0
765
Газета Антракт Интернет-версия

06.10.2006 00:00:00

Наследники алхимиков

Тэги: серебрянная камера, фотография, манеж


Конкурс на лучший фоторепортаж о Москве наконец, пусть и временно, обосновался в стенах главного столичного выставочного зала.

Вопреки традиции толчеи не было. Стенды выставки заполнили лишь треть огромного пространства нижнего яруса Манежа. Если бы Лужкову таки удалось устроить здесь паркинг, места хватило бы всем – и экспозиции, и автомобилям посетителей.

Статус «выставки в Манеже», что и говорить, обязывает. За предыдущие конкурсные сезоны уже успел сформироваться и круг более-менее постоянных призеров, и сам «призовой формат». Непременные мечтательные молодые люди за столиками кафе годами кочевали из серии в серию. В репортажах «Серебряной камеры» город представал таким, каким его хотела бы видеть мэрия – главный патрон конкурса. Да и сам жанр «репортажа» в рамках конкурса традиционно сильно размывался, вмещая в себя и студийную съемку знаменитостей, и пиктореалистические пейзажи, и концептуальные экзерсисы актуальных московских художников «в технике фотографии».

И все же, несмотря на ворчание недоброжелателей и придирки прессы, этот конкурс ежегодно открывал свежие имена московских фотографов, а мэтрам давал возможность «тряхнуть стариной» и раскрыться по-новому. Конкурс задавал планку. Здесь старались строго следовать требованиям хорошего вкуса, хотя и вынуждены были порой награждать «кого надо». Попасть в экспозицию «Серебряной камеры» для фотографа было волнительно, найти свою работу на «престижном» первом этаже МДФ – уже почетно. Ну а стать призером – значило, почитай, войти в историю.

Поэтому на вернисаж в Манеж публика собиралась с предвкушением праздника. Среди стендов выставки сверкали улыбки особо важных персон, раздавались интервью, произносились речи. Евгений Бунимович приветствовал собравшихся от имени Мосгордумы. Владислав Флярковский, благодушно сияя, переходил от стенда к стенду в сопровождении телекамер канала «Культура».

Однако, к сожалению, похоже, что переезд в новый зал вопреки надеждам что-то нарушил в годами отлаженном механизме конкурса. Один старый и маститый московский фотограф любит при случае заметить, что, мол, цифровая фотография в наше время играет роль гаммельнского крысолова. Доступная всем и каждому, почти не требующая специальных навыков, эта технология завоевывает массы желающих «тупо научиться фоткать» и уводит их в сторону от подлинного таинства. Каковым является «наследие алхимии» – классический фотопроцесс, таинственные галогениды серебра, бромсеребряная печать и прочие понятные лишь посвященным атрибуты магии светописи. Сюда же относятся и такие архаизмы, как строгость композиции, светотеневой рисунок, атмосфера, аура снимка. И слава Богу, говорит мэтр, пусть все это вновь станет уделом немногих посвященных.

Из всего обилия снимков, заполнивших стены, лишь две или три серии могут претендовать на звание крепких профессиональных работ. В лучшие годы «Серебряной камеры» они демонстрировали бы хороший средний уровень. Сейчас циклы «Уходящее поколение», «Тяжелое дыхание зимы» и «Поединок характеров и моторов» – пожалуй, единственное, о чем вообще хочется говорить. Пусть все три серии – лишь качественные вариации сюжетов, эксплуатируемых десятилетиями, пусть одна из серий напечатана в довольно сомнительном цифровом качестве, это все же осмысленные и профессиональные работы. Все остальное, увы, сливается в безликую кашу из дурных композиций, нечеткого фокуса, варварской «фотошопной» обработки, отвратительной зачастую принтерной печати, и «репортажных» сюжетов, достойных разве что заводской многотиражки. Тут и там встречаются наивные и неумелые «подражания» призовым сериям прежних лет.

«Серебряная камера» на сегодняшний день – единственный более-менее масштабный фотоконкурс в столице. Жаль, если он перейдет в категорию «для начинающих фотолюбителей». И чтобы впрыснуть в него новую кровь, возможно, необходима альтернатива. Москва – город, мягко говоря, не обделенный талантливыми фотографами. При кураторской воле их нетрудно разыскать. Заинтересовать конкурсом – немного труднее. Но стоит попытаться.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Эльвира Набиуллина видит угрозу в "переманивании" работников в РФ

Эльвира Набиуллина видит угрозу в "переманивании" работников в РФ

Михаил Сергеев

Максим Орешкин обосновал политику крепкого рубля, которая стала сюрпризом для правительства

0
1015
Власти оттачивают инструмент силового контроля над партиями

Власти оттачивают инструмент силового контроля над партиями

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Перед выборами 2026 года алтайские коммунисты попали под экспериментальные преследования

0
880
Краснов достроит вертикаль руководства третьей властью

Краснов достроит вертикаль руководства третьей властью

Екатерина Трифонова

Иван Родин

Председатель Верховного суда РФ ставит подпись под кадровыми и системными решениями

0
1147
В Бельгии задержали экс-главу европейской дипломатии Федерику Могерини

В Бельгии задержали экс-главу европейской дипломатии Федерику Могерини

0
459

Другие новости