0
730
Газета Регионы России Интернет-версия

07.09.2009 00:00:00

Символический рейс

Тэги: норникель, кризис


7 сентября транспортный ледокол «Норильского никеля» «Мончегорск» начнет первый с начала кризиса прямой экспортный рейс из Дудинки в Роттердам. Судно повезет без остановок и перевалок 15 тыс. тонн никеля и меди. Фактически для крупнейшей металлургической компании страны эта новость символизирует окончание первой волны экономического кризиса.

Кризисный год, если считать его началом август–сентябрь 2008 года, дался «Норильскому никелю» непросто. Как и все остальные компании металлургического сектора, «Норникель» в полной мере испытал сокращение спроса на свою продукцию и соответственно падение цен на металлы. Никель, который в начале 2008 года стоил более 27 тыс. долл. за тонну, осенью опустился до уровня в 9 тыс. долл. Цена на медь, второй по значимости металл для ГМК, упала с 7 до 2,5 тыс. долл. за тонну. Нечто аналогичное можно было наблюдать у РУСАЛа, НЛМК, ММК, «Северстали» – у всех крупных российских металлургов.

Однако в отличие от большинства конкурентов «Норильский никель» обладает двумя весомыми конкурентными преимуществами: низкой себестоимостью производства никеля на своих российских предприятиях (около 6,3 тыс. долл. за тонну в Норильске и 9 тыс. долл. на КГМК) и приемлемой, хотя и довольно внушительной, долговой нагрузкой – 6,5 млрд. долл., из которых 870 млн. долл. требуется выплатить в этом году. По мнению большинства экспертов, эти два фактора позволят ГМК преодолеть кризис с минимальными потерями.

«У «Норникеля» тоже большой долг, но у него очень хороший приток наличности, конкуренция не очень высока, а спрос на его продукты достаточно устойчивый», – заявил глава одного из крупнейших в мире инвестфондов Templeton Asset Management Марк Мобиус. Известно, что у компании законтрактован весь никель, намеченный к производству на этот год. При этом проводить антикризисную политику пришлось новому менеджменту во главе с Владимиром Стржалковским, который возглавил компанию непосредственно накануне начала кризиса – в августе прошлого года.

«Я пришел в компанию, не испытывающую особых проблем. Но буквально через две-три недели после назначения начался кризис – и все изменилось», – вспоминает сам Владимир Стржалковский в одном из интервью. И поясняет: «Мы столкнулись с резким снижением цен на производимые металлы. У компании за благоприятные годы сформировался ощутимый долг, <┘> иностранные активы были абсолютно неуправляемы, головной офис их не контролировал, а руководство этих компаний постоянно требовало денег – все больше и больше. Траты головного офиса на непрофильные активы, рекламу, страхование были также непомерно велики».

По мнению экспертов, в целом менеджменту компании решить большую часть проблем удалось: EBITDA компании за 2009 год прогнозируется на уровне около 1,8 млрд. долл. По мнению Юрия Волкова и Андрея Кучерова из Банка Москвы, в отличие от большинства других компаний металлургической отрасли финансовые показатели «Норникеля» в 2009 году будут более чем достойными. Кроме того, они утверждают, что благодаря ослаблению рубля, отмене экспортных пошлин на никель и медь и антикризисным усилиям менеджмента по снижению издержек компания впервые за несколько лет сократит свои затраты на тонну произведенной продукции.

Помимо этого удалось в целом разрешить текущие проблемы с контролирующими государственными органами. Причиной стали сделки принадлежащей «Норникелю» компании ОГК-3 по покупке долей в «Русиа Петролеум» и Plug Power почти за 600 млн. долл. Некоторые эксперты предположили, что эта сделка была проведена в пользу структур Владимира Потанина. Руководство «Норникеля» сделало соответствующие выводы: во-первых, было полностью заменено руководство ОГК-3, принявшее решение по данным сделкам, а во-вторых, ведутся переговоры о продаже компаний Plug Power и «Русиа Петролеум» для того, чтобы таким образом вернуть средства. По словам Владимира Стржалковского, по вопросу продажи первой из этих компаний уже существует предварительная договоренность.

В целом менеджментом была избрана консервативная стратегия развития профильного бизнеса за счет отказа от портфельных инвестиций, прежде всего в энергетику. Компания продала миноритарные доли в ТГК-14 и ТГК-1 и заявила о планах расширения своего аффинажного производства (обогащение руды), предположительно через покупку завода «Красцветмет» или строительство нового предприятия. По словам самого Стржалковского, «среди приоритетных направлений на ближайший период времени – глубокая модернизация Талнахской обогатительной фабрики и Надеждинского металлургического завода», которые являются одними из основных производственных активов компании.

Но антикризисная стратегия развития производственной базы ГМК в ущерб освоению новых месторождений привела к тому, что геологоразведка была сокращена весьма существенно. Особенно сильно это коснулось проектов в Забайкальском крае, где компании принадлежат лицензии на освоение пяти месторождений. Заморозка этого проекта уже вызвала критику со стороны губернатора края Равиля Гениатулина.

Государственный бэкграунд нового главы «Норникеля» оказал ощутимое влияние на социальную политику ГМК. В результате «Норильский никель» стал единственной крупной российской металлургической компанией, где не произошло массовых увольнений рабочих и сокращений или задержек зарплат. Единственными пострадавшими оказались столичные менеджеры – численность головного офиса сократилась на 20%. Было объявлено о запуске сразу нескольких масштабных социальных проектов в области авиаперевозки (собственная компания Nordstar) и санаторно-курортного лечения сотрудников.

В обмен на лояльную социальную политику компания получила господдержку – были отменены пошлины на экспорт катодной меди (10%) и никеля (5%), благодаря чему, по подсчетам главы Минэкономразвития Эльвиры Набиуллиной, «Норникель» сможет сэкономить в 2009 году до 300 млн. долл. Однако эта мера оказалась временной. Уже в 2010 году пошлины планируют восстановить, но сделать их дифференцированными, чтобы ставка пошлины определялась в зависимости от мировых цен на металл, как это сейчас действует в отношении нефти. Таким образом, в случае наступления второй волны кризиса пошлина для компании опять станет нулевой.

И такое положение дел устраивает как акционеров, так и государство, заинтересованное в сохранении структурообразующего предприятия. Возможно, именно поэтому соблюдается хрупкий баланс интересов, когда мажоритарные акционеры не пытаются использовать «Норникель» для покрытия существующих проблем в других направлениях своего бизнеса, государство сохраняет подчеркнутый нейтралитет во взаимоотношениях акционеров, а менеджмент занимается профильной деятельностью, не отвлекаясь от своих прямых обязанностей. Впрочем, именно в таком балансе заинтересованы как миноритарные акционеры «Норникеля», так и тысячи его сотрудников.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Открытое письмо Анатолия Сульянова Генпрокурору РФ Игорю Краснову

0
1483
Энергетика как искусство

Энергетика как искусство

Василий Матвеев

Участники выставки в Иркутске художественно переосмыслили работу важнейшей отрасли

0
1693
Подмосковье переходит на новые лифты

Подмосковье переходит на новые лифты

Георгий Соловьев

В домах региона устанавливают несколько сотен современных подъемников ежегодно

0
1795
Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Анастасия Башкатова

Геннадий Петров

Президент рассказал о тревогах в связи с инфляцией, достижениях в Сирии и о России как единой семье

0
4117

Другие новости