Страсти вокруг нефтеналивного махачкалинского порта накалились до предела: компания «Дагнефтепродукт», придумав смешные объяснения о ремонте в одном из своих цехов, не стала принимать поступающую из Казахстана нефть. Государственная компания «Транснефть» с риском получить от поставщиков штрафы в размере десятков тысяч долларов в сутки за простой танкеров была вынуждена приостановить и прокачку азербайджанской нефти, которую она смешивала с казахстанской и транспортировала дальше. Такого, чтобы маленькая частная компания диктовала условия игры крупнейшей госкорпорации, признаться, в истории нефтяного комплекса еще не было.
В самом «Дагнефтепродукте» в попытках оправдаться утверждают, что, дескать, у них полным ходом идет ремонт в цехе т.н. «тёмных» нефтепродуктов. Оправдание смехотворное, признают некоторые эксперты. Представители «Транснефти», комментирующие ситуацию в СМИ, недоумевают, как связан ремонт завода с отказом принимать танкеры с казахстанской нефтью. При этом, на том же «Дагнефтепродукте» трогательно жалуются, что объемы прокачки упали и – внимание! - обвиняют в этом уже «Транснефть».
Может быть, отчасти, под этим есть определенные основания, ведь не так давно «Транснефть» заявила, что казахстанскую нефть она может вскоре вообще перестать принимать, так как та по качеству не соответствует стандартам, необходимым для осуществления транспортировки по требованиям заказчика. Однако выяснилось, что «Транснефть» уже сама ведёт конструктивные переговоры с казахской стороной, настаивая на том, чтобы качество поставляемого ими сырья соответствовало принятым нормам. Вопрос пока не решён, но, как говорят, находится в процессе решения.
На этом фоне действия «Дагнефтепродукта» выглядят как в пословице «назло бабушке не буду надевать шапку и отморожу себе уши»: перестанем принимать казахстанскую нефть, чтобы «Транснефти» было не с чем смешать азербайджанскую и чтоб им было плохо. Такое извращенное использование пресловутого «административного ресурса», в принципе, свойственно и являлось, скажем так, прерогативой крупных государственных компаний, руководству которых, подчас некогда разбираться, так как на кону стоят государственные же интересы. Применение таких методов сравнительно небольшими компаниями, да ещё и в отношении госхолдингов – нонсенс, если не сказать – вопиющая наглость.
Помимо этого, не только «Транснефть», но и другие клиенты порта и «Дагнефтепродукта» жалуются на низкий уровень сервиса, предоставляемый в Махачкале. Дело в том, что эти и другие проблемы вокруг порта и действий компании в той или иной мере наблюдаются уже не первый год и прежние объемы поставок ушли, скорее всего, как раз по этим причинам.
Сегодня же политика «Дагнефтепродукта» очень напоминает вставленные «палки в колеса» государственной корпорации и пренебрежение правилами поведения на рынке.
Вот уже и Николай Патрушев, секретарь Совета безопасности РФ, на заседании этого самого Совета в Южно-Сахалинске буквально «пропесочил» «Дагнефтепродукт» за масштабные хищения на их поле, а в СМИ было сделано подробное расследование по этому поводу: как «топорно» платят взятки инспекторам, чтобы те оставляли открытыми задвижки на резервуарах, через которые сливается сырье и так далее. Страсти, которые рассказали в этом расследовании свидетели и участники событий, впечатляют. Их можно было бы, конечно, списать на эмоциональность и предвзятость источников, однако факт остается фактом: порт и компания теряют прибыль из года в год, а это – верный признак ненормальной болезненности ситуации.
Мало того, обратили внимание на эти проблемы уже и на федеральном, так сказать, уровне. На одном из заседаний в Северо-Кавказском федеральном округе злоупотреблениями в сфере ТЭК в регионе впечатлился и премьер Дмитрий Медведев. Но «воз и ныне – там», как говорится.
В результате нефтяные компании «хором уходят» из Махачкалы. Например, крупнейшая частная нефтяная компания «Лукойл» ушла из Дагестана еще в 2015 году, сократили объемы перевалки через Махачкалу до нуля туркменские нефтяные компании. Однако даже это, судя по всему, не может остановить владельцев «Дагнефтепродукта» действовать так, как они привыкли действовать. Руководство порта и компании винит в снижении объема прокачки через терминалы и уход клиентов кого угодно, только не себя. Более того, вина за увольнение сотрудников, происходящее из-за падения прибыли, также возлагается на кого угодно, только не на себя, любимых.
Вот и получается, что владельцы «Дагнефтепродукта», похоже, ни много, ни мало, ставят себя выше и главы госкомпании «Транснефть», и секретаря Совета безопасности РФ, указывающих на очевидные недочеты в их работе.
Получается, что усилиями региональной компании можно просто так взять и остановить бизнес целой государственной корпорации, имеющей серьёзную экономическую нагрузку, прекратить поставки нефти на государственные объекты инфраструктуры.
Понятно, что были какие-то слухи о скорой отставке главы «Транснефти» Николая Токарева, об ослаблении аппаратных позиций Николая Патрушева и тому подобное, однако, видимо, в «Дагнефтепродукте» вообразили, что можно не считаться с госкомпанией и действовать, так сказать, в отрыве от реальности и государственных интересов.