0
983
Газета Регионы России Интернет-версия

04.09.2001 00:00:00

Рядом с музыкой пессимизм не живет

Тэги: консерватория, саратов, музыка


Париж - Эйфелева башня; Лондон - Биг Бэн; Саратов -...". Человеку, хоть немного знающему Саратов, несложно завершить эту загадку: архитектурным символом города давно стало здание консерватории. Сравнение, пусть даже столь условное, с мировыми столицами - конечно, откровенное и дерзкое преувеличение. Но что-то столичное и европейское в Саратове было с давних пор - хотя бы амбиции. И консерватория в истории этих амбиций занимает значительное место. Первая нестоличная консерватория в России - этот ее титул никто и никогда не оспорит. Открывшись в 1912 году, она стала в один ряд с Московской и Петербургской и с тех пор с достоинством этому званию соответствует. Хотя начало было далеко не безоблачным.

В 1883 году в Саратов приехал пианист Станислав Каспарович Экснер - выпускник двух консерваторий, Петербургской и Лейпцигской. В это время в городе уже несколько лет действовали музыкальные классы. Под руководством Экснера они стали успешно развиваться и вскоре приобрели статус музыкального училища, для которого было построено специальное здание. Но планы Станислава Экснера простирались гораздо дальше. По его инициативе Саратовское отделение Императорского русского музыкального общества ходатайствовало об открытии в городе консерватории. В 1910 году в Саратов прибыл по поручению главной дирекции общества Сергей Васильевич Рахманинов, чтобы на месте оценить обоснованность претензий провинциального города. Его вывод был весьма суров: "Впечатление о Саратовском музыкальном училище у меня сложилось не очень благоприятное, и если их ходатайство о консерватории будет уважено, то совесть моя будет не совсем покойна и чиста". К счастью для Саратова, решение было принято вопреки мнению Сергея Рахманинова, и 21 октября 1912 года консерватория была торжественно открыта в здании музыкального училища, которое было к этому времени перестроено архитектором Каллистратовым, превратившим невзрачную кирпичную "коробку" в изящное строение с элементами готического стиля, вплоть до классических химер, сидящих на фасаде. Рахманинов же годом позже, в ноябре 1913-го, уже дал концерт в зале новой консерватории. В том же месяце он выбрал в Петербурге специально для саратовцев рояль "Бехштейн" - вероятно, впечатление об оснащенности провинциальной консерватории оставалось еще не слишком благоприятным. Рахманинов еще несколько раз выступал в Саратове, его концерты ожидались и в 1917 году, но были "отменены" революцией. А консерватория в том году вошла в историю еще и тем, что в ее Большом зале, одном из лучших в городе, было провозглашено установление в Саратове советской власти.

В первые годы своего существования консерватория именовалась Алексеевской, в честь наследника престола. С 1935 года она носит имя Леонида Витальевича Собинова, некоторое время работавшего в Саратове. Совсем недавно на консерваторском здании появилась памятная доска в честь основателя - Станислава Экснера. Если же попытаться отметить подобным образом всех знаменитостей, выступавших здесь, и выдающихся педагогов, здесь работавших, готический фасад скроется под слоем мемориальных досок и табличек. Венявский, Сарасате, Скрябин и Прокофьев, Щедрин и Шнитке, Ойстрах, Нейгауз, Рихтер, Флиер, Гилельс, Ростропович (именно здесь намеревался он дать предпоследний свой концерт перед отъездом из России - этот концерт был запрещен КГБ). Консерватория помнит не только музыкантов: здесь выступали Бальмонт, Маяковский, Бурлюк, Северянин. Консерватория готовит не только музыкантов: в 1986 году Театральное училище имени Слонова превратилось в театральный факультет консерватории.

Она всегда была для Саратова чем-то большим, чем только консерваторией. Ее, знаменитый Радищевский художественный музей и университет можно без преувеличения назвать тремя главными опорами, "тремя источниками и составными частями" культурной и интеллектуальной жизни города. Сейчас в России культура в который уже раз оказалась не в чести - несмотря на уверения в любви и внимании со стороны властей всех уровней. Заработать музыкой и раньше-то было проблематично, теперь - тем более (точнее, менее). Студенты по-молодому подрабатывают пением в церковных хорах, преподаватели музыкальных школ - консерваторские выпускники - меняют профессию, уходят в мелкую коммерцию, "челночат", точно так же, как и выпускники университета. Сама консерватория с трудом находит, а часто и не находит средства даже на самое необходимое: Большой зал несколько лет находился в аварийном состоянии, совсем недавно нашлись все-таки деньги для ремонта балкона с чугунной узорной решеткой, на который любителям музыки становилось уже опасным выходить в перерывах концертов - настил мог того и гляди провалиться. Руководство консерватории понимает, что в нынешние времена надо рассчитывать прежде всего на себя, ищет и находит способы выживания, которые двадцать лет назад показались бы немыслимыми, например, сдать часть помещений коммерческому предприятию. Но каждый год консерватория набирает новых студентов и каждую осень открывается новый концертный сезон и проводятся музыкальные конкурсы российского масштаба. Ректор Анатолий Скрипай уверен, что консерваторию, ее преподавателей и студентов спасает гениальная музыка, с которой они имеют дело: пессимизм рядом с ней жить не может.

Саратов-Москва


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Открытое письмо Анатолия Сульянова Генпрокурору РФ Игорю Краснову

0
1477
Энергетика как искусство

Энергетика как искусство

Василий Матвеев

Участники выставки в Иркутске художественно переосмыслили работу важнейшей отрасли

0
1685
Подмосковье переходит на новые лифты

Подмосковье переходит на новые лифты

Георгий Соловьев

В домах региона устанавливают несколько сотен современных подъемников ежегодно

0
1791
Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Анастасия Башкатова

Геннадий Петров

Президент рассказал о тревогах в связи с инфляцией, достижениях в Сирии и о России как единой семье

0
4108

Другие новости