КАК ИЗВЕСТНО, одна из главных проблем угледобывающих регионов, особенно Кузбасса, - в отсутствии реальных инвестиций, которые необходимы для развития и самих шахт и их инфраструктуры. Вот почему кемеровский губернатор Аман Тулеев, придя к власти в этом шахтерском крае, сразу начал активные действия по поиску реальных инвестиций. Активно к этому процессу подключилось и российское правительство.
И тут стали проявляться интересные и мало кому известные до этого подробности. Одним их крупнейших предприятий угольной промышленности является компания "Кузнецкуголь", по сути, это холдинг, в который входит ряд дочерних компаний. При этом все "дочки" холдинга связаны между собой общей технологией. То есть каждая входящая в холдинг компания выполняет строго определенные технологические функции. И хотя все "дочки" отдельно акционированы, все-таки по своей технологической сути это - единое предприятие.
Особо надо отметить тот факт, что 80,6% акций "Кузнецкугля" принадлежит государству. Следовательно, любые действия с продажей акций компании необходимо производить только с согласия государства. Но эти акции, вернее, пакет акций, принадлежащий государству, на самом деле получаются как бы отделены от самого производства.
Ведь основное производство - это технологическая цепочка, состоящая из "дочек" холдинга. Основной пакет акций холдинга - в руках государства. А пакеты "дочек" - в руках холдинга. А у холдинга свой генеральный директор В.Г. Лаврик. И так получается, что основным пакетом компании "Кузнецкуголь" распоряжается государство, а пакетами входящих в компанию дочерних предприятий - господин генеральный директор. Конечно, возможно это стало при попустительстве со стороны государства. И все же...
Генеральный директор "Кузнецкугля" В.Г. Лаврик собирает 25 января 1999 года совет директоров компании и принимает на нем решение о продаже акций дочерних акционерных обществ "Шахты "Есаульская", "ЦОФ "Кузнецкая", "ЦОФ "Абашевская" и "Кузнецкпогрузтранс". А через день, то есть 27 января 1999 года, две никому неизвестные офшорные фирмы приобретают все эти предприятия за 9 млн. долларов.
При этом, что интересно, продаются, конечно, самые прибыльные предприятия, а убыточные "повисают" на руках государства, которое, собственно, владеет теперь не 80% компании "Кузнецкугля", а всего лишь убытками от нее... Зато офшорные фирмы приобретают за небольшие деньги прекрасно отлаженное производство. Именно небольшие! Потому что по условиям сделки иностранные фирмы платят только треть стоимости (всего 3 млн. долларов). А остальную сумму обязуются погасить в конце 1999 года, то есть через 11 месяцев.
При этом, конечно, прибыль от деятельности этих "дочек" все эти 11 месяцев исправно кладут к себе в карман. Иными словами, вложив 3 млн. долларов, офшорные компании приобрели предприятие за 9 млн., а оставшиеся 6 млн. предполагалось выплатить из той самой прибыли, которая пойдет от деятельности этих самых бывших "дочек" "Кузнецкугля". А ведь эти деньги, останься "дочки" в составе холдинга, должны были поступать на счет государства. И не в виде расчета за покупку, а как собственная прибыль компании.
И тут закономерно возникает вопрос: а что же в этой ситуации делает государство? Как могло получиться, что, являясь владельцем основного, напоминаю, 80-процентного пакета акций ОАО "Угольная компания "Кузнецкуголь", государство "прошляпило" эту вообще-то нехитрую аферу?
Все очень просто. Как установили контролирующие органы, "решения о продаже и использовании полученных средств принимались без участия представителей федеральных органов в совете директоров компании". То есть налицо факт самого обыкновенного мошенничества...
Более того, специальная правительственная комиссия в свое время отказала генеральному директору В.Г. Лаврику в передаче ему в доверительное управление федерального пакета акций компании.
Сейчас, когда Кузбассу подошло время получать второй приватизационный транш из Международного банка развития и реконструкции, все всполошились. Правительство мечет молнии в сторону Минтопэнерго и Мингосимущества России, требует от Генпрокуратуры обеспечить интересы государства, настаивает на отмене незаконной сделки...
МБРР, в свою очередь, готов предоставить столь необходимые угольщикам инвестиции, но при этом задает вполне здравые вопросы: почему из компании "Кузнецкуголь" увели все доходные предприятия, оставив на балансе государства одни убыточные? Разве могут какие-либо инвестиции спасти угольщиков, если убытки покрывает МБРР, а прибыли получают две неизвестные офшорные иностранные компании?
Да и такие уж ли они неизвестные? Скорость, льготность и оперативность сделки определенно показывают, кому было наиболее выгодно обвести государство...
Кемерово