0
13150
Газета Регионы России Интернет-версия

08.10.2004 00:00:00

Вторичное загрязнение питерского «Водоканала»

Тэги: петербург, водоканал, загрязнение, вода


Существующая городская система водоснабжения и канализации в Петербурге вызывает в последнее время серьезную озабоченность. Объективной реальностью Cеверной столицы является повышенное содержание железа в городском водопроводе. Это так называемое вторичное загрязнение из-за изношенных водопроводных сетей. Медики утверждают, что наш организм это железо не усваивает и, накапливаясь, оно разрушает печень, иммунную систему, увеличивает риск инфарктов. Претензии стоит предъявлять службам, отвечающим за качество воды и трубопроводных сетей. Но даже главный человек, который отвечает в Петербурге за водопроводную воду, – глава ГУП «Водоканал Санкт-Петербург» Феликс Кармазинов – неоднократно заявлял, что невскую воду пить можно, но... предварительно вскипятив. Скорее всего он слукавил.

Позиция питерского «Водоканала» и его гендиректора Феликса Кармазинова, как писал «Деловой Петербург» (13.04.04), незатейлива: больше гигантских очистных сооружений в Петербурге – и тогда из кранов потечет кристально чистая вода. Такая гигантомания – обычный советский подход. Главное, освоить средства, бюджетные или заемные, а потом хоть потоп. На самом деле вода, подвергшаяся очистке, пройдя через хитросплетения городского водопровода, перестает быть полезной жидкостью.

В Петербурге из более 6,6 тыс. км водопроводных труб примерно 700 км требуют немедленной замены, хотя ежегодно, как сообщает тот же номер «Делового Петербурга», в лучшем случае меняется всего лишь 10–14 км коммуникаций. Изношенность водопроводных сетей города составляет примерно 80%. Около 30% трубопроводов, особенно в центральной части города, были проложены еще в прошлом веке.

Что же предпринимает «Водоканал» по преодолению этой катастрофической ситуации? В начале мая 2004 года правительство Петербурга приняло новую «Программу развития водоснабжения и водоотведения Санкт-Петербурга», рассчитанную до 2011 года. «Этот документ учитывает все мероприятия по двум направлениям – питьевое водоснабжение и водоотведение. Его конечная цель – вода европейского качества в каждой петербургской квартире и сброс очищенных сточных вод по европейским стандартам и нормам», – утверждает генеральный директор ФГУП «Водоканал Санкт-Петербург» Феликс Кармазинов. Для выполнения программы необходимо 45 млрд. рублей. В основном бюджетные деньги пойдут опять на очистные сооружения, а водопроводы вновь остались на последнем месте. Любопытно, что в самом «Водоканале» все прекрасно понимают, но почему-то ничего не делают. Вот несколько высказываний Феликса Кармазинова по этому поводу питерской прессе: «Самые старые трубы в Петербурге – позапрошлого века. А проложенных до 1910 года аж более 200 километров. Самые плохие положили после войны – качество стали очень плохое. Не исключено, что наступит день, когда эти трубы разом рассыплются в пыль? Ремонтируем мало. Сейчас – 10–14 километров в год. С нами 3 года работали эксперты ЕБРР. Они нам рекомендовали ремонтировать 100 километров труб в год. Вообще рекомендовать очень легко. 100 километров в год – непомерные деньги. Непонятно, для какой цели давать такой совет? В итоге мы гарантируем, что только на водозаборах качество воды соответствует российским стандартам». Складывается впечатление, что у питерского «Водоканала» просто нет средств, чтобы ремонтировать изношенные водопроводы. Но это далеко не так. Несмотря на все проблемы и дебиторскую задолженность, как сообщала газета «Версия», эта естественная городская монополия остается прибыльной. К тому же год от года ГУП «Водоканал», используя свое монопольное положение, повышает тарифы. Так, в 2003 году повышение тарифов на водоснабжение питерского населения происходило 3 раза. Но даже без повышения тарифов в 2003 году гидрокомпания получила прибыль 932,1 млн. рублей, а ее рентабельность составила 14,8%. Куда же деваются все эти огромные средства? При детальном анализе деятельности питерского «Водоканала» становится ясно, что компания зачастую пытается освоить свои и бюджетные деньги любыми способами, но все они далеки от прямых функциональных обязанностей данного предприятия. Судя по всему, руководство «Водоканала» готово осуществлять самые безумные проекты и программы, лишь бы только они не были никоим образом связаны с водопроводными сетями. Удивительно, но факт, «Водоканалу» настолько неинтересны водопроводы и канализация, что на предприятии даже не знают, где и как они точно проложены. Фактическое нахождение 40% сетей не совпадает с документальным.

Зато весной этого года «Водоканал», как пишут «Санкт-Петербургские ведомости» (19.02.04), пролоббировал постановление питерского правительства «Об адресном перечне мероприятий по развитию сети общественных туалетов в Петербурге на 2004–2007 годы». Не странно ли, отвести четыре года на создание 416 общественных туалетов, из которых 237 уже существуют?! А запланировано потратить на этот дурно попахивающий проект ни много ни мало – 1,1 млрд. рублей. При этом в том же клозетном постановлении имеется пункт о том, что предприятия общественного питания, которых пруд пруди, особенно в центре города, независимо от формы собственности, не имеют права отказать человеку с улицы в посещении туалета. Такова, кстати, европейская практика. К чему же тогда тратить деньги на бесплатные общественные туалеты?

Интересно получается: сперва культурная столица руками своих чиновников продала общественные ватерклозеты частникам под кафе, магазины и бары («идеологически» обосновывая эти продажи тем, что WC убыточны), а теперь городу для сохранения европейского лица требуется кругленькая сумма из казны, чтобы возвести другие муниципальные туалеты. При этом, как отмечала газета «Санкт-Петербургские ведомости», горожан заранее предупредили в «Водоканале»: построенные сортиры опять будут убыточны... Так что не исключено, что с годами и все новые заведения будут опять проданы. Как только повеет зимними холодами, «Водоканал» вновь начнет поднимать вопрос о городской программе создания сети снегоплавильных шахт. Сейчас в Петербурге снег утилизируется «по старинке» – просто ссыпается в кучи и тает естественным способом без всяких бюджетных затрат. «Водоканал» с упорством, достойным лучшего применения, настаивает на том, что городу все же нужна сеть специальных «топилок» стоимостью 10 млн. евро (!), ссылаясь почему-то на опыт Москвы, где имеется 27 таких снегоплавильных камер. При этом, правда, умалчивается, что в них перерабатывается всего-то 1,6% московского снега, остальная снежная масса тает в несанкционированных местах. Зачем же тогда в Петербурге тратить 10 млн. евро, непонятно. По словам генерального директора Феликса Кармазинова, главные враги «Водоканала» – это ржавчина и хлор. «Нам известны все адреса в Петербурге, где идет ржавая вода. Это связано с тем, что в середине 70-х годов проводили трубы плохого качества – без внутренней изоляции», – говорит Феликс Владимирович («Невское время, 22.04.04). Но сколько необходимо времени, чтобы полностью избавиться от ржавчины, в «Водоканале не уточняют и призывают на помощь... ультрафиолет. «Водоканал» потратил 70 млн. рублей на закупку УФО-очистителя только для главной водопроводной станции и на этом останавливаться не собирается. Сегодня в Северной столице обработке ультрафиолетом подвергается порядка 300 тонн из общего объема суточной подачи воды в 2200 тонн. Таких объемов ультрафиолетовой обработки, якобы убивающей вирусы в водопроводной воде, не знает и Европа, хвастаются в «Водоканале». А может, просто не хочет знать, поскольку там своевременно ремонтируют водопроводы и ультрафиолет просто без надобности?

Несмотря на все это, господин Кармазинов в этом году чуть не стал почетным гражданином Санкт-Петербурга – не хватило депутатских голосов. Противники избрания, как подмечает «Вечерний Петербург» (30.06.04), ехидно заметили: «Выберешь Кармазинова почетным гражданином, а избиратели скажут, что депутаты поддерживают регулярное повышение тарифов за ржавую воду». А если кому и стоит поставить памятник главе питерского «Водоканала», то это производителям бутилированной воды и фильтров для ее очистки. Розничные продажи питьевой воды в Санкт-Петербурге за последние четыре года выросли в 2,2 раза (!).

Впрочем, ржавая вода из питерских кранов – это полбеды. Ежегодно в Петербурге происходит около 2000 аварий на водопроводных сетях. А что будет дальше, если не восстанавливать хотя бы 50 километров водопроводов и 40 км канализации в год? Петербург может стать попросту опасным для проживания. По причине провалов улиц и дорог или рушащихся подмытых зданий.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Открытое письмо Анатолия Сульянова Генпрокурору РФ Игорю Краснову

0
1445
Энергетика как искусство

Энергетика как искусство

Василий Матвеев

Участники выставки в Иркутске художественно переосмыслили работу важнейшей отрасли

0
1648
Подмосковье переходит на новые лифты

Подмосковье переходит на новые лифты

Георгий Соловьев

В домах региона устанавливают несколько сотен современных подъемников ежегодно

0
1758
Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Анастасия Башкатова

Геннадий Петров

Президент рассказал о тревогах в связи с инфляцией, достижениях в Сирии и о России как единой семье

0
4064

Другие новости