0
3449
Газета Религии Интернет-версия

13.02.2002 00:00:00

Лик над бездной

Тэги: карачаевочеркесия, спас, христос


В нашей не вполне внятной жизни все же бывают такие события, такие факты, проникшись которыми можно уверенно сказать: нет, это не подлежит сомнению. Именно о таком событии мне и хотелось рассказать. Событие это чрезвычайно важно для Северного Кавказа, а значит, и для России в целом, ибо многие главные узлы нашего народного, государственного и человеческого бытия разрешаются именно в этом регионе.

Об этом мне первым поведал земляк-кубанец, фотохудожник, ветеран АПН "Новости" Алексей Николаевич Жигайлов. В летние месяцы он живет в своей родной станице Передовой. На этот раз он вернулся в столицу не то что возбужденным, но действительно потрясенным. Показывал фотографии и все рассказывал и рассказывал, припоминая какие-то новые подробности происшедшего. В Зеленчукском районе Карачаево-Черкесии, у древнего поселения Нижний Архыз, высоко на отвесной скале обнаружена наскальная икона Спаса Нерукотворного. Спас - общепринятое сокращение от Спаситель. То есть на скале проступило древнее изображение Иисуса Христа. По всем признакам в этой иконе явно угадывалось первое оглавное иконографическое изображение Спасителя, известное как Спас Нерукотворный. Особенность же наскального образа состоит в том, что он при дневном освещении, под прямыми лучами солнца невидим, но утром или вечером, а также в ненастную погоду на скале четко проступает лик Спасителя.

Образ как бы повторяет известное на Руси предание о Граде невидимом. Когда граду грозила опасность, во времена смут и торжества тьмы, Господь покрывал его "дланию своею", и он становился невидимым. Так и этот наскальный образ Спаса долго оставался никем не замечаемым. И только совсем недавно его заметили охотники, жители станицы Зеленчукской братья Сергей и Анатолий Варченко. Видимо, их потрясение от увиденного было столь сильным, что о наскальном лике Спаса вскоре узнали не только священники, но и жители окрестных поселений и станиц.

Поразительно, с какой настойчивостью образ скрывался от людей, оставаясь невидимым. Во всяком случае, когда кандидат исторических наук, доцент кафедры культуры Армавирского педагогического института Сергей Малахов, совершивший восхождение к образу, обратился к известному ученому, доктору исторических наук Владимиру Александровичу Кузнецову, который учительствовал здесь в пятидесятые годы, всю жизнь изучал эти места и даже недавно выпустил исследование по Нижнему Архызу, тот с удивлением признался, что за все годы работы в этих краях ничего о наскальном образе Спасителя не слышал.

Точнее было бы сказать, что образ Спаса открывался, но далеко не каждому, а лишь тем, чьи души готовы были его увидеть. Не случайно он называется в народе потаенной иконой. Кое-кому он открывался и ранее. Рассказывают, что видели его в годы Великой Отечественной войны и что вообще эту наскальную икону открыли еще до основания здесь Александро-Афонского мужского монастыря, существовавшего с 1889 по 1924 год. Во всяком случае, говорят же не как о предположении, а как о факте, не подлежащем сомнению, что где-то рядом находится и наскальная икона Богородицы. То есть кое-кто и ее уже видит...

Чтобы читателю был ясен масштаб нынешнего события, его духовная глубина, напомним значение иконописного Спаса Нерукотворного, как его сохраняет православное предание, называемое Нерукотворный убрус царя Авгаря (убрус - по-древнерусски плат). Первые предания о нерукотворном образе относятся к II-III векам нашей эры. Примерно в 31-32 году эдесский царь Авгарь послал письмо к Иисусу Христу в Иерусалим с просьбой прибыть в Эдессу и исцелить его от проказы. Христос послал своего апостола Фаддея, который и исцелил царя. Авгарь же в ответ отправил своего живописца, чтобы тот снял портрет с Христа. Но у живописца портрет не получался, так как от Иисуса исходил словно некий свет, мешавший художнику уловить его черты. Тогда Христос, попросив чистый плат и умыв лицо, отер его им. На плате чудесным образом запечатлелся его лик. Царь Авгарь в благодарность за свое чудесное исцеление повелел набить плат на "доску негниющую" и установить его над вратами города, убрав оттуда языческого идола.

Примечательна дальнейшая судьба христианской святыни. В середине X века убрус из Эдессы переносится в Константинополь. В память об этом перенесении был установлен церковный праздник, который Православная Церковь почитает по сей день: 29 августа. После захвата византийской столицы крестоносцами в 1204 году Эдесский убрус исчез. По одним соображениям, он был вывезен в Рим, по другим - утонул во время его переправы в Венецию. И до сих пор святыня считается утраченной.

Возникает вопросы: а не по убрусу ли создавался этот образ? И не является ли это прямым свидетельством об утраченной святыне? Примечательно, что древняя крепость, находящаяся здесь, не была сильно укрепленной. Видимо, жители города более полагались не на прочность крепостных стен, а на силу Спаса Нерукотворного.

Алексей Жигайлов, дважды совершавший восхождение к Лику, так передал свое впечатление от встречи с ним: "Уставший, мокрый от усиливающегося дождя, я буквально выполз на очередной выступ скалы. И тут глаза мои встретились с Ликом Христа. На каменной стене передо мной было огромное, выше человеческого роста, его изображение. Широко открытыми глазами Спаситель спокойно и внимательно смотрел на меня, грешника, отважившегося в непогоду, под вспышки молний подняться в его скальную нишу. Я стал на колени и сказал сам себе: "Бог есть!"..."

Первооткрыватель наскальной иконы Спаса Нерукотворного Анатолий Александрович Демаков выпустил брошюру "Архызский лик - потаенная икона" (Нижний Архыз, 2001 г.), в которой приходит к выводу, что время создания лика относится к византийскому периоду Нижне-Архызского городища, предположительно его можно отнести к IX веку. Он также сделал важное наблюдение о том, что согласно христианской традиции в Нижнем Архызе устраивалось место по образу и подобию Синайской горы, что близость между синайскими и архызскими памятниками очевидна. Исследователь приходит к выводу о том, что "портретным" аналогом Архызского лика является знаменитая синайская икона Христа Пантократора, написанная в VI веке.

Долина Зеленчука является средоточием древних памятников христианства, крупнейшим религиозным центром древней Алании. В начале X века на правом берегу реки были возведены чудом сохранившиеся и по нынешний день три крестокупольных храма, известные теперь как Северный, Средний и Южный Зеленчукские храмы. В Северном храме Нижне-Архызского городища в 916 году произошел выдающийся исторический акт официального крещения Алании (Осетии).

Но эти храмы только один, так сказать, фрагмент древней христианской цивилизации Северного Кавказа от Тамани до Абхазии. Цивилизации, к сожалению, забытой. Здесь миссионерствовали шесть апостолов с учениками. По берегам Черного моря проповедовали Андрей Первозванный, Симон Кананит, святой Матфей... Христианство в Киевскую Русь шло через Северный Кавказ. Там была первая на Руси епархия - Томитанская, с центром в современной Тамани. Новые археологические исследования свидетельствуют, что первое Фотиево крещение произошло именно на Тамани, и, как считают некоторые исследователи, крещальную миссию осуществляли святые равноапостольные Кирилл и Мефодий. Уже в V-VII веках христианство укоренилось здесь и подготовило почву для последующего акта крещения князя Владимира и жителей Киева в 988 году и принятия христианства государственной религией на Руси...

Теперь уже очевидно то, что ранее было не вполне ясным: когда Россия столь упорно пробивалась на Кавказ в последующие века своей истории, она добивалась не только геополитических и стратегических выгод, но и возвращалась к своему духовному первоистоку.

Есть глубокий смысл в том, что "дуга нестабильности", определяемая геополитиками, которая проходит по Северному Кавказу, совпадает с районами древнего христианства. Причем чем сильнее дает о себе знать нестабильность, тем явственнее проступает значение этих мест в христианском мире.

Явилась святыня не только христиан Кавказа и России, но и, безусловно, всего православного мира. В связи с этим думается и о том, что руководство Карачаево-Черкесской Республики просто обязано воспользоваться возможностью выгодной организации паломничества православных к своей вновь обретенной святыне. Настоятель одного из зеленчукских храмов, церкви пророка Божия Илии протоиерей Виктор (Плотников) сообщает мне о том, что надо сделать для действительного возвращения святыни людям: "Сейчас необходимо его возможно более точно датировать современными научными средствами. Обустроить, чтобы сохранить для наших потомков. Сделать тропу, смотровую площадку, огородить. Построить часовню на трассе у подножия скалы, место отдыха и т.д. На все это нужны средства, которыми мы пока не располагаем".


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Быстрый, натриевый, безопасный

Быстрый, натриевый, безопасный

Владимир Полканов

Проект Росатома по строительству энергоблока будущего БН-1200М прошел экологическую экспертизу

0
1998
При выходе на пенсию уровень жизни может обвалиться в четыре раза

При выходе на пенсию уровень жизни может обвалиться в четыре раза

Анастасия Башкатова

Доходы пожилых все больше отстают от зарплат российских работников

0
2987
Гендерный разрыв в оплате труда оказался максимальным за 11 лет

Гендерный разрыв в оплате труда оказался максимальным за 11 лет

Ольга Соловьева

Геополитическая турбулентность ускорила в России рост зарплат у мужчин, но не у женщин

0
2364
Госдума придерживает гуманную инициативу Верховного суда

Госдума придерживает гуманную инициативу Верховного суда

Екатерина Трифонова

Беременных женщин и матерей с детьми предлагалось вообще не отправлять под стражу

0
2369

Другие новости