0
685
Газета Регионы России Интернет-версия

14.05.2009 00:00:00

Заполярье ищет лоббиста


Андрей Гурьев заседает в Совете Федерации уже восемь лет.
Фото ИТАР-ТАСС

В Совете Федерации готовится одна из самых интересных политических замен. С приходом к власти нового губернатора Мурманской области Дмитрия Дмитриенко верхнюю палату российского парламента должен покинуть один из самых заметных представителей бизнес-элиты – владелец холдинга «ФосАгро» Андрей Гурьев, чье личное состояние, по данным русской версии журнала Forbes, оценивается в 650 млн. долл. Эта отставка, если она все-таки состоится, может привести к значительным переменам не только в Мурманской области, но и в самом Совете Федерации, а также в отношениях бизнеса и власти.

Российский сенат за последние годы оброс множеством метафор, которые характеризуют в основном персональный состав этого законодательного органа. Совет Федерации в прессе называют то «клубом миллиардеров», то «кладбищем слонов», то «карикатурным органом», прозрачно намекая на значительность представленных в нем фигур и в то же время крайне слабое влияние на политические и экономические процессы в стране.

С первым выводом трудно не согласиться. Кроме упомянутого Андрея Гурьева, занимающего в «русском» списке Forbes 54-е место, в сенате за последние 10 лет была представлена по меньшей мере треть этого же списка. Сегодня в «олигархическую фракцию» Совета Федерации входят, к примеру, Сулейман Керимов (13-е место в top-100, представляет Республику Дагестан), Глеб Фетисов (46-е место, Воронежская область), Сергей Пугачев (78-е место, Республика Тыва), Ралиф Сафин (86-е место, Республика Алтай) и другие. Помимо олигархов в сенате заседают многие бывшие чиновники первого ранга, экс-губернаторы и экс-министры, так что в значительности большинства персон верхней палаты парламента сомневаться не приходится.

Второе же утверждение, насчет ограниченности влияния Совета Федерации, справедливо лишь отчасти. Если иметь в виду события и тенденции федерального масштаба, ощутимые, что называется, на бытовом уровне, то здесь роль сената действительно выглядит ничтожной. По данным последнего на эту тему опроса ВЦИОМа, лишь 14% россиян считают, что Совет Федерации хоть как-то участвует в формировании государственной политики. 58% опрошенных вообще не знают или слабо себе представляют, чем занимается верхняя палата. 45% респондентов не смогли назвать имя спикера Совета Федерации, а 41% не имеют понятия, как этот орган формируется. Доля людей, не знающих, кто представляет их интересы в Совете Федерации, в некоторых регионах доходит до 90%!

Однако возможности влияния у членов Совета Федерации все же есть, и очень немалые. Этим в первую очередь и объясняется присутствие в сенате представителей бизнес-элиты. Если переход бывшего губернатора на работу в СФ еще можно трактовать как «почетную ссылку», то владелец крупного действующего бизнеса приходит в сенат явно не за тем, чтобы просиживать там штаны. Он, так же как его американский или европейский коллега, занимается в сенате лоббированием. Но в этом и кроется главное отличие верхней палаты российского парламента от аналогичных государственных институтов развитых стран.

В принципе, ничего противозаконного в сенатском лобби нет: сенат для этого и создан. Только лоббировать члены Совета Федерации должны интересы представляемых ими регионов, а не собственного бизнеса – чувствуете разницу? Восьмилетний опыт работы сенатора от Мурманской области Андрея Гурьева в этом плане особенно показателен.

Человек, чье предприятие является монополистом на рынке минеральных удобрений, не раз входил в список «Лучших лоббистов России», составляемый Агентством экономических новостей по заказу «Независимой газеты». Но есть один большой вопрос – получила ли хоть что-то от этого лобби Мурманская область?

Несмотря на законодательный «триумф» Андрея Гурьева, ситуация в Апатитах и Кировске, где стоят принадлежащие ему и при этом градообразующие предприятия, близка к социальной катастрофе. Убыль населения в Апатитах в 2008 году составила 14,9% – один из рекордных показателей по России. В Кировске на 368 новорожденных пришлось 487 умерших. Чистая прибыль ОАО «Апатит» по российским стандартам бухгалтерского учета в первом квартале с.г. снизилась, как сообщает агентство РБК, на 36,2% по отношению к аналогичному периоду прошлого года. Не удивительно, что работники предприятий «Апатита» со страхом ждут сокращений. Правда, официально компания объявила о сокращении в мае только 13 человек, но люди не слишком верят этим цифрам. Их опасения подтверждает и тот факт, что в администрациях Апатитов, к примеру, уже начали изобретать рабочие места для горняков, которые могут быть уволены.

Будут открыты, например, муниципальные курсы бисероплетения и изготовления картин из каменной крошки – в расчете на то, что эти изделия найдут спрос у туристов, которые приезжают в Хибины кататься на лыжах. Но сам горнолыжный курорт в плачевном состоянии, и туристов становится все меньше. По свидетельствам горнолыжников, оставляющих сообщения на профильных интернет-форумах, кататься там стало просто опасно: на три сотни «диких» склонов приходится лишь 16 спасателей, лавины, как сообщает ГТРК «Мурман», не сбивались уже год – нет денег, а снаряды отсырели. Четыре гостиницы Кировска, рассчитанные на зимних туристов, весь сезон простояли полупустыми; цены в них доходят до 3000 руб. за человека в сутки, тогда как доведенные до нищеты местные жители готовы сдавать свои дома за копейки┘

Вообще за восемь лет присутствия Андрея Гурьева в сенате Мурманская область сдала позиции очень заметно. В 1999 году, по данным Росстата, регион занимал в России четвертое место (и первое в Северо-Западном федеральном округе) по уровню инвестиционной привлекательности, а к 2003 году скатился на девятое, и при этом по показателю «эффективность использования своих преимуществ» занял лишь 70-е место из 89 регионов России. Рост объемов производства в 2000–2005 годах в Мурманской области составил лишь 8%, тогда как в среднем по России этот показатель превысил 28%, а по СЗФО – все 60%.

Понятно, что обвинить сенатора в этом никак нельзя, но почему при его заметном участии не было принято ни одного закона, решения, выгодного для Мурманской области в целом, а не только для горнодобывающих и химических предприятий, принадлежащих Гурьеву? В Мурманске, как пишет «МК-Заполярье», фактически уничтожен огромный рыболовецкий флот, комплекс судоремонтных заводов и рыбоперерабатывающих предприятий, снискавших некогда городу славу «рыбной столицы» России. Об этом не раз писали СМИ; ситуацию изучали не только журналисты, но и специалисты в сфере международных экономических отношений, заявляя об угрозе продовольственной безопасности России, – ведь флот и рыба фактически «ушли» в сопредельную Норвегию┘ Казалось бы, вот здесь все силы нужно было бросить на лоббирование государственной поддержки рыболовецкой отрасли, однако от сенатора Гурьева мурманские рыбаки поддержки так и не дождались.

Аналогичным образом на Кольском полуострове исчезают уникальные звероводческие хозяйства, приносившие пушную славу России. Высокие цены на электроэнергию, топливо, корма вкупе с упавшим из-за кризиса спросом на меховую продукцию уже привели к закрытию многих ферм, где разводили голубого песца, норку и другого пушного зверя. «На мой взгляд, правительство Мурманской области выполняет лишь статистические функции, – говорит директор зверохозяйства «Мурманск» Евгений Банный. – Фиксирует, кто сколько произвел молока, яиц, мяса... Чистая статистика. Никаких серьезных программ развития, никакого анализа, адресной помощи, индивидуального подхода. Отсутствуют кооперация, взаимопомощь. К примеру, правительство могло бы выступать поручителем в получении кредитов. В других областях это нормальная практика. Только в нашей области она до сегодняшнего дня не действует». Казалось бы, лоббировать внедрение подобных программ поддержки не только на областном, но и на федеральном уровне – прямая обязанность сенатора Гурьева, причем он вполне мог добиться положительного решения. Но интересы региона и его представителя в Совете Федерации опять странным образом разошлись.

Ситуация с Андреем Гурьевым не единична, а скорее типична для современной российской парламентской системы. Назвать сенатора-олигарха, который лоббировал бы интересы действительно своего региона, а не своего бизнеса, навскидку не получится. Поэтому, вполне возможно, что отзыв Гурьева из сената станет сигналом к началу кардинального реформирования верхней палаты парламента. В феврале был принят закон, предоставляющий органу государственной власти региона право досрочно прекратить полномочия избранного члена Совета Федерации в случае, если деятельность сенатора не приносит региону ощутимой пользы. Несколько регионов уже воспользовались этим правом и отозвали своих представителей, однако ни одного представителя бизнес-элиты среди них не было. Возможный отзыв Гурьева также не станет прецедентом: Дмитрий Дмитриенко, можно сказать, «произведет замену» по старым правилам. Однако Дума Воронежской области уже рассматривала вопрос о досрочном прекращении полномочий Глеба Фетисова. Вчера Совет Федерации эти самые полномочия прекратил. И это своего рода знак.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Исполнение законов за решеткой зависит от тюремной инструкции

Исполнение законов за решеткой зависит от тюремной инструкции

Екатерина Трифонова

Заключенных будут по возможности отпускать на волю для платного лечения

0
511
Россия стала главным инвестиционным донором Евразийского экономического союза

Россия стала главным инвестиционным донором Евразийского экономического союза

Ольга Соловьева

Санкционное давление Запада изменило направление капвложений в ближнем зарубежье

0
604
Перед выборами коммунисты вспоминают об опыте большевиков

Перед выборами коммунисты вспоминают об опыте большевиков

Дарья Гармоненко

Партия интернационалистов разыгрывает этническую карту в ряде протестных регионов

0
521
Россия вписалась в глобальную тенденцию дефицита учителей

Россия вписалась в глобальную тенденцию дефицита учителей

Анастасия Башкатова

Цифровизация парадоксальным образом увеличила нагрузку на педагогов

0
581

Другие новости