Вчера весь день на границе Чечни и Ингушетии силовые федеральные структуры и чеченская милиция проводили операцию по поиску и уничтожению бандитов, расстрелявших накануне колонну милиционеров Ачхой-Мартановского РОВД. Субботняя атака боевиков была дерзкой, скоротечной и кровопролитной. Милицейская автоколонна из одного «УАЗа» и четырех микроавтобусов-«таблеток» была расстреляна из гранатометов и пулеметов почти в упор. ЧП произошло по дороге между селениями Чемульга и Аршты Сунженского района Ингушетии. Погибли девять милиционеров, десять были ранены.
Погиб или вышел из строя каждый второй из ехавших в колонне (всего там было 35 сотрудников патрульно-постовой службы Ачхой-Мартановского РОВД). Таких потерь чеченская милиция не несла давно.
Не случайно сразу же после убийства милиционеров на место трагедии прибыл президент Чечни Рамзан Кадыров. По сообщению пресс-службы МВД республики, «Кадыров провел в селе Аршты совещание с министрами внутренних дел Чечни и Ингушетии Русланом Алхановым и Русланом Мейриевым, а также с руководителями подразделений, задействованных в проведении спецоперации по ликвидации незаконных вооруженных формирований (НВФ) на сопредельных территориях. Кадыров поставил перед участниками совещания задачу в самые сжатые сроки установить личности тех, кто причастен к убийству милиционеров, и наказать их».
Для оказания практической помощи в расследовании дела в Ингушетию из Москвы направлена группа криминалистов из Москвы. Для начала, похоже, им предстоит выяснить, почему чеченские милиционеры передвигались не на бронированных машинах, а на простых микроавтобусах, к тому же без должного охранения.
Сейчас трудно понять, кто командует силовиками на приграничных территориях, но, как сообщают источники в чеченской милиции, сразу же после нападения совместными силами МВД Ингушетии и Чечни было организовано преследование группы боевиков, совершивших нападение на колонну. В ночь на воскресенье эта группа численностью до 20 человек была блокирована в лесном массиве недалеко от чеченского селения Бамут. По другим сведениям (их опубликовало РИА Новости), федеральные силы блокировали тех же самых 20 боевиков в селении Даттых Сунженского района республики. Это около 20 километров на юг от того места, где была расстреляна колонна чеченских милиционеров. Если и там, и здесь есть боевики, то можно сделать вывод, что спецоперация против участников НВФ проводится на довольно значительной по размеру сплошной горно-лесистой местности (около 400–500 кв. км). И силами двух полков ППС и подразделений ингушских милиционеров, которыми взялся руководить Рамзан Кадыров, здесь вряд ли обойтись.
О том, что к уничтожению НВФ на границе Чечни и Ингушетии причастны более значительные силы, свидетельствует заявление секретаря Совбеза Ингушетии Алексея Воробьева о том, что блокированных боевиков расстреливали из минометов (на вооружении милиции их нет). О «широкомасштабной комплексной спецоперации по уничтожению боевиков в Сунженском районе» заявил и министр внутренних дел России Рашид Нургалиев.
Однако, как видно из сводок, до стабилизации обстановки в Чечне и Ингушетии еще далеко. Близ селения Аршты взорван газопровод. В Назрани неизвестные обстреляли частный дом, принадлежащий предпринимателю. Там же неустановленные лица обстреляли из гранатомета дом сотрудника милиции. А днем раньше семь военнослужащих федеральных сил пострадали на юго-западе Чечни в результате взрывов трех фугасов.
По мнению заместителя председателя комитета Госдумы по безопасности Геннадия Гудкова, для стабилизации обстановки в Ингушетии необходимо вводить прямое президентское правление, а главную роль в наведении порядка должен взять на себя не Грозный, а федеральный Центр. Как считает генерал-лейтенант Юрий Неткачев, командовавший в свое время на Северном Кавказе армией, прекращать режим контртеррористической операции (КТО), где основную роль играли войска, в Чечне было преждевременно. Наоборот, режим КТО надо было распространить и на Ингушетию: «Именно из-за этого и гибнут чеченские милиционеры, которые в силу объективных причин не имеют полного арсенала средств и вооружений (артиллерии, минометов, авиации) для борьбы с НВФ».