0
784
Газета Регионы России Интернет-версия

01.07.2002 00:00:00

Конъюнктура закона

Тэги: шойгу, паводок, мчс, наводнение


Волна южного паводка накрыла и российскую столицу - федеральное начальство с головой окунулось в борьбу со стихией. Притом в московских коридорах власти еще не высохли лужи от прошлогоднего наводнения в Ленске.

Госдума окончательно утвердила поправки к Закону "О государственных долговых товарных обязательствах". И теперь те жертвы якутского паводка, кто в свое время обзавелся целевыми чеками с правом покупки автомобиля в 1993-1995 гг. (!), могут надеяться на получение по ним компенсации "в первоочередном порядке".

Чрезвычайники

Независимо от окончательных цифр уже сегодня ясно: масштабы урона на густонаселенном Юге России значительно превзошли якутские. Федеральные чиновники оценивают нанесенный здешним регионам ущерб в 8, а то и почти в 13 млрд. руб. И опять, как и в прошлом году, министр по чрезвычайным ситуациям Шойгу предостерегает местных деятелей от неправильной арифметики. Каждый рубль, обещает он, будет на контроле, а помощь - адресной.

Однако ему самому прекрасно известно: добиться столь тщательного распределения практически невозможно, потому что в этом деликатном деле за год, прошедший со времен ленской эпопеи, почти ничего не изменилось.

Уже по предварительным итогам ясно: даже если бы развитие паводка удалось просчитать заранее, он все равно застал бы соответствующие ведомства и службы врасплох. И подчиненные самого г-на Шойгу из этого ряда отнюдь не исключение.

Характерные факты на сей счет привел на днях на сессии законодателей Ставрополья (наиболее пострадавшего от наводнений) прокурор края г-н Адельханян. В некоторых районах региона никакой помощи настигнутые стихией люди не получали сутки. К тому же местных подразделений по чрезвычайным ситуациям там порой вообще не создано, а действующие, как правило, подготовлены и экипированы отвратительно. В соответствующих госрезервах отчего-то почти никаких запасов на черный день не оказалось.

Столь же "по-государственному" будет обставлена и ликвидация последствий южного наводнения. Особенно оказание помощи его жертвам, оставшимся без жилья. Ведь, например, критерии, по которым можно было бы оценивать степень его разрушения, в стране до сих пор юридически не сформулированы. А значит, решает все, по сути, назначенный распределять чиновник со всей вытекающей из этого "объективностью". Еще по горячим следам ленской эпопеи стало лишний раз ясно, что правовая база для компенсации урона от катастроф и стихийных бедствий в России никудышная. Скажем, жилье, как известно, приватизировать разрешено только один раз, так что смытая водой собственность, получается, утеряна безвозвратно. О правах же "самостройщиков", коих на Юге пострадало немало, говорить вообще не приходится.

Не лучше обстоит и с понятием "имущество", равно как и с трактовкой величины его "утраченности". В Якутии, например, ущерб порой оценивали на глазок: затопило дом полностью - получай 50 тыс. руб. на семью, залило частично - 20 тыс., а если воды по колено - и того меньше. Теперь на Юге, возможно, изобретут что-то свое.

Федеральную исполнительную власть, которая сегодня, как известно, "успешно" "дирижирует" законодательной, такое положение, по-видимому, вполне устраивает. Благо, расплачиваться за оказанную помощь (в том числе и разворованную) придется всей стране и через прямые пожертвования, и через перераспределения налогов.

Бумажный паводок

Юридическая недосказанность в столь важном, казалось бы, деле тем более удивительна на фоне лавины законов, которые обрушили сегодня на страну ее парламентарии. Темп их работы по традиции весной попросту вышел за грань физических возможностей. Причем как на федеральном, так и на региональном уровне.

Скажем, на последних сессиях Законодательных собраний Республики Коми, Оренбургской и Иркутской областей тамошние депутаты умудрялись рассмотреть за день по четыре, а то и шесть десятков вопросов. Законов при этом утверждено было тоже немало.

И все же первую скрипку в правовом обеспечении государства играют их федеральные коллеги, которым в этом теперь способствует свежевыстроенная властная вертикаль. Такую ситуацию неплохо отражает и статистика, фигурировавшая на ушедшей неделе на первом заседании президиума Совета законодателей России. За время работы нынешнего состава Госдумы регионы подали в нее около 2 тыс. проектов законов. Из этого до рассмотрения дошла десятая часть, а принято в итоге не более 50. Правда, в доказательство внимания к предложениям территорий федеральные деятели любят ссылаться на якобы тысячи учтенных поправок, но манипулировать последними, как известно, несложно.

К тому же все это разливанное юридическое море чем дальше, тем все явственнее подчинено не более чем складывающейся политической конъюнктуре. До многих действительно важных для страны и ее граждан законов руки у депутатов так и не доходят. Потому что время и силы отнимают односезонные проекты. Среди таких как не вспомнить закон, регламентирующий количество сроков правления для губернаторов. История с ним далеко не завершена. В проблему оказался втянут еще и Конституционный суд, зато у Кремля есть возможность подержать на коротком поводке региональных строптивцев вроде Рахимова и Росселя.

Тем временем их более лояльные коллеги препоны с третьим подряд сроком руководства преодолевают успешно. На днях уверенно переизбирались такие старожилы власти, как президент Бурятии Леонид Потапов и глава Дагестана Магомедали Магомедов. Последний к тому же воспользовался оговоркой, которая, по сути, персонально для него введена в закон об общих принципах организации госвласти субъектов России.

Упрочил свое положение и самарский губернатор Константин Титов. На минувшей неделе верные ему парламентарии области сняли в уставе региона прежние ограничения, касавшиеся пресловутых сроков. Кстати, именно это стало камнем преткновения для одного из "героев" ленского наводнения - экс-президента Якутии Михаила Николаева. Последнему в итоге пришлось отправиться в почетную ссылку, пополнив ряды федеральных законодателей. Мест там для виновников нынешнего бедствия вполне хватит.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Бои в зоне СВО и на «курском фронте» по-прежнему ожесточенные

Бои в зоне СВО и на «курском фронте» по-прежнему ожесточенные

Денис Писарев

Экс-представитель Трампа по Украине обозначил возможные условия урегулирования конфликта

0
3744
Региональная политика 30 декабря – 2 января в зеркале Telegram

Региональная политика 30 декабря – 2 января в зеркале Telegram

0
2035
Официальные курсы валют до 9 января 2025 года

Официальные курсы валют до 9 января 2025 года

0
5046
Андрей Быстрицкий. Правила счисления. Навстречу 2025 году

Андрей Быстрицкий. Правила счисления. Навстречу 2025 году

Андрей Быстрицкий

0
6478

Другие новости