Иркутская область – один из немногих российских регионов, в котором тесно переплелись интересы различных российских финансово-промышленных групп, готовящихся к освоению сырьевых богатств территории. Наиболее значимые региональные проекты федерального масштаба – продажа прав на разработку крупнейшего месторождения золота в России «Сухой Лог», которая постоянно переносится, но неизбежно произойдет в ближайшие годы, и проект по освоению гигантского Ковыктинского газоконденсатного месторождения.
Проект «Сухого Лога» тесно связывается в бизнес-сообществе с интересами группы «Интеррос», которая активно развивает золотой бизнес и стремится превратить его в настоящую «золотую жилу», свежую кровь для своего основного бизнеса. В скором времени, ориентировочно в первом квартале 2006 г., компания «Полюс», аккумулирующая золотые активы «Норильского никеля», превратится в отдельную компанию, и инвестиционное сообщество пророчествует ей судьбу «голубой фишки». «Норильский никель» уже вложил в золотой бизнес порядка 300 млн. долл., а последний купленный крупный актив – «Лензолото» обладает необходимой инфраструктурой для освоения «Сухого Лога», поэтому бороться за него «Норильский никель» будет до конца, и, конечно, без поддержки региональных властей ему не обойтись. Разведанные запасы «Сухого Лога» составляют 1029 тонн золота. По довольно грубым прикидкам, выручка от продажи золота с этого месторождения может составить 500 млн. долл. к 2010 году, а рентабельность золотого бизнеса оценивается на уровне 30%.
Кроме того, «Интеррос» является участником проекта по освоению Ковыктинского месторождения, хотя и не самым активным, в нефтегазовом бизнесе империя Владимира Потанина решила вести себя достаточно скромно, чего не скажешь о нефтяных компаниях, прежде всего ТНК-BP, рассчитывающих на появление в России свободного рынка газа и вдохновленных успехом недавнего публичного размещения акций НОВАТЭКа. ТНК-BP владеет 62,89% акций ОАО «РУСИА-Петролеум», которому принадлежит лицензия на разработку Ковыктинского газоконденсатного месторождения, и компания агрессивно стремится монетизировать его гигантские запасы, разработав агрессивную «газовую стратегию». Но этот гигантский проект, стоимость которого оценивается в 18 млрд. долл., довольно труден в реализации: во-первых, месторождение отличается глубоким залеганием пластов и потенциально низкими дебитами; во-вторых, экспорт ограничен так называемым «трубопроводным риском», то есть доступом к трубе; в-третьих, Китай, потенциально главный потребитель ковыктинского газа, может не востребовать большие объемы в ближайшие годы, так как северные регионы страны, в которые будут поставляться основные объемы голубого топлива, пока недостаточно развиты. Конечно, можно перепродать проект «Газпрому», но это грозит газовой компании потенциальным конфликтом интересов по продаже газа с сахалинских месторождений, интерес к которым недавно обозначил газовый монополист. Но полностью сбрасывать со счета интересы «Газпрома» в регионе было бы неправильно. Тем более что альтернативой экспорту в случае Ковыктинского месторождения может стать продажа газа на внутреннем рынке; рентабельность такого бизнеса будет неуклонно расти по мере повышения тарифов на газ в России, которое постоянно происходит с темпами, превышающими инфляцию.
Так как Ковыктинское газоконденсатное месторождение – крупнейшее в Восточной Сибири с извлекаемыми запасами газа около 2,3 трлн. куб. м, его освоение может стать важнейшей составной частью мероприятий по разработке сырьевых богатств Восточной Сибири, которые могут стать настоящим Клондайком для российских нефтегазовых компаний, а для «Газпрома» сэкономить деньги для финансирования добычи в трудных арктических месторождениях, с огромными затратами на разведку и извлечение запасов.
Таким образом, исходя из проектного принципа, ФПГ, способствующая выдвижению на высшую должность в региональной администрации, получает в качестве своего союзника структуру, способную принимать реальные решения, влияющие на финансовую привлекательность проекта. В частности, региональная администрация определяет (участвует в разработке) условий продажи лицензии на месторождение (актуально в случае «Сухого Лога»), определяет конфигурацию инфраструктурных проектов, необходимых для освоения новых территорий, а также направления экспортных продуктопроводов, решает вопросы земле- и водопользования, предоставляет налоговые льготы (например, согласно ч. II НК, ставка налога на прибыль в части, зачисляемой в бюджет субъекта Федерации, для отдельных категорий налогоплательщиков может быть снижена на 4%).
Кроме того, иркутская региональная администрация входит в число акционеров ОАО «РУСИА-Петролеум» с долей 11% и может оказывать влияние на решение стратегических вопросов, связанных с этим проектом. Немаловажен и фактор лоббизма интересов на федеральном уровне. Так что вопрос, кто станет новым иркутским губернатором – предмет кровного интереса общероссийских ФПГ как политического, так и прагматического характера. И развязка несет в себе немало интриг.