан реверанс в сторону руководства Уральского федерального округа, в чью компетенцию областные чиновники мимоходом вторгаются. Однако еще одно обстоятельство они то ли упустили из вида, то ли не желают в нем сознаваться. Никто не может ручаться, что, если укрупнение российских регионов все-таки произойдет, Тюменская область будет воспроизведена по образцу советской поры. Скорее новое образование может появиться на севере, а саму Тюмень, как и весь юг области, гораздо целесообразнее присоединить к кому-то из мощных соседей, например к омичам.
Впрочем, столь отдаленные доводы, естественно, не хочется принимать в расчет, когда вожделенный пирог уже лежит на блюде. К тому же, если по тем или иным соображениям никто из руководителей округов не пойдет на областные выборы, шансы Рокецкого на победу выглядят не так уж плохо. Самым заметным его соперником из тех, кто уже собрался баллотироваться на этот раз, пока остается Сергей Корепанов. В советское время он возглавлял структуру КПСС на Ямале, а затем там же руководил представительством "Газпрома". Позднее Корепанов стал председателем Ямало-Ненецкой окружной Думы, а затем, будучи избран в областную, занял такой же пост и в ней, сохраняя его по сей день.
Однако в целом тюменская оппозиция слишком разрозненна (единого кандидата не нашлось даже у левых), ярких лидеров в ней нет и потому едва ли способна стать для нынешнего губернатора преградой на пути к переизбранию. Другое дело, что последнее слово, возможно, еще все-таки не сказали автономные округа. У тамошних политиков пока есть время для того, чтобы договориться о едином кандидате и сообща обеспечить ему поддержку.
В последнее время в связи с этим все чаще упоминается имя Сергея Собянина - бывшего председателя Ханты-Мансийской окружной Думы, а ныне заместителя постоянного представителя президента в Уральском федеральном округе. Как бывший член Совета Федерации (он даже возглавлял один из его комитетов), Собянин получил хорошую известность на федеральном уровне. Популярность же его у себя в округе (крупнейшем по числу избирателей из всего трио тюменских регионов) и вовсе несомненна. Так что в очном поединке с Леонидом Рокецким он предстал бы весьма достойным противником.
Если это произойдет, действующему губернатору области, чего доброго, уже не пришлось бы подправлять российскую Конституцию и другие федеральные законы. Ведь даже в Тюмени снискать симпатии избирателей ему будет очень нелегко. Недаром в последнее время Рокецкий предпринял немало шумных акций (вроде открытия многострадальной больницы-долгостроя), которые выглядели как плохо прикрытая попытка задобрить "электорат". Тем не менее надежда на областную столицу, похоже, уже растаяла. Еще недавно кое-где на тюменских улицах красовались щиты, объяснявшие горожанам, что дорога здесь приведена в сносный вид от щедрот самого губернатора (он, кстати, регулярно устраивал там торжественные открытия, причем даже не трасс, а их отрезков). Сегодня этих уведомлений не видно, к тому же затянувшийся до межсезонья ремонт уподобил дорожную эпопею потемкинской деревне.
Поэтому куда более надежный резерв Рокецкого - деревни южнотюменские. Причем роль их может сказаться скорее тогда, когда (как и на прошлых выборах) действующий губернатор выйдет во второй тур. Теоретически в этом случае явка северян может снизиться, а более покладистые жители сельского юга вероятнее всего в очередной раз выкажут "дисциплинированность".
Но считать большинство южан безоговорочными сторонниками областного руководителя не приходится. Многие из них сегодня сознают, что именно он частенько идет на обострение конфликта с автономиями, тем самым разрывая в первую очередь экономические связи внутри региона. А это, разумеется, лишь усугубляет неравенство между уровнем жизни на севере и юге области. Неприятие в конце концов породила и ситуация, когда политическое влияние Рокецкого вовсю используется его родственниками для успешного бизнеса. Однако должным образом общее недовольство проявится, по-видимому, только если у губернатора объявится серьезный соперник. А если нет, тюменская междоусобица может и дальше остаться "визитной карточкой" региона.