Мусорная реформа в Краснодарском крае буксует. Губернатор Вениамин Кондратьев ранее отсрочил ее запуск на год из-за опасения роста тарифов. Но и без реформы жители региона в этом году стали платить за вывоз мусора на 35% больше в пересчете на человека – такие данные привел на совещании 26 ноября замминистра ТЭК и ЖКХ Краснодарского края Александр Трембицкий, сообщает издание «Блокнот». Территориальная схема размещения отходов будет окончательно принята после согласования в Минприроды РФ и общественных слушаний только в апреле будущего года. Под вопросом попадание кубанских свалок в федеральную программу «Чистая страна»: финансирование уже получили 164 объекта из 191, осталось всего 33 вакантных места, в то время как на территории Кубани находится 90 свалок, нуждающихся в рекультивации, и регион может вообще не успеть попасть в проект – а значит, будет вынужден проводить рекультивацию за собственные деньги.
На федеральном уровне реформа стартовала с 1 января 2019 года, но на Кубани ее решили отложить: как пояснял в апреле министр энергетики и жилищно-коммунального хозяйства региона Евгений Зименко, в связи с возникшими проблемами. При подготовке к реформе территорию края разделили на 11 зон, где должны были появиться регоператоры, восемь операторов уже определили, затем возникли сложности с лицензированием полигонов, 80% тарифа составляют транспортные расходы. Схему зонирования решили пересмотреть, после изменений будет снова объявлен конкурс на определение регоператоров.
На этом фоне в крае обостряются мусорные проблемы. «По мнению экспертов, в регионе сложилась катастрофическая ситуация с вывозом и переработкой мусора, – говорится в публикации на сайте «Давыдов. Индекс». – Предстоит наладить контакт с общественностью, выбрать региональных операторов, построить необходимую инфраструктуру, внедрить раздельный сбор мусора». Как легко заметить, все эти важные цели отнесены к будущему. А сейчас возникают, мягко говоря, перебои. Например, в начале года администрация города рапортовала, что на улицах краевого центра около контейнерных площадок скопилось порядка 200 тыс. кубометров мусора. «Шок, отчаяние, дикая головная боль, приступы тошноты – это состояния, которые я испытала вчера, перемещаясь от одних гор мусора к другим, от одного бетонного завода к другому, от пунктов сбора металлолома к незаконным сортировкам мусора, – пишет в своем Instagram лидер движения «Помоги городу» Елена Шувалова в конце октября. – Мусорная реформа провалена в Краснодаре и крае. Это факт. Мусор наступает. Власть бессильна. Закон не работает. Все это приводит к тому, что жители поселка Индустриальный, поселка Победитель и поселка Дивного закрывают плотно окна и по ночам тушат пожары на мусорных кучах, которые везут сюда бесконечно черные мусорщики и ассенизаторы, которых никто не может остановить (или не хочет?). Все поля и лесополосы завалены опасными отходами».
Еще одной точкой напряжения на мусорной карте Кубани стал Туапсе. Местные жители обеспокоены свалкой на мысе Кадош. Чиновники организовали круглый стол, на который пригласили общественников. Правда, как пишут в соцсетях, принципиально важные вопросы на нем как раз не обсуждались. Например, вопрос, что эта свалка имеет разрешение только на размещение строительных отходов 5 класса. Что действующих лицензий для работы с отходами I-IV класса опасности на Кадоше у ведущих там хозяйственную деятельность компаний нет. Что никакой сортировки отходов там нет. Зато выступавшие от имени жителей Туапсе выразили готовность оплатить повышение тарифа в 2-3 раза. А сразу после встречи с общественниками были размещены закупки на вывоз отходов со свалки на Кадоше в 2020 году на сумму 242 млн руб.
При этом в одной из территориальных зон, на которые авторы реформы разделили Кубань, региональный оператор работает еще с 2017 года. Это АО «Мусороуборочная компания» – она обосновалась в Краснодаре и Динском районе, выиграв 10-летний контракт. В 2017 года она даже вошла в общероссийский топ-10 участников рынка твердых бытовых отходов – единственная компания из верхушки рейтинга, не связанная с Москвой, Подмосковьем или Санкт-Петербургом.
Но интересна она не только этим, но и своими партнерами. Согласно открытой информации, крупным поставщиком АО «Мусороуборочная компания» является ЗАО «Кубаньоптплодторг». «Согласно данным сайта госзакупок, в прошлом году оператор закупил у ЗАО «Кубаньоптпродторг» товаров на сумму свыше полмиллиарда рублей, 2019 год добавит к этой цифре еще больше ста миллионов, речь идет о шинах, нефтепродуктах и тому подобных товарах, – пишет «Кубань Информ» . – При том, что до 2017 года вышеупомянутая компания на рынке госзаказа была более чем скромным игроком. До сотрудничества с «Мусороуборочной компанией» в 2015 и 2016 общий портфель контрактов не превышал и десяти миллионов».
Любопытная деталь здесь заключается в том, что СМИ ранее связывали «Кубаньоптплодторг», крупнейшего партнера «Мусороуборочной компании», с крупным и влиятельным кубанским бизнесменом Олегом Макаревичем: о том, что он предположительно контролирует компанию, не раз писал, например, «Коммерсант», в частности, год назад. А «Аргументы недели» прямо пишут со ссылкой на источники в правоохранительных органах, что Макаревич якобы является бенефициаром самой «Мусороуборочной компании» – но прямых подтверждений этому нет.
Сам Макаревич – личность известная, и не только своим масштабным бизнесом и влиянием, но и скандалами: в 2014 году он стал фигурантом уголовного дела о злоупотреблении полномочиями на 51 млн руб. и даже побывал под арестом, а в 2016-м, как сообщала «Новая газета», его недобрым словом поминали кубанские фермеры – участники нашумевшего тогда «тракторного марша» (о жестких, граничащих с рейдерством, методах достижения целей, которые применялись агрохолдингом Макаревича, рассказывал еще в 2012 году «Русский репортер»).
Таким образом, можно предположить, что кубанским властям, реализуя мусорную реформу в столице края, придется договариваться с очень серьезными людьми. Возможно, даже идти им на уступки – ведь в 2020 году в регионе пройдут выборы губернатора, и лишние конфликты Кондратьеву, затянувшему с принятием решений по реформе, не нужны. Впрочем, есть у него и другой вариант – в случае проблем свалить все на нижестоящих чиновников вплоть до муниципалов. Может быть, на это намекал губернатор, когда на совещании по реализации нацпроектов 26 ноября заявил: «Недобросовестных коллег нам не стоит беречь, потому что с ними ничего не достигнешь. Мне нужен пофамильный список людей, которые халатно относятся к выполнению региональных проектов. Они отвечают за реализацию нацпроектов своей должностью». Правда, вряд ли такой подход найдет понимание в федеральном Центре.
комментарии(0)