0
539
Газета Регионы России Интернет-версия

30.04.2002 00:00:00

Кто поможет леснику?


Спросите любого, что является основной статьей доходов российского государства, и каждый, не задумываясь, ответит: "Экспорт природных ресурсов". Разумно предположить, что отрасли, обеспечивающие благосостояние страны, сами находятся в наиболее благополучном положении. Впрочем, тезис "Все разумное - действительно, а все действительное - разумно" явно неприменим к современной российской жизни.

Экономический потенциал лесной отрасли чрезвычайно высок. Расчеты показывают, что без ущерба для состояния лесов можно заготавливать древесины в 4,5 раза больше, чем сейчас. В перспективе экспорт леса мог бы приносить стране доходы, сопоставимые с теми, которые государство получает от продажи нефти. В это трудно поверить, но лесная отрасль - хранилище несметных богатств, буквально задыхается от недостатка средств. Только люди, вовсе не имеющие отношения к лесному хозяйству, могут думать, будто лес растет сам по себе. Сохранение лесных ресурсов требует целого комплекса специальных мероприятий и значительных средств. Увы, финансирование отрасли оставляет желать лучшего. Денег не хватает на самое необходимое - лесовосстановительные работы, предотвращение и тушение пожаров, борьбу с браконьерами, поддержание материально-технической базы. Зарплата работников леса - это вообще отдельная тема. Фактически сейчас отрасль держится на энтузиазме старых кадров. Молодых зарплата в 1500 рублей в месяц отнюдь не прельщает. Именно столько (если не меньше) в среднем зарабатывают люди, своим трудом сберегающие государству его сокровища. Причем трудом не только тяжелым, но и опасным: встречи с дикими зверями и браконьерами (непонятно, что хуже) не сулят леснику ничего хорошего. Надо ли объяснять, что желающих рисковать жизнью за такие деньги, которые к тому же не всегда выплачиваются вовремя, с каждым годом становится все меньше?

Целый лес проблем, выросший в лесном хозяйстве России, - результат того, что длительное время на государственном уровне не уделялось должного внимания отрасли. Виталий Артюхов, возглавив летом прошлого года Министерство природных ресурсов, столкнулся с необходимостью искать пути решения вопросов, которые не решались годами.

Совершенно очевидно, что невозможно кардинально изменить ситуацию силами одного министерства. Необходимо менять всю систему управления отраслью и ее финансирования. Согласно действующим в настоящее время правовым нормам, МПР контролирует только те деньги, которые поступают на нужды отрасли из федерального бюджета. И это единственный источник, из которого средства поступают вовремя. Только доля федерального бюджета в финансировании отрасли составляет менее трети. Основная часть средств должна поступать из бюджетов субъектов Федерации, а также в виде доходов от хозяйственной деятельности лесхозов. К сожалению, хроническое невыполнение своих обязательств со стороны руководителей регионов уже стало традицией. В 2001 году из бюджетов субъектов Федерации было выделено на воспроизводство лесов всего 23% необходимых средств, причем 12 регионов вообще не предусмотрели в своих бюджетах расходов на восстановление леса. В их числе такие лесные области, как Новгородская, Архангельская, Брянская. Более того, иногда, непонятно где, надолго зависают деньги, перечисленные министерством в регионы, то есть из Москвы деньги ушли, а работники леса в регионе их не получили. Такая ситуация встречалась, например, в уже упоминавшейся Новгородской области.

Доходы от хозяйственной деятельности тоже не способны спасти положение. Во-первых, потому, что (согласно действующему законодательству) лесхозы не имеют права самостоятельно распоряжаться заработанными деньгами. Сложилась довольно-таки запутанная схема: свои доходы хозяйства обязаны перечислять в бюджет, откуда после перераспределения деньги должны возвращаться к ним же. В реальности такой порядок оборачивается хронической нехваткой средств. Во-вторых, положение еще более усугубляется тем, что существующая нормативно-правовая база не обеспечивает защиту интересов лесной отрасли. Так, принятая система типовых договоров между теми, кто выращивает лес, и теми, кто его использует, обеспечивает всестороннее преимущество лесопользователей. Они полностью защищены от всевозможных финансовых и иных рисков, которые целиком ложатся на плечи лесопроизводителей. На долю тех, кто выращивает и охраняет лес, остаются, как правило, одни убытки.

Казалось бы, интересы тружеников леса должен защищать профсоюз, но в своем нынешнем виде он вряд ли на это способен. На такой вывод невольно наводят итоги круглого стола с участием представителей МПР и профсоюза, состоявшегося в апреле в Министерстве природных ресурсов. Впрочем, иных результатов дискуссии трудно было ожидать, ведь профсоюз объединяет в себе представителей и лесного хозяйства, и лесопромышленников, а их интересы зачастую диаметрально противоположны. Существенно улучшить положение могла бы обязательная сертификация всего лесного фонда. Такую идею сейчас усиленно продвигает МПР, ведь отсутствие сертификации дает простор для широкомасштабных махинаций как при использовании лесных ресурсов внутри страны, так и при реализации леса на международном рынке. Потери государства достигают астрономических цифр. По данным Министерства природных ресурсов, до половины всего леса, проходящего через одну только российско-финскую границу, вывозится из страны в обход закона! Масштабы нарушений таковы, что проблема легальности происхождения российской древесины вызывает серьезную озабоченность у западных потребителей и общественных организаций. Как заявил руководитель лесных программ Всемирного фонда дикой природы (WWF) Андрей Птичников, этот вопрос станет предметом обсуждения на совещании Европейской комиссии в мае 2002 года и в рамках саммита "большой восьмерки" в Канаде в июне 2002 года. Однако, как и следовало ожидать, у лесопромышленников идея обязательной сертификации лесов не вызывает восторга, а, значит, на свой профсоюз лесники могут не надеяться. Лидеры профсоюза предпочитают обвинять во всех грехах Министерство природных ресурсов. Это намного проще, чем совместными усилиями добиваться внесения необходимых изменений в нормативно-правовую базу.

Фактически МПР остается единственным ведомством, которое реально пытается изменить ситуацию к лучшему. Пока министерству с трудом, но все же удается изыскивать дополнительные ресурсы. Однако очевидно, что методом "латания дыр" возродить отрасль невозможно. Проблемам лесного хозяйства пора уделить самое серьезное внимание на всех уровнях власти. Если, конечно, мы действительно хотим сохранить и приумножить наше богатство - российские леса.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1893
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
4525
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2467
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2821

Другие новости