0
9434
Газета Регионы России Интернет-версия

25.05.2021 13:03:00

Енисейский транспортный узел: кто стоит за самым перспективным аэропортом Сибири?


Фото Вячеслава Степанова

Красноярск является одним из самых перспективных транспортно-логистических узлов в Сибири. В ближайшие годы аэропорт Красноярска ждет модернизация (по факту процесс модернизации идет уже с 2015 года), руководство вынашивает и другие планы по укреплению позиций на рынке авиаперевозок. Как аэропорт стремится стать ключевым хабом в регионе и кто обеспечивает его рост, разбиралась «НГ».

Зона опережающего развития и больших инвестиций

Во всех чиновничьих документах Красноярский край называют зоной опережающего развития страны. На языке обычных людей это значит, что это – самый богатый регион, куда выстроилась очередь из инвесторов. Здесь работают компании из высшего бизнес-эшелона: «Роснефть» (нефтедобыча), «Норникель», РУСАЛ (металлургия), En+ (гидроэнергетика), «Полюс» (золотодобыча) и другие. Значительная часть их проектов находится вдали от основных транспортных маршрутов. Это неизбежно сказывается на организации снабжения и быта и тормозит экономику региона.

Для простых людей проблема с транспортом стоит еще острее. Во многие уголки огромного Красноярского края (второго субъекта РФ по своим размерам) можно добраться только по воздуху. Созданная в советские времена сеть из малых аэропортов находится не в лучшем состоянии, из-за чего люди неделями ждут самолета на большую землю. Выходом из ситуации является развитие грузопассажирского хаба на базе Красноярского аэропорта, чем уже несколько лет занимается правительство региона и структуры, которые связывают с промышленником Олегом Дерипаской.

Стратегическое развитие Енисейской Сибири зависит от авиатранспортного сектора, в центре которого находится международный аэропорт Красноярска имени Дмитрия Хворостовского. Оператором аэропорта является ООО «Аэропорт Емельяново», которое входит в состав АО «ЭРА Групп», владельцем которого на паритетных началах является правительство региона и АО «Красинвест». За этой сложной схемой владения стоит фигура бизнесмена Дерипаски, с подачи которого в 2015 году началась масштабная перестройка аэропорта.

За несколько лет были построены новое здание пассажирского терминала, реконструированы технические объекты. Сейчас завершается ремонт магистральной рулежной дорожки. Модернизация аэропорта закончится в 2025 году и обойдется инвестору почти в 13 млрд руб.

Стратегическая цель международного аэропорта Красноярск – стать крупнейшим международным грузопассажирским хабом Сибири и Дальнего Востока. Сегодня он является одним из ключевых транспортных узлов страны. Красноярск занимает второе место по пассажиропотоку среди сибирских воздушных гаваней и входит в ТОП-10 по грузообороту. Со временем аэропорт, находящийся аккурат посередине трансконтинентальных маршрутов из Северной Америки и Европы в Азию, может перегнать региональных лидеров – Кольцово в Екатеринбурге и Толмачево в Новосибирске.

«Мы обслуживали по 2-3 рейса в сутки…»

«Аэропорт достаточно успешно прошел через пандемию. Мы не уволили ни одного сотрудника, не отказались от наших планов развития. Но пришлось снизить расходы почти на 90 млн руб. Благодаря мерам господдержки и экономии мы своевременно выплачивали зарплату, сумели избежать кассовых разрывов и налоговых задержек. Производственный процесс не останавливался ни на минуту», – говорит Андрей Метцлер, гендиректор красноярского аэропорта.

По его словам, бывали дни, когда в огромном пассажирском терминале было немноголюдно. «После ударного 2019 года, когда мы побили исторический рекорд по пассажиропотоку, преодолев отметку в 2,5 млн человек, аэропорт казался пустым. В разгар пандемии мы обслуживали по 2-3 пассажирских рейса в сутки. Это было непростое для нас время, но мы быстро адаптировались к ситуации и стали активно развивать грузовое направление. Это и позволило нам закончить год лучше, чем многие аэропорты», – вспоминает Метцлер.

В 2020 году пассажиропоток российских авиалиний обвалился почти вдвое. По данным Росавиации, с января по декабрь компании перевезли менее 69,2 млн человек, хотя в 2019-м это значение превышало 128 млн. В Красноярске на пике пандемии поток снизился на 88%. Сейчас отставание от доковидного 2019 года составляет 35%. Метцлер рассчитывает, что в 2021 году узел примет порядка 2,1 млн пассажиров.

Большие крылья

1 июня 2021 года красноярский аэропорт станет второй базовой площадкой для «Аэрофлота». В настоящее время авиакомпания базируется только в Шереметьево, что не совсем правильно для национального авиаперевозчика. Теперь жители Енисейской Сибири могут напрямую летать из Красноярска в Краснодар, Сочи, Симферополь и Благовещенск.

Соглашение о создании хаба «Аэрофлот», Красноярский край и аэропорт Красноярска подписали в конце марта 2019 года. На фоне пандемии официальный запуск полетов был перенесен на год.

Аэропорт Красноярска станет вторым базовым для перевозчика. В Красноярске на постоянной основе будет базироваться часть флота авиакомпании, появятся новые рабочие места для летного и наземного персонала.

Также в аэропорту Красноярска к 2025 году завершится строительство центра послепродажного обслуживания самолетов российского производства серии Superjet 100 и МС-21. По плану, центр должен включать две секции ангара на четыре борта. К этим секциям будут пристроены технические и офисные помещения.

Новая ответственность

В начале апреля 2021 года Красноярск принял в оперативное управление аэропорт столицы Хакасии – международный аэропорт Абакан. Инициатива принадлежала правительству Хакасии, которое подыскивало надежного партнера для управления региональным аэропортом.

Абаканский аэропорт – едва ли не единственный российский аэропорт, который по-прежнему находится в государственной собственности. На протяжении двадцати лет аэропорт приносил убытки. Чтобы сделать его как минимум безубыточным, власти региона заключили договор управления с собственником красноярского аэропорта.

Основная цель этого тандема – развитие воздушных ворот республики Хакасия, техническое обновление аэропорта, увеличение доступности перелетов и расширение маршрутной сети. Также в случае форс-мажорных обстоятельств аэропорт Хакасии сможет стать вспомогательной точкой приема большегрузных самолетов авиакомпании «Волга-Днепр».

Новая команда менеджеров из Красноярска планирует ежегодно на 10 процентов увеличивать доходность аэропорта Абакана. Для этого внедряются новые стандарты обслуживания пассажиров, появляются новые рейсы и модернизируется инфраструктура.

Грандиозные планы

Развитию пассажиропотока будет содействовать и реализация инвестпроекта по созданию единого авиаузла макрорегиона «Енисейская Сибирь». Сейчас под управлением Красноярска помимо Абакана находятся малые аэропорты Черемшанка, Богучаны и Игарка. Их интеграция поможет ускорить модернизацию аэропорта и глубже интегрировать Хакасию с ее большим туристическим потенциалом в общий социально-экономический вектор развития региона.

Правительство Красноярского края уже направило в Минэкономразвития России заявки на создание особой экономической зоны в рамках проекта «Красноярская технологическая долина», концепцию которой предложил один из ключевых инвесторов края Олег Дерипаска.

В 2015 году Дерипаска же инициировал ряд комплексных проектов в Красноярском крае, один из которых – проект интеграции нескольких бизнесов и создания на базе аэропорта Красноярск территории перспективного развития.

Уже подготовлено технико-экономическое обоснование (ТЭО) создания особой экономической зоны. Ведутся переговоры с российскими и зарубежными потенциальными резидентами. На реализацию проекта будет потрачено 60 млрд руб., из них 21,6 млрд уйдет на развитие магистральной инфраструктуры.

Хаб должен сделать Красноярский край транзитной точкой международной торговли и центром производства. Для стимулирования проекта и развития логистической инфраструктуры территории вокруг аэропорта хотят присвоить статус особой экономической зоны (ОЭЗ). Это может произойти уже в 2022 году.

СПРАВКА

Международный аэропорт Красноярск – один из важнейших авиатранспортных узлов Сибири и Дальнего Востока, стратегический транзитный узел в воздушном сообщении между Европой и Азией. Введен в эксплуатацию 25 октября 1980 года. С 1993 года имеет статус международного. Регулярные и чартерные пассажирские перевозки из международного аэропорта Красноярск осуществляют 16 пассажирских авиаперевозчиков по 53 направлениям.

Пассажиропоток международного аэропорта Красноярск в 2019 году составил более 2,5 млн пассажиров. В 2019 в рамках Network был признан Самым динамично развивающимся аэропорт Евразии. В 2020 году аэропорт занял второе место в рейтинге Forbes самых удобных аэропортов и третье место в номинации «Лучший субъект транспортной инфраструктуры воздушного транспорта» премии Транспортная безопасность РФ. В феврале 2021 года международный аэропорт Красноярск получил главную отраслевую награду «Лучший аэропорт: противостояние вызовам 2020» в VII национальной премии «Воздушные ворота России».


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


КПРФ опять посмотрит на Мавзолей Ленина сквозь декорации

КПРФ опять посмотрит на Мавзолей Ленина сквозь декорации

Дарья Гармоненко

Группа быстрого реагирования по защите исторической памяти до Красной площади не добралась

0
1057
Верховный суд показывает статистическую гуманизацию

Верховный суд показывает статистическую гуманизацию

Екатерина Трифонова

"Фактор СВО" в снижении числа уголовных дел пока сложно просчитать

0
893
Наступлению мира могут помешать украинские диверсанты

Наступлению мира могут помешать украинские диверсанты

Владимир Мухин

Киев способен продолжить гибридную войну против РФ

0
1623
СКР предъявил обвинение задержанному по подозрению в убийстве генерала Москалика

СКР предъявил обвинение задержанному по подозрению в убийстве генерала Москалика

0
732

Другие новости