Фото Reuters
На фоне экономического безветрия последних дней практически незамеченной прошла очень важная новость о том, что дочерняя структура ОАО «ЛУКОЙЛ» компания «ЛУКОЙЛ Оверсиз», управляющая зарубежными активами группы, намерена изменить свою организационную структуру, создав офисы в Дубае и Хьюстоне. В письме главы «ЛУКОЙЛ Оверсиз» Сергея Никифорова трудовому коллективу говорится (цитирую по ТАСС), что «данное решение не предполагает ни перевода управления международными проектами в Москву, ни массового сокращения персонала, ни изъятия значительного числа функций у сервисного центра в Дубае».
Дубай – известная офшорная зона, в сети Интернет можно найти множество сайтов, рекламирующих прелести пребывания бизнеса в дубайском налоговом раю, в частности, нераскрытие бенефициаров даже по запросам правоохранительных органов. Во второй половине 90-х, когда создавался «ЛУКОЙЛ Оверсиз», на предполагаемую офшорную прописку «дочки» не обращали внимания – мировая нефтяная конъюнктура поставила нефтяников на грань выживания. Как видно, ничего не изменилось с провозглашением президентом России курса на деофшоризацию, как будто ЛУКОЙЛа и его дочерних структур президентские указания не касаются.
Но может, «ЛУКОЙЛ Оверсиз» – «техническая» компания, учрежденная лишь для финансового удобства ведения основного бизнеса? Отнюдь. Сегодня «ЛУКОЙЛ Оверсиз» управляет всеми зарубежными проектами ЛУКОЙЛа в Азербайджане, Венесуэле, Египте, Ираке, Иране, Казахстане, Камеруне, Мексике, Румынии, Узбекистане... По итогам 2014 года «ЛУКОЙЛ Оверсиз» добыл около 10 млн т нефти (в 2,4 раза больше, чем в 2013 году) и без малого 7 млрд куб. м природного газа. Доля «ЛУКОЙЛ Оверсиз» в общей нефтедобыче ЛУКОЙЛа составляет ныне 10%, а доля в общей добыче углеводородов – почти 13,5%.
И все это – практически без уплаты налогов. По крайней мере в российский бюджет. Не зря же в письме Никифорова прямо сказано, что «данное решение не предполагает перевода управления международными проектами в Москву».
Формально «ЛУКОЙЛ Оверсиз» проводит реорганизацию региональной модели управления международными активами. Офис в Дубае будет курировать портфель проектов в Средней Азии и на Ближнем Востоке, офис в Хьюстоне (вероятно, учрежденный все той же офшорной структурой, но с обязательством уплачивать соответствующие налоги в американский бюджет) – морские проекты в Западной Африке, Европе, в различных регионах Северной и Южной Америки. И если в отношении Дубая все более или менее ясно – «ЛУКОЙЛ Оверсиз» приписан к этой офшорной гавани с момента рождения, – то об открытии офиса в Хьюстоне нужно сказать особо.
В «обычной» экономической жизни в данном факте не было бы ничего предосудительного. Хьюстон – нефтяная столица США, где проблема квалифицированных кадров минимальна, часовые пояса с регионами присутствия в странах Северной и Южной Америки часто совпадают, а «время подлета» к основным активам существенно меньше в сравнении с тем же Дубаем, не говоря уже о Москве.
Совсем другое дело – нынешняя обстановка, когда одни российские нефтегазовые компании находятся под гнетом американских санкций, а другие – открывают офисы, что называется, «в логове врага». Почему американцы проявляют к ЛУКОЙЛу невиданную лояльность? По каким причинам американская администрация неявно потворствует работе ЛУКОЙЛа в зонах экономического интереса собственных нефтяных компаний? Что стоит за намерением ЛУКОЙЛа перенести часть управленческих функций в ныне враждебную для России страну?
Конспирологических версий превеликое множество. Однако с экономической точки зрения скорее всего мы имеем дело с очередным раундом предпродажной подготовки ЛУКОЙЛа. Не зря же «ЛУКОЙЛ Оверсиз» формулирует свою миссию как «содействие росту акционерной стоимости ЛУКОЙЛа за счет разведки и добычи углеводородов за рубежом». Если же к организационным аспектам прибавить вероятное получение компаниями группы лицензий на разработку континентального российского шельфа, а к лоббистам этого процесса молва приписывает одного из влиятельных помощников президента России, то акционерная стоимость получится очень даже внушительной.
Похоже, бизнес в России окончательно избавился от детской болезни патриотичности.