На прошлой неделе в Генеральную прокуратуру поступило обращение зампреда комитета Госдумы по кредитным организациям и финансовым рынкам Николая Сапожникова, в котором он обращает внимание руководителей главного правоохранительного ведомства страны на ситуацию, которая сложилась в одном из крупнейших банков страны – Альфа-банке.
– Николай Иванович, на чем основывается ваша озабоченность ситуацией в Альфа-банке?
– В конце августа сразу в двух отделениях этого банка – новосибирском и приморском – разразился скандал, касающийся исчезновения крупных денежных сумм.
Я также еще весной получал обращение ко мне председателя общества пострадавших вкладчиков Альфа-банка Игоря Негрустуева с материалами международного рейтингового агентства Standard&Poor s. В них, в частности, отмечались различные риски и негативные явления в деятельности Альфа-банка. При этом в отчете о работе этого учреждения, подготовленном самими банкирами, говорилось исключительно об успехах. Эта разница в оценках текущего состояния дел в Альфа-банке действительно настораживала.
– В департаменте банковского регулирования и надзора ЦБ РФ разделили эти тревоги?
– В ответе, который пришел за подписью директора этого департамента А. Симановского, говорится, что имеющиеся в ЦБ РФ данные о деятельности Альфа-банка не дают еще оснований для осуществления специальных надзорных процедур. Иными словами, чиновники заверили и меня, что неприятные сюрпризы исключены, а жизнь показала обратное.
Для меня была неприятным известием история с новосибирским пенсионером Бородкиным. Этот случай широко освещался в СМИ. Речь, если не ошибаюсь, шла о 20 миллионах рублей, которые ни о чем не подозревавший гражданин обнаружил при получении выписки об остатке своего скромного счета. Менеджеры Альфа-банка признали этот факт, но объяснили его неким досадным техническим сбоем. Но где доказательства, что это – не системное явление, что проколы программного обеспечения не ударят по вкладчикам?
– А что случилось во Владивостоке?
– Новосибирский казус Альфа-банка усугубился криминальной историей с хищением более 2 миллиардов рублей из приморского филиала, которое раскрыла прокуратура. Как сказано на официальном сайте надзорного органа, воровали сами же банковские клерки. Полагаю, что два подряд тревожных звонка в отношении одного банка – это серьезный сигнал тревоги.