0
744
Газета Религии Интернет-версия

13.07.2000 00:00:00

Бесстрашие теологии


Иеромонах Иларион (Алфеев). Православное богословие на рубеже столетий. - М.: Крутицкое Патриаршье Подворье, 1999, 426 с.

ЗАГЛАВИЕ нового сборника работ о. Илариона заставляет заподозрить, что мы будем иметь дело с юбилейным фолиантом, в котором отразятся все присущие этому жанру особенности. В действительности этот объемный труд опровергает все подобные ожидания, а неопределенность тех столетий, о рубеже которых читаем в названии, предоставляет автору возможности неограниченного хронологического маневра.

Работы, содержащиеся в сборнике, можно сгруппировать в три раздела. Первый касается духовного образования на христианском Востоке в I-VI вв., два других затрагивают русскую духовную школу XIX-XX вв. и современное православное богословие. Идея, объединяющая статьи сборника, пожалуй, одна: подлинно православное духовное образование и богословие возможны лишь там, где живой реальностью является святоотеческая литургическая и экзегетическая традиция. Последней имманентно присуще онтологическое и гносеологическое бесстрашие, готовность к признанию правоты собеседников, уважение к личности ученика.

То, как закладывались основы этой традиции, можно увидеть уже в опыте раннехристианских духовных училищ православного Востока - александрийского времен Климента и Оригена, сирийских Эдессы и Нисибина. О. Иларион подробно описывает педагогические приемы и внутренние правила, действовавшие в этих древних "семинариях", причем особо тепло отзывается о Сирии, где сохранились Правила Нисибийской школы (V-VI вв.) с широчайшей номенклатурой преподавательских и административных должностей (мепашкана - ректор, мехагйана - ритор, бадука - учитель философии и т.д.) По мнению о. Илариона, современная духовная школа может многому поучиться у древних училищ - содержательной стороне учебного процесса, мудрой организации, стилю отношений "учащий - учащийся".

С раннехристианского Востока читателю предлагается вернуться в Россию второй половины XIX-начала XX вв. О. Иларион комментирует состояние дореволюционной духовной школы. Он приводит свидетельства таких иерархов Русской Церкви, как митрополиты Антоний (Храповицкий), Евлогий (Георгиевский), Вениамин (Федченков). Ссылается он и на мирян - Н.Г. Помяловского, И.Шадрина, Б.Титлинова. Мнения архиереев и прихожан расходятся не слишком значительно: выпускники семинарий становились образованными священниками чаще всего не благодаря, а вопреки учебе. Предельная казуистичность образования, его выхолощенность, отрыв от жизненных реалий, пугающая атмосфера бурсы - вот характерные черты духовной школы, на которые обращает внимание о. Иларион. Негативное мнение о семинариях и академиях было даже у тех выпускников и преподавателей, кто нашел свое - порой почетное - место в науке и богословии (характерным примером является Е.Е. Голубинский).

В то же время о. Иларион указывает, что лучшие черты русского духовного образования не исчезли после революции, а возродились в так называемой "парижской школе" Свято-Сергиева богословского института. "Парижанам" свойственна укорененность в святоотеческом богословии, евхаристичность мышления, основательность исследования. Краткие очерки следующего раздела рецензируемой книги посвящены "богословам уходящего века". Здесь читатель найдет статью об архимандрите Киприане (Керн), а также описание трудов протоиерея Иоанна Мейендорфа, архимандрита Софрония (Сахарова), митрополита Сурожского Антония и епископа Диоклийского Каллиста - единственного из перечисленных, не связанного с Россией корнями родства. Принцип выбора автором названных богословов прост - это личное знакомство с большинством из них. Надо сказать, что и объективно эти люди определяли и определяют пути современного богословия в его основных направлениях.

Наибольшую полемическую заостренность имеет раздел работы о. Илариона о современном состоянии духовной школы и богословской мысли в России. Сюда вошли два доклада, сделанные на конференциях в Югославии и Италии в1997-1999 гг. В них подвергается резкой аргументированной критике метод и суть нынешнего образования в Русской Церкви. Основные упреки о. Илариона сводятся к тому, что родимые пятна дореволюционной бурсы не сведены до сих пор. Как следствие, духовная школа не в состоянии впитать и воспринять то богатство знания и богословской мысли, которое дал XX век. О. Иларион предлагает и позитивную программу преобразований семинарского и академического обучения: отказ от безжизненных схем, обращение к новейшему уровню исследований, в том числе зарубежных, внимание к повседневным духовным проблемам, сочетание молитвенного и ученого начал, гармонизация учебных программ и внутренних отношений в духовных школах, максимальная открытость образования.

Книга о. Илариона (Алфеева) - первый и пока единственный труд, в котором бы с такой исчерпывающей полнотой ставились и решались проблемы уровня современной православной мысли и науки. Лишенная елейности, эпатажа и назиданий, откровенная и искренняя, эта работа, будем надеяться, поможет открыть еще один подход к возрождению традиций "золотого века" русского богословия.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Открытое письмо Анатолия Сульянова Генпрокурору РФ Игорю Краснову

0
1223
Энергетика как искусство

Энергетика как искусство

Василий Матвеев

Участники выставки в Иркутске художественно переосмыслили работу важнейшей отрасли

0
1409
Подмосковье переходит на новые лифты

Подмосковье переходит на новые лифты

Георгий Соловьев

В домах региона устанавливают несколько сотен современных подъемников ежегодно

0
1531
Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Анастасия Башкатова

Геннадий Петров

Президент рассказал о тревогах в связи с инфляцией, достижениях в Сирии и о России как единой семье

0
3743

Другие новости