0
1727
Газета Антракт Интернет-версия

28.05.2004 00:00:00

Мегаломания кино

Тэги: тодоровский, кино, телевидение


тодоровский, кино, телевидение Киноман Валерий Тодоровский.
Фото Натальи Преображенской (НГ-фото)

- Валерий, могли бы вы определить понятие «современный кинематограф»?

– Я не киновед, слово «кинопроцесс», которым оперируют кинокритики и журналисты, для меня остается странным и непонятным. Для меня современное кино – это некоторое количество фильмов, которые мне интересны, это некоторое количество режиссеров, фильмы которых я бегу смотреть, как только они появляются на экранах. Честно говоря, это все. Несколько раз я попытался ответить на подобный вопрос, делал серьезное лицо, что-то говорил о тенденциях, но потом понял, что Бог не дал мне таланта анализа. Поэтому я руководствуюсь своим вкусом.

– Какие фильмы и режиссеры последнего времени вам показались интересными?

– Я очень люблю картины Такеши Китано, он меня каждый раз удивляет. Мне очень понравился фильм «21 грамм», который поставил мексиканский режиссер, прославившийся картиной «Сука любовь». Из наших фильмов я бы выделил «Кукушку» и «Бумер». Хороших фильмов, с одной стороны, мало, а с другой – они появляются каждый год. Я за ними слежу. Вообще я киноман, очень люблю смотреть кино.

– А что вы любите больше: делать кино или смотреть его?

– Для меня это одно и то же. Это образ жизни. Увиденный хороший фильм меня вдохновляет. Я знаю людей, которых значительное произведение может вогнать в депрессию: «Я так никогда не сделаю!» У меня же, сколько себя помню, после хорошего фильма начинают чесаться руки. Я понимаю, что остается еще масса нерассказанных историй. Для меня это мощный допинг.

– То есть вы не испытываете зависти?

– У меня возникает «белая» зависть, когда я вижу совершенный фильм. Восхищение подвигает меня к работе.

– Можете привести примеры совершенных, с вашей точки зрения, фильмов?

– Их очень много. Я думаю, что совершенен фильм «Кабаре» Боба Фосса. В нем невозможно поменять что-либо. В этот ряд я бы поставил картину Глеба Панфилова «Начало». Безукоризненным считаю «Пули над Бродвеем» Вуди Аллена. Я говорю о современном кино, а есть еще и киноклассика.

– Некоторое время назад я разговаривал с Егором Кончаловским, а потом и с его отцом. Егор полон замыслов и оптимизма, Кончаловский-старший говорит о кризисе кинематографа и важнейшим из искусств сегодня считает телевидение. Что вы можете сказать на этот счет?

– Это нормальное движение разных людей в разных направлениях. Например, любимый мною Александр Наумович Митта тоже говорит о торжестве телевидения. Дело в том, что и Андрей Кончаловский, и Митта большую часть своей жизни прожили в эпоху, когда в кинотеатры стояли толпы. Они выпускали новый фильм – и по всей стране люди его смотрели. Это счастье. Сейчас ситуация иная, поэтому в телевидении они видят выход к зрителю, к которому они привыкли. Телевизионный фильм одновременно смотрят 30–40 миллионов зрителей, это дорогого стоит. За это и я люблю телевидение. Но я принадлежу к другому поколению, как режиссер я не застал большой советский кинематограф, поэтому мне кажется, что в кино у нас еще есть шанс. К тому же, несмотря на все разговоры, Андрей Сергеевич снимает фильмы регулярно.

– В начале 90-х много говорили о необходимости притока свежей крови в наш кинематограф, сейчас этот приток состоялся. Кто-то с оптимизмом смотрит в будущее, но есть и скептики, позицию которых описывает формула Иосифа Бродского: «То, что считается свежей кровью, всегда оказывается в итоге обычной старой мочой».

– Если посмотреть на успехи последних лет, большинство из них связаны с дебютантами: Буслов, Звягинцев, Герман-младший. Что это, как не свежая кровь? Окажется ли она старой мочой, предстоит понять. Но пока что каждый год новыми людьми снимается три-четыре картины. Это немало. Трудно строить прогнозы. Кто-то говорит: нужно, чтобы в год появлялось двадцать хороших картин, а у нас их только три. Но посмотрите на Голливуд, сколько достойных фильмов выходит там за год?

– Вот уже несколько лет вы находитесь в двойственном положении: одной рукой вы делаете фильмы, другой – наладили железный поток сериалов. В чем, по-вашему, заключается основная пагуба сериалов?

– Ничего нового не скажу. Телевидение всегда будет делать то, что хотят смотреть люди. С этим нужно смириться. В отличие от кино, где возможен уход в сторону узкого круга зрителей, телевидение не имеет права создавать то, что будет интересно немногим. С одной стороны, это живая ситуация, а с другой – нужно честно признаться: массы людей хотят чего-то незатейливого и их вкус не всегда высок. Сериалы являются мучительным поиском компромисса между попыткой сделать нечто хорошее и угодить самому низкому вкусу. Надо отдавать себе отчет в том, что эстеты миллионами не исчисляются. Поэтому достойные сериалы зачастую проваливаются, а недостойные – выигрывают. Журналисты, которые, по моему мнению, чаще всего находятся в отрыве от действительности, никак не могут понять, почему сериалы не такие, как фильмы Тарковского.

– Вам удается гармонизировать два ваших занятия?

– То, о чем я сказал, – драма телевидения. Но я пытаюсь, учитывая массового зрителя и понимая правила игры, рассказывать истории, которые для меня лично представляют ценность. Иногда это получается, иногда – нет. С фильмом «Идиот» мы получили успех и кучу наград, но я прекрасно понимаю, что такой сериал можно делать один раз в пять лет. Нельзя человека триста дней в году кормить Достоевским.

– То есть между двумя вашими ипостасями противоречия нет?

– Нет. Как только я поймаю себя на том, что утро я должен прожить одним Валерой Тодоровским, а после двух часов, переключив рубильник, стать циничным телевизионным продюсером, я изменю свою жизнь. От такого раздвоения личности я просто погибну. Драматический момент заключается в том, что сериал, который, по моему убеждению, должен иметь успех, его не имеет. Чаще всего я получаю объяснение: слишком сложно, надо еще проще.

– Но путь к простоте – путь к дисквалификации.

– Если я почувствую, что она наступает, буду делать выбор.

– Детский вопрос: зачем вы снимаете кино?

– Я не думаю, что кто-то может ответить на этот вопрос.

– Я встречал тех, кто отвечает.

– Давайте сойдемся на том, что это попытки ответить. Я снимаю кино потому, что очень хочется.

– Хочется чего?

– Многого. Хочется еще раз побывать в этом процессе. Хочется ощутить, когда из ничего кусочками ты выстраиваешь целый мир. Эта профессия меня притягивает своей мегаломанической сущностью: ты создаешь мир, в котором есть все, кроме запахов. Это сильный наркотик. С другой стороны, может случиться огромная радость, когда ты обнаруживаешь, что полный зал молча смотрит твой фильм, что ты «взял» людей, их эмоции и внимание. Это тоже сильное ощущение, которое хочется испытывать еще и еще. Вот чего у меня нет, так это ощущения предназначения или миссии.

– На этапе замысла и съемок вы учитываете зрителя или для вас важен сам процесс?

– Я о зрителе помню. Я не работаю под него, а именно помню. Мне как кинозрителю не нравится вялое кино. Поэтому я пытаюсь интересно рассказать свою историю. Я сижу ночами перед съемками, убираю лишнюю сцену, лишнюю фразу. Очень важно найти нужную форму, понять, что этот фильм не может быть длиннее полутора часов, а этот – только два часа. Что меня не устраивает в театре? Отсутствие необходимой и достаточной компактности. Даже хороший спектакль может идти четыре с половиной часа! Я себе такого позволить не могу. Почти в каждом фильме я вырезал две-три нестыдные сцены в угоду целому. Я понимал: если их оставить, изменится способ рассказа.

– Вы оперируете понятием «элитарное кино»?

– Нет. Более того, для меня элитарное кино – синоним плохого кино. Я не считаю себя ни идиотом, ни безвкусным человеком. Если мне фильм смотреть неинтересно, для меня он плохой, даже если его трижды объявили элитарным. Правда, я не знаю, кто в эту элиту входит. Я с одинаковым интересом могу смотреть и простые триллеры, и фильмы Сокурова.

– Ваши фильмы получали призы на разных фестивалях, вы были председателем жюри на «Кинотавре», у вас остались неудовлетворенные амбиции?

– Режиссер живет от фильма к фильму. Главная моя амбиция – снять еще один фильм. А потом еще один. Все остальное – следствие. Конечно, хочется, чтобы он шел во всех кинотеатрах, чтобы о нем хорошо писали в газетах, чтобы ему давали разные призы. Но главное – стремление снять следующий фильм. Это большая амбиция, я уже говорил о мегаломании, заложенной в профессии.

– Чье мнение о снятом фильме для вас важно?

– У меня есть круг близких людей, чей вкус является для меня авторитетным. В него входят мои родители, мой сын, друзья. С ними я могу серьезно разговаривать. Но и мнение публики для меня отнюдь не последнее.

– Скажите пару слов о вашем новом фильме.

– Он называется «Мой сводный брат Франкенштейн», его премьера состоится на «Кинотавре». Этот фильм, как мне кажется, не похож на то, что я делал раньше. Это современная история, главную роль играет новый артист Даниил Спиваковский, заняты в фильме две наши звезды – Лена Яковлева и Леонид Ярмольник. Дальше – смотрите фильм.

– Хочу вернуться к вашей работе на телевидении. Какие у вас здесь перспективы?

– У меня сейчас появилось ощущение, что я прошел свой первый этап на телевидении – этап обучения. Дальше мне нужно будет принимать какие-то решения. Первый пуд соли я съел, не хотелось бы превратить это в рутину и просто день изо дня выполнять свои обязательства. Мне необходимо движение вперед – осмысленное, профессиональное, грамотное. Признаюсь вам, я сейчас размышляю на эту тему.

– Вы закончили этап обучения на телевидении, чему оно вас научило?

– Самое страшное и одновременно самое замечательное, что есть на телевидении, – это рейтинг. Всякий, кто профессионально занимается телевидением, начинает свой день с просмотра рейтингов. В зависимости от них настроение человека либо падает до нуля, либо взлетает. Это тот вид деятельности, который дает моментальную отдачу. Для меня важно, что телевидение дисциплинирует, поворачивает тебя лицом к реальности, заставляет думать, для кого и что ты делаешь. Я имею в виду работу продюсера. Продюсер в отличие от режиссера должен четко понимать, что делать, зачем и для кого. Для меня это основное определение продюсерства. Одной из проблем нашего кино последних лет является отсутствие внятности, понимания, что ты делаешь и зачем. Я видел очень много фильмов, проблема которых не в бездарности авторов, не в плохой игре артистов, а в отсутствии изначальной продюсерской идеи. В результате получается картина не авторская, не коммерческая, не зрительская, а никакая. Телевидение себе этого не позволяет.

– А вы не находите, что все эти рейтинги превращаются в спортивные показатели: мы на долю впереди сериала с соседнего канала.

– Нет. Это грубое и жестокое измерение реальности, в которой ты живешь. Если вы посмотрите рейтинги за год, вы увидите, что люди смотрели, что у них вызвало реакцию. Это не вопрос, кто добежал первым, ты понимаешь, что вокруг тебя происходит. Я не хочу сказать, что только так и нужно, что этот принцип должен распространяться на все сферы человеческой деятельности, включая живописца, пишущего портрет у себя в мастерской. Но для меня как для кинорежиссера эта дисциплина очень важна.

– Телевизионщики, почесывая собственное самолюбие, любят порассуждать на тему: телевидение – это искусство. Вы согласны с этим?

– Да. Это специфический вид массового искусства. Конфетные обертки или реклама – это тоже вид искусства. Они имеют свой дизайн, стиль. Иногда стиль, формирующий целое поколение. Нужно трезво смотреть на мир.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
1488
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
3391
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
2478
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1994

Другие новости