0
815
Газета Регионы России Интернет-версия

25.11.2004 00:00:00

Задачу, поставленную Центром, решают в регионах

Тэги: бизнес, соцсфера


«Вопрос о социальной ответственности бизнеса будет рассмотрен на самом высоком уровне. В условиях постоянного снижения налогового бремени государство вправе рассчитывать на встречную социальную активность делового сообщества». На это заявление президента, сделанное в марте нынешнего года на расширенном заседании правления ТПП РФ, и общество и бизнес-элита отреагировали почти мгновенно. Народ выразил горячую поддержку и еще более укрепил без того невиданный рейтинг Владимира Путина. Бизнес, по крайней мере большая его часть, увеличил расходы на благотворительность и спонсорство. Но главная задача, которую преследовал президент, предлагая бизнесу «делиться», а именно – снизить социальную напряженность, так пока и не выполнена. Один из выводов, который был сделан составителями доклада «О результатах исследования социальных ожиданий населения России», презентация которого состоялась в Москве на прошлой неделе, состоит в том, что бизнес и общество по-разному понимают социальную ответственность. Исследования проводили специалисты ИКСИ РАН по заказу Национального инвестиционного центра. Были опрошены 1750 человек в 11 территориально-экономических районах страны, в качестве экспертов выступили 60 представителей предпринимательских кругов. Так вот, в ходе опроса почти 80 процентов респондентов заявили, что «высокие доходы, хоть и являются результатом усилий отдельных людей, но они все равно должны делиться этими доходами с другими людьми и обществом в целом». А больше половины опрошенных считают, что «социальные обязательства должны нести все частные компании и предприниматели, независимо от уровня доходов». Справедливости ради отметим, что эксперты-предприниматели, участвовавшие в опросе, в основном не против быть социально ответственными, но у бизнес-сообщества сложилось не совсем адекватное представление о том, чего российские граждане от него ожидают.

Как показывают данные исследования, население в основном голосует за широкое участие бизнеса в социальных и инфраструктурных программах, а сами предприниматели склонны полагать, что российское общество трактует социальную ответственность бизнеса в духе совершенствования внутрикорпоративных отношений и меценатства в отношении отдельных талантливых представителей творческих профессий. Очевидно, что консервация привычных для бизнеса форм участия в социальной сфере, даже при дальнейшем увеличении затрат, отношение общества к бизнесу никак не изменит. То есть оно как было, так и останется негативным. А значит, рассчитывать на общественную и политическую стабильность в долгосрочной перспективе вряд ли возможно.

При этом две трети россиян (62,9%) признают за государством право в случае необходимости привлекать бизнес к решению социальных проблем общества или регионов. По сути, граждане одобряют изъятие у крупного бизнеса дополнительных средств, не предусмотренных налоговым законодательством. Вопрос в том, как государство распорядится этим одобрением, использует его в качестве полицейской дубинки или строительного инструмента? Найдет новые, соответствующие современным реалиям и учитывающие мнение населения формы участия бизнеса в социальных программах или выступит в привычной роли слона в посудной лавке?

Повод для сдержанного оптимизма дают усилия, предпринимаемые в этом направлении властями некоторых российских регионов. Так, в частности, с новыми социальными инициативами выступил тверской губернатор Дмитрий Зеленин. Администрация Тверской области, кстати, уже реализует ряд весьма успешных и результативных социальных проектов. Теперь губернатор поставил задачу свести их в долгосрочную программу, максимально используя потенциал бизнеса и общественных организаций. Важно, что основные направления будущей социальной программы определяются с учетом мнения населения. «Анализ оценки населением области социальной нуждаемости различных целевых групп показал, что в первые строки этого списка попадают люди, беспомощность которых определяется прежде всего одиночеством – отсутствием семьи, близких, общения (сироты, одинокие пенсионеры, дети-инвалиды). При этом помощь, направленная этим группам, не должна «унижать», подчеркивать незащищенность, обособленность, а, наоборот, вовлекать в общественную жизнь» – к таким выводам пришли специалисты, проводившие по заказу областной администрации социологическое исследование в Тверской области летом нынешнего года. И уже известно, что одним из ключевых направлений тверской программы как раз и станет борьба с так называемым социальным одиночеством.

Огромное значение имеет и тот факт, что к системному решению социальных проблем привлекаются бизнес и общественные организации. С этой целью в начале декабря будет созван социальный форум Тверской области. Областная власть рассчитывает аккумулировать предложения всех заинтересованных сторон и, в свою очередь, готова провести общественную экспертизу собственных проектов. Насколько эти планы воплотятся в жизнь, судить пока рано. Но в любом случае «тверской подход» к социальной проблематике представляется весьма интересным. Кстати, по данным опроса, проведенного в прошлом году ассоциацией менеджеров, большинство опрошенных руководителей отечественных предприятий высказались за то, что «государство и бизнес совместно определяют приоритеты социальной политики». Готовность к партнерству есть. А дорогу осилит идущий.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Курс рубля вернулся в март 2022 года

Курс рубля вернулся в март 2022 года

Анастасия Башкатова

Попытки воздействовать на нацвалюту ключевой ставкой могут ни к чему не привести

0
789
"Орешник" вынуждает США корректировать стратегию ядерного сдерживания

"Орешник" вынуждает США корректировать стратегию ядерного сдерживания

Владимир Мухин

Киев и НАТО готовятся к новому витку эскалации конфликта с Россией

0
825
США и Япония планируют развернуть силы для защиты Тайваня

США и Япония планируют развернуть силы для защиты Тайваня

  

0
363
Конституционный суд почувствовал разницу между законом и реальностью

Конституционный суд почувствовал разницу между законом и реальностью

Екатерина Трифонова

Отказать в возбуждении уголовного дела много раз по одному поводу теоретически нельзя

0
519

Другие новости