0
2602
Газета Регионы России Интернет-версия

17.12.2012 00:00:00

Странные новеллы Минюста

Сергей Волощук

Об авторе: Сергей Дмитриевич Волощук - доктор экономических наук, почетный строитель России, вице-президент Национального объединения организаций экспертизы в строительстве.

Тэги: минюст, законопроект


Проблемы и перспективы развития судебной экспертизы, в контексте поручений президента РФ от 03.02.2012 № 267, стали основной темой дискуссий на конференции, состоявшейся в октябре этого года в Москве. Участники конференции обсудили квалификационные требования к судебным экспертам, меры государственного контроля их деятельности и выдвинули предложения по внесению изменений в действующее законодательство. Основные предложения были публично изложены в «Независимой газете» 18 октября 2012 года.

К сожалению, независимое экспертное сообщество было отстранено от подготовки законопроекта, регламентирующего судебно-экспертную деятельность в Российской Федерации, несмотря на неоднократные обращения о включении в рабочую группу Минюста.

Даже после того, как законопроект был представлен на рассмотрение в правительство РФ, текст законопроекта до сих пор не обнародован. Лишь по отдельным высказываниям должностных лиц можно догадываться, что же вложили в законопроект его разработчики. К примеру, заместитель директора Российского федерального центра судебной экспертизы при Министерстве юстиции Российской Федерации (РФЦСЭ) Лариса Беляева в интервью «Известиям» презентовала новеллу законопроекта – процедуру добровольно-принудительной сертификации негосударственных экспертов, в целях наведения порядка на рынке. Никакого эффекта по очищению рынка от непрофессионалов такая сертификация не даст. Цель такой сертификации совершенно иная и очевидная. Это обычный прием недобросовестной конкуренции, попытка монополизации рынка путем постановки негосударственных экспертов под контроль госструктуры, оказывающей за плату точно такие же услуги. В РФЦСЭ уже сертифицировали негосударственных экспертов в 2006–2009 годах, выдавая за 50 тыс. руб. сертификаты эксперта в области судебной строительно-технической экспертизы людям, не имеющим даже базового строительного образования. Существуют и другие системы добровольной сертификации, с более жесткими требованиями к заявителям, но толку в добровольности – чуть. Необходима обязательная государственная аттестация лиц, претендующих на право производства судебной экспертизы.

Независимое экспертное сообщество публично предлагает альтернативный законопроект о судебно-экспертной деятельности. Основной акцент в законопроекте сделан на создание простой и логичной системы допуска в сферу судебной экспертизы негосударственных экспертов и экспертных организаций, включающей в себя профессиональную аттестацию экспертов, их процессуальную аттестацию, аккредитацию негосударственных экспертных организаций, а также меры контроля и ответственности экспертов, экспертных организаций и их руководителей.

Одной из основных нерешенных проблем в действующем законодательстве является проблема подтверждения квалификации при назначении судебного эксперта. Право установления надлежащей квалификации эксперта предоставлено суду, однако в распоряжении судей нет системного решения проверки компетентности сведущего лица, поэтому проблема выбора эксперта разрешается субъективно. Делегирование полномочий по принятию такого решения судье, не обладающему специальными знаниями в конкретной предметной области, в условиях отсутствия критериев и оснований для принятия такого решения, приводит к чрезмерной диспозитивной широте такого решения, если пользоваться терминами антикоррупционного законодательства.

В отсутствие системного механизма выбора сведущего лица судьям приходится использовать критерий наименьшей стоимости экспертизы, который, как правило, прямо пропорционален квалификации эксперта или свидетельствует о договоренности эксперта со стороной по делу, которая компенсирует эксперту его реальные затраты, связанные с проведением экспертизы. С целью профилактики подобных явлений нами введено в законопроект положение о том, что при выполнении судебных экспертиз за счет сторон по делу эксперты обязаны предоставить обоснование стоимости экспертизы, и это касается как государственных, так и негосударственных судебно-экспертных учреждений и организаций.

Подтверждение профессиональной квалификации эксперта должно быть первым необходимым условием наделения сведущего лица правом производства судебных экспертиз, и осуществляться такая проверка должна на профессиональных площадках – будь то отраслевые министерства или ведомства либо сложившиеся саморегулируемые сферы деятельности, – где невозможно ввести в заблуждение коллег относительно уровня своей квалификации. Соответствующие механизмы аттестации уже реализованы в большинстве министерств и ведомств и не требуют дополнительных государственных затрат.

Проверка знаний процессуального законодательства, нормативных актов, регламентирующих судебно-экспертную деятельность, должна быть вторым необходимым условием наделения сведущего лица правом производства судебных экспертиз. Уполномоченному федеральному органу исполнительной власти в сфере судебно-экспертной деятельности (Минюсту России) должны быть делегированы полномочия аттестации физических лиц на право производства судебных экспертиз, ведение государственного реестра аттестованных лиц и контроль их деятельности в рамках, установленных законом.

Аккредитацию экспертных организаций на право производства судебных экспертиз должно осуществлять иное ведомство, не имеющее конфликта интересов в этой сфере. Таким ведомством является Федеральная служба по аккредитации, в которой нет сети подведомственных государственных судебно-экспертных учреждений, как в Минюсте России и, следовательно, нет оснований для дискриминации негосударственных экспертных организаций.

Предлагаемый нами законопроект разработан таким образом, чтобы облегчить подготовку подзаконных актов и при этом минимизировать влияние на данную общественно значимую сферу вкусовщины и самодеятельности. К примеру, чтобы облегчить нашим коллегам из Минюста задачу по умозрительному выдумыванию экспертных специальностей, особенно в такой сложной и комплексной сфере, как судебная строительно-техническая экспертиза, нами введено положение о том, что экспертные специальности должны соответствовать Общероссийскому классификатору специальностей по образованию.

Законопроект выносится нами на общественное обсуждение. Мы с благодарностью воспримем конструктивную критику и надеемся, что общими усилиями мы сможем предложить законопроект, отвечающий интересам общества. С полным текстом законопроекта можно ознакомиться на сайте www.np-sudexpertiza.ru


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Топливные цены предлагают отвязать от среднего уровня инфляции

Топливные цены предлагают отвязать от среднего уровня инфляции

Михаил Сергеев

Дефицит бензина сохраняется, несмотря на ослабление госрегулирования

0
2947
Форум Минфина выявил конфликт вокруг будущего бюджета

Форум Минфина выявил конфликт вокруг будущего бюджета

Ольга Соловьева

Долю нефтегазовых доходов обещают снизить до 22%

0
2533
Доверенных людей президент РФ не снимает, а передвигает

Доверенных людей президент РФ не снимает, а передвигает

Иван Родин

В конце сентября новыми могут стать не только глава Верховного суда и генпрокурор

0
1941
Коммунистов теснят на обочину истории

Коммунистов теснят на обочину истории

Дарья Гармоненко

«Справедливая Россия – За правду» и «Новые люди» готовы выступить могильщиками КПРФ

0
1786

Другие новости