В Волгограде обсудили способы противостояния идеологии "Исламского государства" / фото автора
Идеология запрещенного в РФ «Исламского государства» (ИГ) до сих пор находит отклик у части мусульман в различных регионах мира из-за бедности, социальной несправедливости и местных конфликтов. К такому выводу пришли участники круглого стола, организованного в Волгограде Клубом экспертов Нижнего Поволжья, и посвященного проблеме современного исламского радикализма. Важнейшим элементом профилактики религиозного экстремизма внутри России эксперты назвали укрепление и развитие традиционного исламского образования.
Как рассказал «НГ» модератор круглого стола «Радикальный ислам: вызовы и угрозы», член Клуба экспертов Нижнего Поволжья профессор ВолГУ Александр Стризое, в дискуссии принимали участие около 20 выходцев из арабских и африканских государств, постоянно проживающих в Волгограде: «В их числе были студенты-мусульмане, на которых, как правило, и ориентируются вербовщики и пропагандисты ИГ. Поэтому мнение молодых людей по проблеме религиозного экстремизма было особенно интересно. В ходе заседания круглого стола обсуждались причины возникновения проекта «Исламского государства», его популярности среди части радикальной мусульманской молодежи, а также механизмы противодействия идеологии ИГ и других террористических группировок».
По мнению ряда участников круглого стола, одной из причин возникновения и распространения проекта ИГ на Ближнем Востоке стала деятельность различных ведомств США и Великобритании, использующих радикальный ислам для развязывания конфликтов в мусульманском мире и разрушении исламских обществ. Так, по словам палестинца Абу Хаттаба Аяда, «проект ИГ был создан американской системой»: «В Сирии авторы проекта ИГ хотели разрабатывать нефть, разбогатеть на ней. Ставка при этом делалась на молодежь с горячей кровью, но слабым знанием ислама, мусульманской веры. Проект ИГ не имеет отношения к настоящему исламу».
Одной из причин распространения проекта ИГ и его поддержки частью населения Ирака, Сирии, Афганистана, а также ряда африканских государств, по мнению участников круглого стола, является умелое манипулирование пропагандистами «халифата» конфликтными отношениями между группами мусульман-суннитов и шиитов, между отдельными племенами и местными сообществами и т.д. В связи с этим некоторые эксперты предсказали высокую вероятность дальнейшей экспансии проекта ИГ в странах Центральной и Западной Африки, где джихадисты уже контролируют более 10% территории на стыке Камеруна, Чада, Нигера и Нигерии.
Представители шиитской общины Ливана выразили уверенность, что истоки идеологии ИГ лежат в доктрине ваххабизма и особенностях государственной политики Саудовской Аравии и заявили о необходимости запретить ваххабизм в России, официально признав его экстремистской религиозно-политической доктриной. Это мнение также поддержали некоторые представители суннитской общины Ирака.
Говоря о профилактике угрозы распространения радикального ислама и идеологии ИГ в России, участники дискуссии пришли к общему мнению, что это возможно лишь в том случае, если российские мусульмане получат поддержку со стороны местных властей в части создания современной системы религиозного образования на базе медресе при мечетях. «Например, в Волгограде сегодня нет ни одной официальной мечети, нет и, соответственно, полноценных медресе, в которых бы происходило обучение молодых людей правильному, традиционному исламу. До тех пор пока ситуация в этом отношении не изменится, будет сохраняться угроза со стороны вербовщиков и пропагандистов ИГ», - заявил один из участников дискуссии. Эта позиция получила поддержку абсолютного большинства представителей арабских и африканских государств, участвовавших в работе круглого стола.
По данным местных силовиков, которые были озвучены на круглом столе, только из Волгоградской области в «Исламское государство» выехало более 60 человек. По мнению руководителя общественной организации «Русско-арабское сотрудничество» Омара Абул Нассера, «сегодня необходимо начать воспитывать мусульманскую молодежь, в том числе в Волгограде, в медресе при мечетях, чтобы эти молодые люди не уходили в Интернет, не попадали под влияние виртуальных или реальных экстремистских проповедников».
Отсутствие современной системы и инфраструктуры религиозного (исламского) образования в Волгограде, по словам участников круглого стола, приводит к тому, что эту «образовательно-просветительскую пустоту» заполняют проповедники джихадизма, действующие через социальные сети и личное общение. По словам ливанца доктора Саада Карима, «российским мусульманам, прежде всего, молодежи, сегодня необходим авторитетный духовный учитель-наставник, это реальная альтернатива ваххабитскому влиянию, от которого больше всего страдают сами мусульмане».
Представители африканских стран обратили внимание, что на их континенте распространение идеологии ИГ сегодня связано с двумя основными причинами – низким уровнем жизни населения и массовым ощущением несправедливости социально-государственного устройства их обществ: «В общественном мнении есть запрос на справедливость и на достойную жизнь. Отсутствие работы, нехватка денег, проблемы с занятостью делают молодых мусульман отзывчивыми на вербовочные инициативы представителей ИГ и других аналогичных групп, тем более, что они, как правило, всегда дополняют свои религиозные рассуждения оказанием конкретной, хотя и не большой, финансовой помощи. И это нередко оказывается решающим фактором, толкающим молодых людей в ряды ИГ».
По мнению участников круглого стола, запрос на справедливость есть и в современных постсоветских обществах, в том числе в России, и здесь также есть проблемы с обеспечением занятости и достойного уровня жизни. Все это вместе, наряду с отсутствием системы современного религиозного образования, может способствовать успеху вербовочной работы ИГ в РФ и других постсоветских республиках. Преподаватель Волгоградского гостехуниверситета (ВолГТУ) йеменец Мохаммед Аль Ашваль, напомнив, что «Ислам – это одно из имен Бога», отметил, что «главная причина терроризма – это бедность и несправедливость»: «Вербовщики ИГ успешно используют эти факторы, обещая исправить несправедливость и устранить бедность. Остановить проекты радикализации можно лишь одним способом – устраняя их социально-экономические причины и развивая систему эффективного религиозного образования».
Участники круглого стола заявили о необходимости популяризировать в исламском мире российские религиозные образовательные учреждения - исламские академии и медресе в Татарстане, Чечне и других регионах, а также содействовать возвращению популярности таким центрам обучения традиционному исламу, как египетский университет «Аль-Азхар». По словам представителя шиитской общины Ливана, «проблемы с радикализмом в исламском мире начались вскоре после того, как саудовские образовательные центры перехватили лидерство у египетских и среднеазиатских медресе и духовных академий»: «Это позволило ваххабитскому духовенству из Саудовской Аравии агрессивно навязывать свою версию ислама мусульманам бывшего СССР».
Участники круглого стола единогласно поддержали предложение Клуба экспертов Нижнего Поволжья создать в Волгограде специальный «исламский круглый стол», который бы объединил религиозных деятелей и активных мусульман города и стал бы площадкой для регулярного обсуждения проблем и вопросов, являющихся актуальными для волгоградских мусульман. Предполагается, что «исламский круглый стол» будет собираться раз в два-три месяца.
«Следует отметить, что все участники дискуссии выразили свое негативное отношение к проекту ИГ и осудили практику его лидеров и пропагандистов, дискредитирующих ислам как религию и мусульман как социальную группу», - прокомментировала итоги круглого стола его участник, сотрудник администрации Волгограда Ольга Закачурина.
«Специфика аудитории определила два варианта объяснения феномена распространения проекта ИГ в сегодняшнем мире, - резюмировал итоги дискуссии Александр Стризое. – Первый вариант – внутриисламский, доктринальный, он основан на подчеркивании фактора неправильных религиозных учителей-наставников, следования ложным авторитетам, неправильно понятых первоисточников. Вторая группа объяснений связана с повседневной жизнью, которую даже верующие мусульмане не способны игнорировать – это и социальное расслоение, и борьба местных кланов, и влияние на религиозные мотивации сугубо экономических интересов и проектов. На мой взгляд, самая большая сложность состоит в том, чтобы сочетать эти факторы, так как в реальности есть и то и другое. Важно также, что участники дискуссии отметили, что поскольку они живут в России, то их больше заботит сегодня именно российская ситуация, а не то, что происходит на исторической родине. И хорошо бы эту озабоченность разделить всем россиянам».
комментарии(0)