0
940
Газета Регионы России Интернет-версия

21.02.2003 00:00:00

От реформы должно стать лучше, а не хуже

Тэги: тулеев, реформа, жкх


-Аман Гумирович, в нынешнем отопительном сезоне в Кузбассе не произошло ни одной аварии. Может быть, причина стабильной работы жилищно-коммунального комплекса заключается в том, что Кемеровская область относится к угольным регионам?

- Дело не в угольном регионе. Сейчас ни одна область не испытывает дефицита угля. По сходной цене его вам доставят в любую точку России в кратчайшее время. Но уголь лежит на складах, а котельные пусты, потому что у местных бюджетов нет денег на топливо. Причем часто не от бедности, а от обычной безалаберности. Уголь закупают в последний момент, вместо того чтобы заготавливать его летом, когда он в два раза дешевле.

В Кузбассе такого просто не бывает! Уже с весны начинает работать штаб, куда стекается вся информация о подготовке котельных, теплотрасс к зиме, о закупке угля и других подобных мероприятиях. В нашем регионе действует горячая линия, и население в случае необходимости ею активно пользуется.

Однако и у нас случаются аварии - ведь на балансе около полутора тысяч котельных. Один пример: только за декабрь прошедшего года по горячей линии от населения поступило 130 жалоб. И по абсолютному большинству были приняты своевременные решения.

Как реформировать ЖКХ?

Как гражданин, потребляющий услуги ЖКХ, я уверен, что должен действовать принцип "одного окна": кому я плачу за коммунальные услуги, с того я и должен спрашивать.

А вот гарантировать соблюдение моих интересов должна "вертикаль" власти, то есть соответствующие органы на всех уровнях. Причем прежде всего местном и региональном... А вот федеральный уровень - это прежде всего не спрос за уже случившиеся безобразия, а своевременный контроль и помощь. Это по линии исполнительной власти. А от представительной требуются соответствующие законодательные решения.

И еще одно. У нас успешно функционирует система служб реагирования на экстремальные ситуации - в лице МЧС, других федеральных ведомств. На мой взгляд, должна быть создана не менее эффективная система предупреждения таких ситуаций. Причем с самыми широкими полномочиями.

Одним из ключевых звеньев такой системы считаю использование опыта нашей горячей линии. Не хочет реагировать местный орган власти на сложившуюся ситуацию - вмешается региональный. Мало - и федеральный подключится. Общими усилиями выправят положение. Но к ответу нерадивый чиновник, по чьей вине пострадали или едва не пострадали люди, призван будет обязательно! Будь он хоть управдом, хоть мэр!

Опыта соответствующего у нас, в России, уже достаточно.

Вспомните, какая неразбериха царила с выплатами зарплат бюджетникам в середине 90-х годов. Никто не мог найти деньги, которые тем временем крутились в банках. Так продолжалось, пока правительство не создало казначейство и не обязало региональные бюджеты выделять до 40% бюджетных доходов на зарплаты работникам бюджетной сферы. Вот такая же централизация должна произойти и в вопросе энерго- и теплоснабжения. Потому что для нашей страны, с ее климатом, это действительно вопрос выживания.

- Кстати, управдом - давно забытое понятие. Многие жильцы отключенных от тепла домов вспоминают о нем с ностальгией. Наверное, реформу ЖКХ надо начинать с возрождения этой профессии.

- Реформа ЖКХ изначально предполагала, что коммунальные службы превратятся из административных структур в рыночные. В 80-х годах это пытались сделать через хозрасчет. Сейчас некоторые считают, что лучшего качества услуг можно будет добиться, увеличив их стоимость.

Глубоко убежден: не с этого надо начинать. А с создания механизмов реальной рыночной конкуренции. Когда у потребителя услуг ЖКХ будет выбор - кого нанимать и с кого требовать отчета за потраченные деньги. Наш же собственный опыт - прокопьевский - это доказал со всей очевидностью!

Другой вопрос: установление приборов учета воды, газа и тепла.

При конкурентном подходе все быстро встанет на свои места. Ведь на самом деле счетчики выгодны прежде всего населению. Уменьшение потребления ресурсов ЖКХ вынудит соответствующие службы заниматься сбережением этих ресурсов, а не списывать свою халатность за счет залезания в карман к гражданам. Мне недавно одну цифру назвали. Оказывается, московская система водоснабжения создавалась в расчете на утечки масштабами до одной трети. Так никаких денег не напасешься - ни народных, ни бюджетных! Вот где неисчерпаемый резерв. И именно сюда в первую очередь необходимо направить большинство реформаторских усилий.

- Можно ли что-то сделать до того, как техногенная катастрофа охватит все коммунальные трассы?

- Можно сколько угодно повышать тарифы и откладывать средства на замену труб, а население тем временем будет сидеть без воды, но со впечатляющими цифрами в жировках за коммунальные услуги. Ясно, что нужно изыскать крупные средства и сразу провести "залповую" замену труб. Только это даст необходимый эффект. Как этого добиться? На мой взгляд, можно воспользоваться опытом, который с этого года станет нарабатываться в сфере решения такой актуальной для Кузбасса проблемы, как расселение ветхого жилья. Когда работа эта проводится совместными усилиями Центра и регионов.

Другой путь - выделение кредитов через конкретные государственные программы. Существует также возможность привлечения инвестиций, выделяемых частными банками - под соответствующие государственные гарантии.

- Хорошо, деньги пришли. Где гарантия, что их не направят на какие-то другие, более "срочные" нужды местной администрации?

- Выделение любых федеральных средств должно предполагать жесткий контроль за их целевым использованием. Мы об этом уже говорили. Инструментов множество: федеральное казначейство, Счетная палата и пр. Но выявление любых злоупотреблений должно сопровождаться ответственностью в соответствии с принципом неотвратимости наказания. Мне лично было бы интересно узнать, сколько уголовных дел заведено по фактам нарушений в системе ЖКХ за 2002 год по России в целом. В Кузбассе мы такой статистикой обладаем. Заведено 7 дел. Виновные понесли ответственность.

В принципе в такой стране, как Россия, власть обязана действовать решительно, осуществлять жесткий спрос. Так лучше для простого человека.

- Правда ли, что вы выступали с предложением перевести все котельные России на уголь?

- Не надо упрощать реально существующую проблему. У страны имеется сложившийся топливно-энергетический баланс, в котором каждый вид топлива имеет свою долю. Сегодня в силу объективных причин, о которых я уже неоднократно говорил, в том числе и на заседании президиума Госсовета в Междуреченске, в ТЭБе наблюдается определенный перекос в сторону газа. В идеале, если бы все субъекты имели региональные балансы котельно-печного топлива, это помогло бы не только предотвратить возникновение дефицита, подобно случившемуся два года назад в Приморье. Можно также было бы минимизировать затраты потребителей и бюджетов на покупку топлива через специальную систему регулирования цен и железнодорожных тарифов. И об этом говорилось на Госсовете.

В наших же условиях речь можно вести только о постепенном, поэтапном выправлении "газовой" и других диспропорций. С учетом сложившейся структуры хозяйственно-экономических связей. С учетом технологических особенностей энерго- и теплопроизводства. Есть, например, котельные, которые изначально проектировались под использование газа. Их что, тоже на уголь переводить? Конечно, нет.

Еще один ресурс - осуществляемое во всем мире вытеснение мазута, который как вид котельно-печного топлива в ближайшие годы вообще исчезнет. Так вот, нашими экспертами подсчитано, что только при замещении мазута углем годовое потребление твердого топлива возрастает на 18 миллионов тонн. Это по России в целом. С учетом той роли, которую играет наш регион на угольном рынке, львиная доля придется именно на Кузбасс. Какие здесь нужны комментарии? И так все, как говорится, ясно. Словом, махать шашкой здесь ни к чему. Узлы в ТЭКе придется не рубить, а распутывать.

Что касается текущего момента, то серьезного улучшения положения дел в угольной отрасли можно добиться оптимизацией железнодорожных перевозок.

- Идеальный результат реформы ЖКХ - каков он?

- Каждый населенный пункт - как благоустроенный европейский город. Налажена рыночная модель управления отраслью, проводятся конкурсы, идет конкуренция между частными фирмами, используются передовые, экологически чистые технологии. Я оптимист и надеюсь, что мы этого добьемся не через сто лет, а гораздо раньше.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Константин Ремчуков. Си заявил, что Китай и США должны быть партнерами, а не соперниками, должны помогать друг другу

Константин Ремчуков. Си заявил, что Китай и США должны быть партнерами, а не соперниками, должны помогать друг другу

Константин Ремчуков

Мониторинг ситуации в Китайской Народной Республике по состоянию на 01.05.24

0
358
Эн+ успешно прошла отопительный сезон

Эн+ успешно прошла отопительный сезон

Ярослав Вилков

0
2900
Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
4092
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
5930

Другие новости