Антикорупционная борьба, запущенная в регионах с подачи Москвы – уникальное дело: чиновники с одной стороны должны продемонстрировать какие-то результаты, а с другой, добиться их так, чтобы не пришлось сажать все местное руководство. Хороший пример этого процесса - антикорупционный мониторинг, выпущенный в Татарстане. Представители местной управленческой элиты очень богатые люди c крайне талантливыми женами, некоторых из которых зарабатывают «в семью» миллионы и миллиарды. Республиканские чиновники еще и бдительные борцы с коррупцией, а, судя по материалам антикоррупционного мониторинга, главная коррупционная проблема Татарстана - сами граждане.
Антикоррупционный мониторинг в Татарстане выпускают в соответствии с республиканским законом №34-ЗРТ «О противодействии коррупции». Cистема оценки коррупционной ситуации в республике довольно сложная, а вот приглядевшись к ее результатам и самой методике можно сделать вывод, что реального положения она не способна отражать в принципе. И, возможно, такая цель и не ставилась. Почти все установленные параметры к реальной борьбе с коррупцией имеют весьма отдаленное отношение. Можно начать с пункта, в котором говорится, что для мониторинга учитываются не просто или все материалы СМИ относительно коррупции, а публикации, осуществленные по инициативе власти. Это тонкий ход - не замечать информацию о злоупотреблениях (явных или возможных) чиновников, опубликованную без их собственного одобрения. То есть сор, что сами бюрократы решили не выносить из избы, коррупцией не считается, даже если о нем написали все федеральные издания?
Не менее показателен пункт, связанный с количеством заседаний, проведенных комиссией по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих. Нужно отметить, что большинство заседаний этой комиссии собирается по поводу перехода чиновников на работу в коммерческую структуру, интересы которой они раньше так или иначе затрагивали. Такой переход согласно закону невозможен в течении двух лет без разрешения этой самой комиссии. Так вот, доля принятых подобных решений о согласии на замещение должности в коммерческой или некоммерческой организации составляет от 96,8 до 100% в разных органах власти. Такие мелочи, позволяющие оценить серьезность проводимого в Татарстане мониторинга, рассыпаны по всему документу.
Вместе с тем, интересные цифры в докладе тоже есть, даже с учетом особого анализа публикаций СМИ, о котором было сказано выше. Как говорится в документе, тема коррупции в изданиях Татарстана представлена достаточно широко и регулярно. По данным Республиканского агентства по печати и массовым коммуникациям «Татмедиа» в 2016 году на территории республики вышло 4157 материалов антикоррупционной направленности (в 2015 году – 2654 материалов, в 2014 году – 2548 материалов, в 2013 году – 1358 материалов). Частота показа антикоррупционных сюжетов сохраняет тенденцию к нарастанию, набирая обороты каждые три года (в графике наглядно представлено). В 2016 году ежемесячно на республиканских каналах транслировалось в среднем по 13 сюжетов. То есть о коррупции стали писать в два раза чаще. Логично было бы предположить, что должны были вырасти и количественные показатели привлеченных к ответственности. Однако среди представленных категорий лиц зафиксирован рост числа дел возбужденных по фактам дачи взяток и направленных в суд. В период с 2012 года по 2015 год число граждан, в отношении которых возбуждены дела по факту дачи взяток выросло с 29 до 153 граждан, соответственно. В 2016 году по данной категории были привлечены к ответственности 144 гражданина, что составляет 44,6% от общего числа лиц, в отношении которых возбужденные дела о коррупционной преступлениях были направлены в суды.
То есть хотя противостояние коррупции нарастает, рост показателей произошел в основном за счет того, что сажать стали самих граждан. Таким образом, можно понять, что борьба с коррупцией происходит за счет борьбы с теми у кого вымогают взятки. В результате чиновники пришли к выводу, что нужно усиление «профилактических работ с населением, направленных на трансформацию мировоззрения, формирования негативного отношения к коррупции».
Надо отметить, что больше из представителей бюрократии повезло работникам республиканских органов власти и учреждений. Их привлекают к ответственности почти в 2 раза реже чем в 2011 году и почти в 2,5 раза реже, чем в 2012 году.
Кроме того, чиновников подозреваемых в коррупционных преступлениях чаще всего оправдывают. «В 2016 году по данной категории были привлечены к ответственности 144 гражданина, что составляет 44,6% от общего числа лиц, в отношении которых возбужденные дела о коррупционной преступлениях были направлены в суды». Если учесть, что по данным правозащитников, доля оправдательных приговоров в нашей стране стремится к 1%, то цифра в 56% оправданий - выглядит вызывающе.
Интересно, что первые три главы посвящены школам, больницам и ЖКХ, однако в в этих сферах нет особых новостей кроме того, что даже согласно официальным данным «практически каждый шестой респондент (17%) высказал неудовлетворенность дошкольным
образованием», а неудовлетворенность состоянием медицинского обслуживания высказали 24,9% респондентов.
Данные были взяты из обращений граждан в том числе через электронную систему «Народный контроль». Вот только обращений граждан через электронную систему по поводу становится меньше, вероятно, причина опять та же - татарстанцы не верят власти и не знают о борьбе с коррупцией со стороны чиновников.
В итоге люди возможно перестают доверяют усилиям власти по борьбе с коррупцией. Такой вывод можно сделать исходя из оценки количества обращений в администрацию президента Татарстана. В 2016 году поступило 58 обращений, содержащих информацию о фактах коррупции и злоупотреблении служебным положением. Это на 6% меньше, чем в 2015 году. Среди обращений в аппарат главы Татарстана 96,6% жалоб поступило на должностных лиц органов местного самоуправления муниципальных образований, 3,4% – на должностных лиц министерств и ведомств республики. На городские власти жалуются чуть чаще - граждане еще не потеряли надежду найти на них управу По итогам 2016 года на должностных лиц 17 муниципальных образований поступили обращения от граждан о фактах коррупции, - говорится в докладе. - Наибольшее число обращений поступило от жителей столицы республики (31 обращение). На втором месте по числу обращений находится Высокогорский район (3 обращения). По два обращения поступило на должностных лиц Альметьевского, Бугульминского, Верхнеуслонского, Заинского, Пестречинского, Тетюшского муниципальных районов и г. Набережные Челны. Единичные факты жалоб зарегистрированы на представителей 8 муниципальных образований. От жителей 28 муниципальных образований в 2016 году обращений не поступало. То есть возможно, в некоторых частях Татарстана люди живут так счастливо, что за год не столкнулись с коррупцией.
Вместе с тем проверки показывают, что злоупотреблений в республике хватает, и деньги с этим связаны колоссальные. Так в 2016 году Счетной палатой Республики Татарстан проведены 53 контрольных мероприятия, в ходе которых выявлены 379 нарушений бюджетного законодательства на сумму 1 564 млн рублей. Все данные СМИ, да и декларации чиновников – могут быть свидетельством того, что коррупция в регионе пока побеждает.
Почему это, и в том числе такие странные монторинги, терпит Москва? Возможно потому, что с коррумпированными региональными чиновниками проще договариваться. Например, по поводу судьбы договора о разграничении полномочий между республиканскими органами власти и федеральным Центром. Но, в принципе, имеющиеся у силовиков сведения о неофициальных миллионах и миллиардах делают прибывших из Татарстана в Первопрестольную собеседников сговорчивее по любому вопросу.